> «Суперджет» против пилота - Аргументы Недели

//Общество 13+

«Суперджет» против пилота

№  () от 2 июня 2020 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]

Фото АГН «Москва» / С. Ведяшкин

В редакцию «Аргументов недели» пришло письмо по катастрофе авиалайнера «Сухой Суперджет 100» 5 мая прошлого года в Шереметьево. Тогда погиб 41 человек. Сегодня известно, что следствие закончено (в рекордные для такого дела сроки!), капитана корабля Дениса Евдокимова ждёт суд. И не исключено, суровый приговор. Следствие, в том числе и расследование Межгосударственного авиационного комитета (МАК), по давней традиции старательно возлагает вину на пилота. Что принципиально важно, в авиационном мире нет единого мнения по поводу этой трагедии.

Где была молниезащита?

Начнём с письма ветерана лётных испытаний. В его компетенции – радиоэлектронное оборудование самолётов, системы автоматического управления. Привожу с минимальными правками:

«Уверен, что имею право высказать своё мнение по этому вопросу. Основания для этого есть. Занимался лётными испытаниями, в том числе отрабатывали аппаратуру захода на посадку при нулевой видимости (под шторками) на самолёте Ил-18 бортовой №4103 в г. Жуковском. Командир – заслуженный лётчик-испытатель из ЛИИ им. М.М. Громова Адамович-Йодко Н.В. На последнем этапе захода на посадку на высоте 10 метров должна поступить команда на кабрирование – нос самолёта вверх. Если команда поступала вовремя – то всё было нормально. Если раньше – то долгая тянучка на высоте метр-два. Если позже – то жёсткая посадка. И вот финал – команда поступила слишком поздно. Удар о взлётно-посадочную полосу! Шасси подломились. «Суперджет» в Шереметьеве не напоминает?

Прошла бы команда пилота на кабрирование, всё было бы в порядке. Все были бы живы. Но как могла выйти из строя аппаратура в результате удара молнии? Где была молниезащита? Вывести из строя аппаратуру вполне возможно, если не обеспечена молниезащита. Но тогда снимается с повестки дня готовность оборудования самолёта к работе. Навигационное оборудование подвергается испытаниям на защиту от молний, сам проводил такие испытания на базе в МЭИ. Но на этих бортах авионика импортная.

И последнее. Штурвал обеспечивает логичность действий и мышечно-мозговую память о результатах этих действий. Кроме того, он обеспечивает второму пилоту возможность получать навыки управления, держа руки на своём штурвале, так как они работают синхронно с командирским.

Подпись – Чумаков А.Н., участник лётных испытаний на Ил-18, Ил-62, Ан-12, Як‑42».

Из спорного отмечу, что старые склоки между сторонниками штурвалов и поклонниками джойстиков на тяжёлых неманевренных самолётах, к каковым относятся все пассажирские авиалайнеры, рассудить невозможно. «Эрбас» управляется джойстиком, «Боинг» – штурвалом. Возможно, поклонники штурвалов в некоторой степени правы, всё же штурвал, как джойстик, суетливо дёргать вперёд-назад не будешь. К слову, на МС-21 джойстики командира и второго пилота тоже обеспечены связью и двигаются синхронно.

Денис Евдокимов до гражданской авиации летал командиром тяжёлого военно-транспортного Ил-76 ВКС России, обвинить его в неумении управлять крылатой техникой язык не повернётся. Но в «Ильюше» у него был штурвал.

«Суперджет» на бюджетной игле

Государственные гарантии будут предоставлены под закупку 59 самолётов «Сухой Суперджет 100», сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на онлайн-встрече с депутатами «Единой России». Госгарантия лизинговых платежей означает, что если плательщик не сможет платить за лизинг, то лизинговая компания закроет свои убытки бюджетными деньгами. Такое решение принято на совещании по развитию авиастроения у президента РФ Владимира Путина. Скорее всего, самолёты пристроят в подконтрольную ОАК авиакомпанию Red Wings. Так «Ростех», куда входит ОАК, решит проблему, куда девать 60 невостребованных «Суперджетов», произведённых корпорацией. А правительство РФ потратит 140 млрд на поддержку продаж.

Аргументы и вопросы коллег

Пилоты в мнениях не едины. Многие уважаемые командиры «Боингов» и «Эрбасов» считают, что надо было не спешить, приноровиться к управлению в ограниченном и по большей части ручном режиме, прочувствовать самолёт и потом спокойно идти на посадку. Да, ещё на глиссаде сработало предупреждение о так называемом «сдвиге ветра», в этом случае надо уходить на второй круг, но можно понять и пилотов в кабине, где табло горят отказами, есть проблемы со связью. Где гарантия, что радиоэлектронное оборудование не откажет вовсе и самолёт станет неуправляем или вдруг пропадёт тяга двигателей? Решили садиться, результат известен. «Прогрессирующий козёл», пожар. Перед посадкой, по утверждению Евдокимова, самолёт стал неадекватно реагировать на движения джойстика – толкает вперёд на пикирование, а самолёт задирает нос, выходит на кабрирование, и наоборот. Эксперты МАК в предварительном расследовании утверждают на основе расшифровки записей чёрных ящиков, что пилот делал ручкой управления, то есть джойстиком, чересчур резкие движения. Но Евдокимов опытный лётчик, и, возможно, он просто почувствовал неадекватность системы управления?

К тому же к самому МАК могут возникнуть вопросы. Сертифицировал ССЖ‑100 именно МАК. А что же молниезащита? И почему начался разлив авиакеросина, которого быть не должно? Это что, несоответствие сертификационным требованиям?

В мае 350 пилотов и специалистов обратились к руководству страны со словами: «Мы не выступаем в защиту Дениса Евдокимова, но требуем проведения полноценного настоящего расследования и исследования всех версий, включая «технические».

Вероятно, они считают, что к катастрофе привело несоответствие «Суперджета» требованиям норм лётной годности АП‑25 пункт 25.721 (EASA CS 25.721 по европейской классификации), который гласит: «Системы шасси должны быть спроектированы так, чтобы в случае их разрушения из-за превышения нагрузок на взлёте (разбеге) и посадке (пробеге) характер разрушения был таким, чтобы не возникала утечка из любой части топливной системы в количестве, достаточном для появления опасности пожара».

Лётчик-испытатель отряда Лётно-испытательного комплекса (ЛИК) АО «Гражданские самолёты Сухого» Александр Иванов ещё в апреле 2018 года в служебных докладных предупреждал руководство и главного конструктора АО «ГСС» об опасных недостатках самолёта. Например, в случае отказа двух генераторов на дисплее появляется сразу 46 сообщений по отказам вторичных систем. После того как доклады «ушли в песок», Иванов написал заявление в Генпрокуратуру. Ответ был формальный и не заставил функционеров зашевелиться. Через год вынесший сор из избы Александр Иванов был уволен, а ещё через месяц то, о чём бил в колокола, случилось в Шереметьеве. Надо отметить, за несколько лет до событий, на одном из мероприятий-презентаций «Суперджета» с Ивановым удалось хорошо пообщаться. Он был настоящим патриотом этого самолёта, говорил, что из него совершенно точно сделают конфетку. И обижался за критику лайнера в прессе – мы тогда его часто сравнивали с отечественным Ту-334. Не знаю, может быть, прошлогодняя катастрофа повлияла, но на импортозамещение шасси для «Суперджета» уже объявлен тендер.

Владимир ЛЕОНОВ



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте