О запуске Crew Dragon. Русский ад от Илона Маска
№ () от 2 июня 2020 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]
Crew Dragon Илона Маска передал «большой привет» журналисту Рогозину. Но вот загадка: его корабль оказался очень похож на прототип российского корабля. Он был готов ещё шесть лет назад в чертежах и железе на РКК «Энергия», но предан забвению подопечными Рогозина и его ставленником в «Роскосмосе» Комаровым. Ещё одна тайна с явным признаком измены – продажа чертежей космического самолёта МиГ-105, разработанного ещё для советского проекта «Спираль», американской фирме Sierra Nevada. Сегодня это самый загадочный американский спутник-убийца. А те, кто сдал чертежи и технологии, продолжают стоять у руля. Когда Рогозин за всё ответит или отправится на батут, который он приберёг для Илона Маска, чтобы самому отлететь на безопасное от русского космоса расстояние?
Об этом разговор главного редактора «АН» Андрея УГЛАНОВА с экс-руководителем РКК «Энергия», членом-корреспондентом РАН, доктором технических наук, профессором Виталием Александровичем ЛОПОТОЙ.
Полную версию видеоинтервью главного редактора «Аргументов недели» Андрея УГЛАНОВА и экс-руководителя РКК «Энергия», члена-корреспондента РАН, доктора технических наук, профессора Виталия Александровича ЛОПОТЫ смотрите на Youtube канале ЗА УГЛОМ
– Здравствуйте, Виталий Александрович! Наша встреча связана с событием, за которым следили миллионы людей, – запуск в США частного космического корабля Crew Dragon. Когда я смотрю на этот корабль, память возвращает меня в 2011 год, на авиасалон МАКС. Мне кажется, что я уже видел его там. Почти один в один, внутри те же четыре кресла. Как случилось, что корабль вдруг оказался в США?
– История такова. 2007 год. Я был сторонником многоразового возвращаемого корабля, который в РКК «Энергия» начал разрабатывать генеральный конструктор Юрий Павлович Семёнов. Если помните, он назывался «Клипер» и был отмакетирован ещё в 2005 году. Его стали выставлять на выставках. Когда я пришёл в «Энергию», то в нём обнаружился ряд недоработок в области аэродинамики и других конструктивных элементов, – не будем в технику лезть. Мы все проблемы проработали с ЦАГИ и определились с оптимальной конструкцией. Помните программу «Спираль»?
– Конечно, это сверхсекретная космическая программа Советского Союза по созданию возвращаемого с орбиты космического самолёта.
– Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, главный конструктор многоразового космического челнока «Буран», разрабатывал для программы «Спираль» носитель с возвращаемым суборбитальным планером. Основную космическую функцию в программе выполнял аппарат под названием «Бор». Этот аппарат – «Бор-1», «Бор-2», «Бор-3», «Бор-4» – разрабатывала микояновская фирма, и индекс у него был «МиГ‑105». На этом аппарате уже была отработана оптимальная аэродинамика, ушли от ударных волн и от перегрева. Схема – так называемый «лапоть», или «сапожок». Мне она очень понравилась – это было именно то, что нам необходимо. С этим я неоднократно обращался к В.А. Поповкину, и когда он был командующим Космическими войсками, и когда был первым заместителем министра обороны: передать в РКК «Энергия» документацию МиГ-105, которая была сделана ещё во времена СССР. К сожалению, документация не была передана. А несколько позже американская фирма Sierra Nevada инициативно представила в НАСА облик нового космического корабля Dream Chaser, очень похожего на МиГ-105. При этом не скрывая, что документацию они приобрели в России. Сегодня это один из кораблей, на который в США делается основная ставка как на пилотируемый корабль будущего. Позиция Российского космического агентства тогда была очень простой: не поддерживали идею этого 12-тонного челнока с экипажем четыре человека и 1–2 тоннами полезной загрузки. Мне это делать не дали, так как на это не выделили средства. Было принято решение, что «Роскосмос» будет поддерживать финансирование только конусного (капсульного) корабля, который требовали делать вместе с Европейским космическим агентством. После трёхлетних обсуждений и переговоров ЕКА приняло решение участвовать в создании пилотируемых кораблей совместно с США.
– Кто был начальником «Роскосмоса» тогда?
– Анатолий Николаевич Перминов, а позицию «Роскосмоса» нам оглашал и проводил руководитель департамента пилотируемых программ Алексей Краснов. Время было очень сложное с точки зрения финансирования, надо было выживать и держать позиции: инженерно-техническую и технологическую. Вынуждены были принять решение: если «Роскосмос» финансирует только капсульный или конусный корабль – идти по этому пути. В 2008–2009 годах был разработан проектный облик 20-тонного многоразового космического корабля для лунных миссий (он же 12-тонный – для миссий околоземных на МКС с экипажем до 7 человек).
– ПОЛУЧАЕТСЯ, у американской фирмы Sierra Nevada оказались чертежи проекта «Спираль», космических самолётов «Бор»?
– Полный комплект документации проекта «Спираль» – маловероятно, а на челнок (космоплан) – наиболее вероятно, да! Дело в том, что «Спираль» – это громадный комплекс с ракетным носителем и возвращаемым суборбитальным самолётом с хорошей аэродинамикой. Он выносил возвращаемый космический самолёт (челнок), который летел в космос. То есть были испытания и суборбитальных полётов, и челнока в космосе. Индекс его на конкретной документации был «МиГ-105».
– И эти чертежи «Бор-4» или «МиГ-105» были полностью воспроизведены в США?
– Да.
– Кто передал чертежи?
– Я не следователь… Чтобы не терять время и идти вперёд – для меня была важна только документация.
– Где они хранились, эти документы?
– Должны были быть в Министерстве обороны – у заказчика, и у исполнителей – в НПО «Молния» на весь проект и у субподрядчика КБ «МиГ» на космический самолёт (в КБ утверждали, что документация и кальки были переданы заказчику). НПО «Молния» в Москве в районе Тушина занимает слишком хорошее место в инфраструктуре города. В 1990-е и 2000‑е годы было без средств к существованию, как говорят на жаргоне, его «дербанили» и пытались обанкротить.
– Мало того что обанкротили, так получается, что кто-то ещё и продал чертежи американцам?
– Да, но вопрос – кто?
– Извините, а кто курировал тогда «Роскосмос»?
– В тот период, это примерно до 2011 года, курировал вице-премьер правительства РФ Иванов Сергей Борисович.
– А «Роскосмосом» руководил кто?
– Перминов Анатолий Николаевич. Но так как это была собственность Министерства обороны, то этим никто, кроме министерства, распорядиться не мог.
– А в Минобороны кто был министром тогда?
– Предполагаю, что всё происходило до Сердюкова.
– До Сердюкова и был Иванов. Цепь ясна. Но давайте мы вернёмся к Crew Dragon, который уже состыковался с МКС.
– Так вот. Орбитальный самолёт нам делать не дали. Мы пошли эволюционно от устойчивого капсульного варианта к устойчивой в полёте форме усечённого конуса.
Космический корабль, созданный на РКК «Энергия» до 2014 года
Crew Dragon Илона Маска
– Извините, это 2009 год?
– Немного раньше. Запрет на челнок озвучивал Краснов – руководитель департамента пилотируемых программ. Он держал эту жёсткую позицию при формировании будущих бюджетов начиная с ноября-декабря 2007 года. И мы вынуждены были начать кооперацию с Европой, которая скоро отпала, и мы самостоятельно за скромные ресурсы федерального бюджета продолжили создавать конусный корабль. К 2009 году была полностью сформирована его концептуальная часть. Далее была выполнена совместно с кооперацией конструкторская документация. И то, что вы напомнили 2011 год, к этому моменту у нас уже были определены все необходимые конструкторские решения, созданы узлы, компоненты и комплектующие. Производимая рабочая документация была в хорошей готовности.
На МАКС-2011 вы сидели в том выставочном варианте корабля, и им уже можно было гордиться. В 2013 году мы ещё раз выставили корабль на МАКС‑2013. В 2011 году президент Медведев побывал в этом корабле, в 2013-м – уже Путин внимательно ознакомился с экспонатом корабля. Но после 2014 года происходит целый ряд событий. «Роскосмос» вместе с новым руководством «Энергии» изменяют принятые решения по материалам корабля. Корабль предлагается делать углекомпозитным, и проектирование начинается снова – длительно перерабатывается уже готовая документация. Появляется название «Федерация», потом следующее… так теряется драгоценное время.
– Хочу дать пояснение читателям. В 2013 году Виталия Александровича оговаривают, начинают уголовно преследовать, в 2014‑м – открывают уголовное дело и вынуждают его уйти в отставку по обоюдному согласию сторон. Уголовное дело до сих пор волокитят. «Роскосмосом» руководил некто Комаров, и, странное дело, именно в 2014 году НАСА проводит конкурс на создание корабля для доставки космонавтов на МКС и возвращения на Землю. И что вы думаете, побеждает эскизный проект, который сильно смахивает на то, что было сконструировано, спроектировано и готово к производству на РКК «Энергия». Как это могло случиться?
– Буду аккуратен. Всё-таки конструкции кораблей Илона Маска и фирмы «Боинг» имеют примерно одинаковую внешнюю форму с нашим проектом. Не думаю, что Илон Маск добрался до документации «Энергии», отличия там существенные. В самом корабле много отличий, он только внешне похож. Мы в одних условиях летаем. Когда вам нужно 6–7 человек спрятать от внешней среды, которая очень агрессивна, просчитываются оптимальные варианты, и вы придёте примерно к одной форме.
– Почему-то мы пришли к этому раньше, почти на 8 лет, а они позже. Это то же самое, как с космическим самолётом МиГ-105а.
– Андрей Иванович, к таким формам пришли ещё в середине 1980‑х годов, когда проектировали корабль «Заря».
МиГ-105 проекта «Спираль»
– У нас проектировали! Это не в Америке, а у нас проектировали!
– В Советском Союзе.
– Я о чём и говорю, Виталий Александрович. Мне всё больше кажется, что у нас в руководстве, в частности, в «Роскосмосе», сидят какие-то изменники. Посмотрите, что он болтает. Год назад сказал: «Были разговоры о том, чтобы предложить им использовать батут вместо космических кораблей, чтобы добираться до МКС». Илон Маск ответил этому самому Рогозину. Второе. Была гнусная история о просверлённой дырке в нашем сегменте МКС, он же намекал, что это американцы. Год назад спалил бешеные деньги, чтобы затащить на орбиту чучело размером с себя самого. Назывался «робот Федя». Кто-нибудь помнит, как чучело втаскивали на МКС? Почему такой человек, который «рядится в тогу» патриота, создаёт атмосферу нетерпимости, уводит космонавтику в сторону, как «поп Гапон»?
– Я так могу сказать. В целом ряде своих выступлений Дмитрий Олегович Рогозин часто называет себя политиком. Он человек ситуационный.
– Если это политика, то политика антигосударственная, по-другому я это назвать не могу. Как можно было назначать Комарова, который ни черта не понимает ни в космосе, ни в технике, руководить «Роскосмосом»? После этого и корабли стали летать не в ту сторону, Рогозин закрыл программу строительства «Протонов».
– Примерно до 2014 года мы были идеологическими лидерами в космонавтике. За столом переговоров в РКК «Энергия» постоянно собиралась промышленная группа, прорисовывала инициативы, как летать к Луне, к Марсу. НАСА к этому прислушивалось. Идеологами были мы, РКК «Энергия». Я, например, был против посадки на Луну и отстоял позицию, что нужно строить международную станцию и выводить её на орбиту Луны в точку Лагранжа 2, это за Луной. Эта точка так называемой либерации, где уравновешены силы притяжения Земли, Луны и Солнца, тратится минимум энергии. С орбиты вокруг точки Лагранжа 1, это между Землёй и Луной, на расстоянии 59 тысяч километров от Земли, планировалась отлётная траектория. Мы просчитали все характеристические скорости, были приняты решения, что сама станция должна строиться из российских компонентов, лучших с точки зрения компоновок. Они были продуманы намного лучше американских. Это так называемые научно-энергетические модули. Решение было принято и поддержано НАСА. Отработано очень многое. Представляете, если «Боинг» и «Локхид» сидели за одним столом в РКК «Энергия»! На территории США это невозможно. Это конкуренты.
– И вот нашёлся любитель чучел, всё мгновенно разрушил. Благодаря ему умирает космический центр Хруничева, скоро перестанут летать «Протоны». Больше выводить тяжёлые спутники будет не на чем. Как Путин может смотреть на это спокойным, холодным взглядом? Как можно не замечать, как гробят космос, которым мы все гордимся? Таких людей миллионы, которые работали в отрасли.
– На самом деле космос как космическая деятельность, как деятельность, имеющая глобальный характер, замыкается лично на президенте страны. Может быть, ему это не объясняют.
В защиту президента могу сказать, что ещё в 2010 году президентом было принято решение о перспективной структуре, которую мы создаём.
– Президентом Медведевым?
– Нет, Путиным, как премьером. Структуре вокруг РКК «Энергия» как основного идеолога космонавтики в нашей стране. Туда должны были входить ЦСКБ «Прогресс», это самарский пункт, КРАСМАШ, и мы шли по развитию ракетно-космических технологий. На «Энергии» были концептуально прорисованы все возможные сценарии, так сказать, вплоть до 2050 года. Они все представлялись в «Роскосмос», практически по всем направлениям. Носители у нас были лучшие. Всё, что происходит сегодня, только в пользу наших основных конкурентов.
– Да уж! Космический начальник изучает технику прыжков на батуте, доставку пугала на МКС. У меня просто нет слов уже, что он вытворяет, смешит весь мир, над нами смеются. Президент что, этого не видит?
– В США на это не обращают внимания и делают свои дела. Илон Маск тоже непрост. Государство передало ему бесплатно технологии, стартовые комплексы во Флориде, на базе Ванденберг, ещё в целом ряде объектов. Документацию по двигателестроению. Он действует на бюджетные деньги, хотя заявляет, что это личный капитал. Нам никто таких возможностей не даёт.
– Зачем нам давать такие возможности? Есть РКК «Энергия», есть десятки предприятий, которые занимаются, космосом на государственном уровне. Зачем нам Илон Маск?
– Сегодня на РКК «Энергия» рассажена уйма случайных людей, которые куда угодно и что угодно могут развернуть, из «лучших побуждений» уничтожить.
– Понятно. С одной стороны, я рад, что американцы сделали новый корабль. Хотя говорить о том, что это прорыв, нельзя.
– Прорыва нет.
– Что делать?
– Прежде всего привлечь профессионалов и успеть за несколько лет правильно сориентировать и подготовить новые поколения. Люди есть. Любое предприятие должен возглавлять идеолог этого направления.
– Виталий Александрович, что бы вы сказали Путину, вдруг он нас услышит и прислушается? Вы же когда-то были с ним знакомы, именно он пригласил вас в Москву, чтобы возглавить РКК «Энергия».
– Я посоветовал бы следующее. Превратить профессионалов в преданных людей проще, чем из преданных сделать профессионалов. Тогда всё будет в порядке, у нас есть столько возможностей, у нас уникальный националитет! Мы живём в тяжёлой среде, у нас на каждые сто человек умных зашкаливает! Нужно просто находить правильных, в хорошем смысле слова, агрессивных. За три-четыре года в стране можно всё выправить.