Демократических выборов в России больше нет. Почему мы молчим?
29 мая 2020, 12:13 [«Аргументы Недели», Людмила Юрьевна ГРУДЦЫНА, доктор юридических наук, профессор ]
23 мая 2020 г. Президент России подписал Федеральный закон № 152-ФЗ "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве". Это поворотный момент в истории российского избирательного права, если угодно, - последний гвоздь в крышку гроба свободных демократических выборов в России.
Как любой эксперимент, нужный власти, этот эксперимент в ближайшие годы станет правилом, законом и будет воплощен во всех субъектах РФ и на всех уровнях. Очень скоро, как нам представляется, голосования будут происходить дистанционно в электронном виде.
ЧТО ГОТОВИТСЯ
Согласно ст. 2 Федерального закона № 152-ФЗ дистанционное электронное голосование - это голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы. На избирательный участок приходить не придется, в кабинку для заполнения бюллетеня, обеспечивающую соблюдение тайны голосования, также заходить не придется, общественных и зарубежных наблюдателей, выполняющих функции контроля за установленной Конституцией РФ и федеральными законами процедурой тайного голосования, также не будет.
СВОБОДА = ТАЙНЕ
Что же нам предложили взамен? Обязательную регистрацию на Госуслугах (кто еще не зарегистрирован - заставят) и голосование со своего аккаунта. Кто за кого проголосовал - вся эта информация будет собрана соответствующими службами. Политические взгляды и предпочтения каждого гражданина России (пофамильно) - будут известны власти, которая будет распоряжаться этой информацией известным образом. Каким? Возможно, информация по голосованиям станет частью досье на каждого активного гражданина России, а возможно, - появится база нелояльных граждан, голосующих "не так". А самое главное, что "бюджетников" (государственных служащих) власть просто заставит голосовать за нужного кандидата (как впрочем, это уже происходило в нашей новейшей истории), только вот теперь власть облегчает себе работу - проверить, голосовал "бюджетник" или нет за нужного кандидата - будет легко, все результаты хранятся в базе и все ходы записаны! Ранее бывали сбои, например, государственный гражданский служащий, получивший команду голосовать за кандидата "А", зашел в кабинку для голосования и в бюллетене отметил кандидата "Х". И проверить это было сложно. А сейчас выход найден, при нашем молчаливом согласии власть делает то, что ей удобно, "подправляет" местами "сбоившие" механизмы управления.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НЕСТЫКОВКИ
Поскольку автор данной заметки - ученый и практикующий адвокат, изучим юридическую сторону этой темы. Сразу скажем, что принятие Федерального закона № 152-ФЗ нарушает несколько статей Конституции РФ 1993 г. и ряд статей базового для избирательного права Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также ряда других законов (конституционалисты меня могут дополнить и поправить).
Противоречия Федерального закона № 152-ФЗ нормам Конституции РФ:
Согласно ч. 3 ст. 2 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Ратифицированная Российской Федерацией Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет право на свободные выборы и в целях его реализации - обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа (статья 3 Протокола № 1).
Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (ст. 25). Понятно, что тайну голосования невозможно обеспечить, когда каждый гражданин РФ зарегистрирован на портале Госуслуг и за его выбором, сделанным со своего аккаунта, легко следить. В том, что эта система создается именно для слежки и сбора государством в лице уполномоченных органов (в т.ч., спецслужб, ФСБ России и МВД России) информации о своих гражданах, у автора этих строк, сомнений почти нет. Это природа нашего государства, с историческим тоталитарным прошлым. И это логично (с позиции государственнической, спесслужбистской логики) и понятно.
НЕТ ТАЙНЫ И НЕТ КОНТРОЛЯ
Итак, вернемся к избирательному закону и праву. Существо закрепленного статьей 32 (частью 2) Конституции РФ права заключается, по смыслу ее статей 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 60 и 81 (ч. 1), в участии в свободных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, что и закреплено Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в качестве принципа проведения в России выборов и референдумов (п. 1 ст. 3).
Посредством подлинно свободных демократических выборов, осуществляемых в демократическом правовом государстве на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, граждане реализуют принадлежащие им избирательные права - активное, т.е. право избирать своих представителей в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и пассивное, т.е. право быть избранным в эти органы. Еще раз повторим, что тайного голосования при его электронной форме уже не будет. Даже голосование по Почте России - уже не тайное. Кто будет контролировать Почту? Какие наблюдатели, общественные и, тем более, - международные, смогут это сделать? Контроля за проведением голосования электронно и по почте не будет, а значит, - нарушения никто зафиксировать не сможет.
И, вишенка на торте, - часть 1 ст. 81 Конституции РФ. Пока еще текст конституционной нормы звучит так: "Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании". Очень надеемся, что хотя бы эту ТАЙНУ власть оставит за нами - голосовать за будущего (надеюсь - нового) президента страны не по Интернету, и не Почтой России, а свободно и потому (увы, пока условия российской действительности таковы) - ТАЙНО.
Теперь рассмотрим противоречия Федерального закона № 152-ФЗ Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Поскольку их много для взгляда юриста, целесообразнее изложить их в виде наглядной сравнительной таблицы (право читателя - проанализировать и сделать свои выводы):
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" |
Федеральный закон от 23 мая 2020 г. № 152-ФЗ "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве" |
|
1. |
П. 9 ст. 2. Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица; Данная норма подтверждает установленные Конституцией РФ принципы избирательного права. |
Ч. 1 ст. 2. Основные термины и понятия используются в настоящем Федеральном законе в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Прямое волеизъявление граждан, предусмотренное п. 9 ст. 2 67-ФЗ, согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ осуществляется вкупе со свободным и тайным голосованием. В 152-ФЗ о тайном голосовании не идет речь. |
2. |
П. 11 ст. 2. Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме - установленные Конституцией РФ, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России; Смысл нормы в том, что гарантии избирательных прав закреплены на конституционном уровне и более подробно излагаются в 67-ФЗ. |
Правила и процедуры, установленные 67-ФЗ, предусматривают, в том числе, наличие наблюдателей и контроль за ходом голосования, фиксацию нарушений и возможность реализации права на обращение в суд, а также тайну голосования. В 152-ФЗ таких норм нет. |
3. |
П. 28 ст. 2. Избирательные права граждан - конституционное право граждан России избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ; |
Ч. 4 ст. 3. Дистанционное электронное голосование осуществляется одновременно с голосованием, проводимым в порядке, предусмотренном главой IX Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами. Это означает дискриминацию прав части избирателей: когда одни избиратели голосуют электронно, они лишаются возможности наблюдения (общественных и иностранных наблюдателей) за их голосованием, за возможными нарушениями, в то время, как другие избиратели голосуют традиционно и возможность контроля присутствует. |
4. |
П. 41.1 ст. 2 (изменен с 29 мая 2019 г.). Комплекс для электронного голосования - техническое средство, предназначенное для проведения электронного голосования, автоматизированного подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования и составления протокола участковой комиссии об итогах голосования; |
Аналогичное замечание - посредством применения электронного голосования часть конституционных гарантий и прав избиратель не сможет реализовать. |
5. |
П. 42 ст. 2. Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума; |
В 152-ФЗ не предусмотрено место для наблюдателей и, соответственно, закон исключил возможность осуществления общественного контроля за процессом (процедурами) выборов, что нарушает ст. 15, 17, 19, 32 Конституции РФ. |
6. |
П. 43 ст. 2. Наблюдатель иностранный (международный) (иностранный (международный) наблюдатель) - представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов и референдумов в России; |
В 152-ФЗ не предусмотрена процедура наблюдения за подготовкой и ходом выборов иностранными (международными) наблюдателями, что противоречит ст. 15, 17, 19, 32 Конституции РФ. |
7. |
Ст. 7. Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. |
Ч. 10 ст. 3. На соответствующих выборах решением ЦИК РФ об организации и осуществлении дистанционного электронного голосования, законом города Москвы о проведении эксперимента должны быть предусмотрены процедура идентификации избирателя, обеспечение тайны голосования с учетом требований, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2006 года№ 152-ФЗ «О персональных данных» и другими федеральными законами. Декларативная норма, нет правовых механизмов обеспечения тайны голосования. |
8. |
Ч. 4 ст. 63 ("Бюллетень"). В случае использования прозрачных ящиков для голосования форма избирательного бюллетеня устанавливается с учетом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, если по решению комиссии, организующей выборы, референдум, в этих целях используются конверты. |
В 152-ФЗ не предусмотрены механизмы обеспечения тайного голосования, что противоречит ч. 4 ст. 63 67-ФЗ и нормам Конституции РФ. |
9. |
Ч. 4 ст. 65 ("Досрочное голосование"). Организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечивать сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя, участника референдума при установлении итогов голосования. |
Ч. 10 ст. 3. На соответствующих выборах решением ЦИК РФ об организации и осуществлении дистанционного электронного голосования, законом города Москвы о проведении эксперимента должны быть предусмотрены процедура идентификации избирателя, обеспечение тайны голосования. Норма декларативная, поскольку конкретных правовых механизмов реализации в жизнь ч. 10 ст. 3 152-ФЗ не предусматривает. |
10. |
Ч. 15 ст. 65. После совершения действий, указанных в пунктах 13 и 14 настоящей статьи, председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, участника референдума, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования). |
152-ФЗ не предусмотрены механизмы соблюдения председателем участковой комиссии тайны волеизъявления избирателя. Право опускать бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования) не может быть использовано при реализации норм 152-ФЗ. |
11. |
Ч. 12 ст. 68 ("Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией"). В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. |
Данная норма не может быть реализована в 152-ФЗ, правовые механизмы ее реализации не указаны и не предусмотрены законодателем. |
12. |
Подп. "а" ч. 24 ст. 68 ("Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией"). При использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком избирателей, участников референдума в присутствии членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в п. 3 ст. 30 настоящего Федерального закона: а) если по какой-либо причине голосование в помещении для голосования временно проводилось без использования технического средства подсчета голосов, участковая комиссия проверяет неповрежденность печатей (пломб) на специальном отсеке на данном техническом средстве подсчета..., открывает такой ящик и все содержащиеся в нем бюллетени опускает в техническое средство подсчета голосов таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования; |
Данное право также не может быть реализовано в 152-ФЗ. Получается правовая коллизия, при которой нормы одного Федерального закона (по формальному статусу 152-ФЗ и 67-ФЗ имеют одинаковую юридическую силу) могут быть реализованы только (в определенных случаях) при несоблюдении норм другого (равнозначного по юридической силе) Федерального закона. Такого противоречия в действующем законодательстве быть не должно. |
13. |
Подп. "б" ч. 24 ст. 68. Участковая комиссия производит подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, в порядке, предусмотренном п. 12 настоящей статьи, затем все бюллетени опускаются в техническое средство подсчета голосов, переключенное в режим подсчета голосов из переносных ящиков для голосования, при этом бюллетени опускаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования; |
В 152-ФЗ не предусмотрена реализация прав участковой комиссии, установленных 67-ФЗ. |
14. |
Ч. 9 ст. 40. Центральная избирательная комиссия РФ: а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; |
В 152-ФЗ не предусмотрена реализация прав участковой комиссии, установленных 67-ФЗ. При электронном голосовании ЦИК РФ осуществлять контроль невозможно. |
15. |
Ч. 10 ст. 23 ("Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации") Избирательная комиссия субъекта РФ: а) осуществляет на территории субъекта РФ контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; |
В 152-ФЗ не предусмотрена реализация прав участковой комиссии, установленных 67-ФЗ. При электронном голосовании Избирательная комиссия РФ не имеет правовых инструментов для реализации своих прав по осуществления законного контроля. |
16. |
Ч. 10 ст. 24 ("Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований") Избирательная комиссия муниципального образования: а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; |
В 152-ФЗ не предусмотрена реализация прав участковой комиссии, установленных 67-ФЗ. При электронном голосовании Избирательная комиссия муниципального образования не имеет правовых инструментов для реализации своих прав по осуществления законного контроля. |
17. |
Ч. 8 ст. 25 ("Порядок формирования и полномочия окружных избирательных комиссий") Окружная избирательная комиссия: а) осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ; |
В 152-ФЗ не предусмотрена реализация прав участковой комиссии, установленных 67-ФЗ. При электронном голосовании Окружная избирательная комиссия не имеет правовых инструментов для реализации своих прав по осуществления законного контроля. |
18. |
Ч. 9 ст. 25. Территориальная комиссия: а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; |
В 152-ФЗ не предусмотрена реализация прав участковой комиссии, установленных 67-ФЗ. При электронном голосовании Территориальная комиссия не имеет правовых инструментов для реализации своих прав по осуществления законного контроля на соответствующей территории. |
19. |
Ч. 4 ст. 30 ("Гласность в деятельности комиссий") Законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления наблюдателя могут назначить субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". При проведении референдума наблюдателя может назначить инициативная группа по проведению референдума, общественное объединение, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. |
В 152-ФЗ не предусмотрено место для наблюдателей и, соответственно, закон исключил возможность осуществления общественного контроля за процессом (процедурами) выборов, что нарушает ст. 15, 17, 19, 32 Конституции РФ. При этом, согласно 67-ФЗ, субъекты общественного контроля, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта РФ. В нормах 152-ФЗ данные правовые механизмы не прописаны, что противоречит нормам 67-ФЗ. |
20. |
Ч. 7.1 Ст. 30. Политическая партия, иное общественное объединение, субъект общественного контроля, зарегистрированный кандидат, инициативная группа по проведению референдума, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума - в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования или иную предусмотренную законом комиссию, если иное не установлено федеральным законом. |
При электронном голосовании таких наблюдателей назначить невозможно. Соответственно, нарушаются права (возможность их реализации) политических партий, иных общественных объединений, субъектов общественного контроля, зарегистрированных кандидатов, инициативных групп по проведению референдума. |
Итак, принятие Федерального закона № 152-ФЗ "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве" - противоречит Конституции РФ и профильному Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Все, вышеизложенное, - повод для обращения в Конституционный Суд РФ, который, с учетом сложившейся в нашей стране традиции, конечно же, подтвердит, что все законно и хорошо. Что еще мы можем сделать?