Обсерваторы: невидимость контроля
№ () от 26 мая 2020 [«Аргументы Недели Иркутск», Олег Усов ]
Помнится, на одном из первых совещаний штаба по недопущению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Иркутской области все — от полиции до минздрава — высказывали робкую надежду, что развитие эпидситуации в регионе пойдет по оптимистичному сценарию. Один из ключевых вопросов тогда звучал так: «Контролируем ли мы миграцию?». Сегодня он волнует не только чиновников областного правительства, но и жителей региона. Они с опаской поглядывают, например, в сторону соседних с жилыми районами стройплощадок, где в разгар активного сезона трудятся десятки заезжих рабочих. Кто-то гарантирует что они не носители коронавируса?
Во время той штабной дискуссии, в середине марта, в регионе еще не было выявлено ни одного инфицированного, и кое-кто даже рассчитывал обойтись всего одним обсерватором для карантинных визитеров, прибывающих в Приангарье из-за границ или других территорий, ставших очагами «короны». Эх. Сегодняшние региональные цифры по заболеваемости COVID-19 уже давно убили весь позитив, а обсерваторов открыто больше десятка. А безответственное поведение некоторых их «постояльцев» и мигрантов в целом у местных жителей вызывает не только тревогу, но и справедливое возмущение.
Из последнего. Скандальная ситуация, ставшая достоянием общественности в понедельник, 25 мая. В общежитии для рабочих, включая мигрантов, в Марковском муниципальном образовании (Иркутский район) заболело около ста человек, большинство бессимптомно. При этом люди беспрепятственно работали на одной из строек Иркутска. «Из обсерватора в Маркова сбежало на работу 90 вахтовиков», — негодовали СМИ. Строители пользовались общественным транспортом и такси.
«Компания-собственник нарушила все возможные санитарные нормы организации работы», — возмутился и глава региона, врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев, так и не назвав, правда, компанию-собственника.
И это притом что число заболевших за предшествовавшие сутки увеличилось на 112 человек, половина из которых как раз вахтовики. Всего с начала пандемии, по данным на понедельник, на территории Приангарья было зарегистрировано 1306 случаев COVID-19. Почти 50% от общего числа госпитализированных — 512 человек — сотрудники, работающие вахтовым методом. И показатель заболеваемости коронавирусной инфекцией в Иркутской области возрос до 53,5 на 100 тысяч населения. «Неделю назад этот показатель составлял 31,1», — доложил главный санитарный врач региона Дмитрий Савиных.
Неудивительно, что настроения жителей в отношении мигрантов резко негативные. Они требуют ужесточить контроль за прибывающими в регион. Поручения о том же на штабах раздает и врио губернатора: «В ситуации надо разобраться, компанию привлечь к ответственности. В область ежедневно прибывают граждане из других территорий и сопредельных государств. Поручаю миграционной службе региона ужесточить контроль за прибывающими, организовать необходимое тестирование».
А в редакцию «Аргументов недели» от читателей, жителей области, поступают и более радикальные предложения. Почему бы карантинно-обсервационные мероприятия не вынести по максимуму за пределы региона и пускать к себе уже проверенных приезжих рабочих?
Кстати, интересная новость на этот счет появилась на этой неделе в новостной ленте информационного агентства ТАСС: «Власти Республики Коми запретили организациям, которые привлекают для работы вахтовых рабочих, создавать обсерваторы по коронавирусу на территории региона». Журналисты ссылаются на врио главы Республики Коми — Владимир Уйба опубликовал видеообращение к жителям на официальной странице региона в социальной сети «ВКонтакте».
По словам Уйбы, такая жесткая мера принимается из-за того, что две трети всех заразившихся в республике — это работники вахт. Для сравнения: по данным управления Роспотребнадзора по республике, на данный момент подтверждено 1 135 случаев заражения коронавирусом, прирост за сутки составил 6 случаев. При этом в некоторых городах уже не хватает мест в обсерваторах. Обозначенное решение власти Коми приняли в понедельник.
«Чтобы усилить ответственность работодателей, мы сегодня приняли решение следующее. Независимо от того, как вахта формируется, но если вахта не работает на территории республики, а работает, допустим, на территории Ненецкого автономного округа, то мы запретили с завтрашнего дня транзитную остановку для обсервации вахты на территории, цитирует ТАСС слова врио республики. — И в том случае, если вахта работает на территории республики, то же самое — максимально способствовать работодателю, чтобы вахта проходила обсервацию вне республики, а заезжала уже с подтвержденным отрицательным результатом исследований непосредственно на вахтовый поселок».
Владимир Уйба также отметил, что в текущей ситуации в городе Усинске нет мест в обсерваторах, где можно было бы выполнить требования Роспотребнадзора, в частности обеспечить 14-дневный карантин, разместить людей по 2-4 человека в комнате и ограничить их выход за пределы здания. Интересно, удается ли выдержать требования к такого рода местам размещения в Приангарье?
Редакция сформулировала и направила в адрес областных властей несколько вопросов, отражающих народное беспокойство, связанное с работой обсерваторов и миграционными потоками. Люди все настойчивей интересуются, существует ли какое-то требование по отдалению расстояния таких учреждений от густо населенных жилых районов? Почему нет надлежащего контроля за нахождением помещенных туда лиц? По информации самих горожан, обсерваторы находятся практически во всех жилых микрорайонах, бок о бок с жилыми домами. Отдать свои гостиницы и турбазы под обсерваторы подсуетились практически все отельеры региона. И «карантинные» граждане то бегут, то просто нагло разгуливают, курят на лавочках во дворах, без масок и перчаток, в то время как дети живущих в этих дворах людей, находящиеся на самоизоляции уже больше двух месяцев, видят улицу только из окна.
Рассчитываем, что представители регионального правительства в ближайшее время детально расскажут о своей позиции, проинформируют, как устроены обсерваторы, где они базируются, а также насколько эффективно отслеживаются миграционные процессы в целом. Ну и надеемся, что (как было поручено главой региона) по всем фронтам «ужесточат контроль».