> Чёрная метка к Дню защиты детей - Аргументы Недели

//Общество 13+

Чёрная метка к Дню защиты детей

№  () от 26 мая 2020 [«Аргументы Недели », Андрей Угланов ]

1 июня начиная с 1950 года в мире отмечается Международный день защиты детей. Нынче ему исполняется 70 лет. Дата круглая, уважаемая и следует за 75-летием Великой Победы. Да и рождён этот всемирный праздник именно победой: в Париже в 1949 году его учредила Международная демократическая федерация женщин, тревожась о множестве сирот в Европе, которых оставила беспризорными завершившаяся война.
33 года подряд из 70 этот знаковый праздник в нашей стране опекает и организует Российский детский фонд, и последние годы председатель этого фонда писатель и академик Альберт Анатольевич ЛИХАНОВ неизменно даёт интервью главному редактору «Аргументов недели» Андрею УГЛАНОВУ.

– КАК пройдёт этот праздник нынче? Это же всегда не меньше 10 тысяч детей со всей России и бывшего Союза, театры, начиная с Большого, экскурсии в Кремль, на Красную площадь, в музеи, памятные подарки…

Увы, это первое «отступление» за 70 лет. Как все последние годы, мы получили согласие на благотворительные спектакли для детей от 25 театров страны, десятков ресторанов, транспортных служб и всех структур безопасности. Больше того, мы получили Президентский грант на этот замечательный праздник. Пока событие перенесено на 20 ноября – Всемирный день ребёнка, который совпадает с 30‑летием Конвенции ООН о правах ребёнка. СССР и Китай были тогда первыми странами-гигантами, которые ратифицировали конвенцию. Весь мир последовал за ними. Кроме двух стран – США и Сомали.

– Российский детский фонд (РДФ) обладает консультативным статусом в Совете по социальному и экономическому развитию ООН, сотрудничает с Детским фондом ООН – ЮНИСЕФ. Что говорят они о положении детей в мире, когда ВОЗ посадил почти весь мир на карантин?

ООН в целом и Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ чрезвычайно озабочены положением детей в мире, изменённом пандемией. Анализ, проведённый Школой общественного здравоохранения имени Блумберга при Университете Джонса Хопкинса (только что опубликован в журнале The Lancet Global Health), утверждает, что в течение предстоящих шести месяцев могут умирать 6 тысяч детей ежедневно от предотвратимых причин, поскольку пандемия COVID-19 продолжает ослаблять системы здравоохранения и нарушает оказание плановых услуг.

Вроде бы это нас не касается, слава богу. Но, как утверждает международный анализ, в случае реализации наихудшего из трёх сценариев в 118 странах с низким и средним уровнем дохода эти возможные смертельные случаи произойдут в дополнение к смертям тех 2, 5 миллиона детей, которые уже умирают, не дожив до своего пятого дня рождения. Это угрожает обратить вспять почти десятилетний прогресс, достигнутый в области прекращения предотвратимой смертности среди детей в возрасте до пяти лет.

Также в течение всех шести месяцев могут умереть ещё 56 700 матерей в дополнение к смертям тех 144 тысяч матерей, которые уже умирают в этих странах в течение шестимесячного периода.

В странах с и без того слабыми системами здравоохранения COVID-19 вызывает сбои в цепочках поставок медицинской продукции и увеличивает нагрузку на финансовые и людские ресурсы. Посещения медицинских центров сокращаются из-за самоизоляции, комендантского часа и перебоев в работе транспорта, а местные сообщества по-прежнему опасаются инфицирования. Комментируя отчёт, опубликованный в Lancet, ЮНИСЕФ предупреждает: сбои могут привести к потенциально губительному росту материнской и детской смертности.

– Что за три наихудших сценария развития событий, угрожающих жизни детей в огромном числе стран мира?

При реализации наименее тяжёлого сценария, при котором охват помощью сократится примерно на 15%, число летальных исходов у детей в возрасте до пяти лет вырастет на 9, 8%, или, по оценкам, на 1400 случаев в день, а число случаев материнской смертности – на 8, 3%. При реализации наихудшего сценария, когда объём мер в области здравоохранения сократится примерно на 45%, число случаев смерти детей в возрасте до пяти лет может вырасти на 44, 7%, а материнской смертности – на 38, 6% в месяц. В случае нарушения по какой-либо причине регулярного медицинского обслуживания и ограничения доступа к продовольствию рост детской и материнской смертности будет катастрофическим. Полагаю, эти прогнозы нас не заденут, но мы обязаны о них знать.

– Что же это за страны, в которых может такое случиться?

Десятью странами, в которых потенциально может произойти наибольшее число дополнительных случаев смерти среди детей, станут Бангладеш, Бразилия, Демократическая Республика Конго, Эфиопия, Индия, Индонезия, Нигерия, Пакистан, Уганда и Объединённая Республика Танзания. Десятью странами, которые с наибольшей вероятностью столкнутся с самыми высокими показателями детской смертности при наихудшем сценарии, будут Джибути, Эсватини, Лесото, Либерия, Мали, Малави, Нигерия, Пакистан, Сьерра-Леоне и Сомали.

Но ЮНИСЕФ глубоко обеспокоен и другими вызванными цепной реакцией последствиями пандемии для детей:

по состоянию на начало мая этого года 77% детей во всём мире в возрасте до 18 лет – или 1, 80 миллиарда из 2, 35 миллиарда – проживали в одной из 132 стран, где проводится политика «оставайтесь дома»;

почти 1, 3 миллиарда учащихся – или более 72% – не посещают школу в результате закрытия школ на общенациональном уровне в 177 странах;

40% населения мира не имеют возможности мыть руки с мылом и водой дома;

почти 370 миллионов детей из 143 стран, которые обычно рассчитывают на школьное питание как на надёжный источник ежедневного питания, теперь вынуждены искать другие источники, поскольку школы закрыты;

по состоянию на 14 апреля более 117 миллионов детей в 37 странах могут пропустить вакцинацию против кори, поскольку из-за пандемии кампании иммунизации были приостановлены в целях снижения риска распространения вируса.

В мае ЮНИСЕФ начал глобальную кампанию Reimagine по предотвращению превращения пандемии COVID-19 в затяжной кризис для детей. Особенно для наиболее уязвимых детей, тех, кто страдает от нищеты, изоляции или насилия в семье. В рамках своей кампании ЮНИСЕФ обращается к правительствам, общественности, донорам и частному сектору с настоятельным призывом присоединиться к ЮНИСЕФ в стремлении принять меры реагирования, восстановить и переосмыслить мир, который в настоящее время осаждает коронавирус.

В поддержку финансирования начала кампании два партнёра ЮНИСЕФ – Pandora и ING – согласились взять на себя обязательство сделать в ближайшие недели щедрое пожертвование, чтобы привлечь внимание в мире к инициативе ЮНИСЕФ.

– Во многих странах мира дети пошли в школы. Какие последствия дистанционного обучения придётся преодолевать уже сегодня?

Закрытие школ привело к нарушению образования более чем для 1, 57 миллиарда человек, утверждает ЮНИСЕФ. Почти 1, 3 миллиарда учащихся – или более 72% – не посещали школы в результате их закрытия на общенациональном уровне в 177 странах. По опыту предыдущих чрезвычайных ситуаций, когда школы закрыты, работа социальных служб нарушена, а передвижение ограничено, дети подвергаются повышенному риску эксплуатации, насилия и жестокого обращения. Например, закрытие школ во время вспышки Эболы в Западной Африке с 2014 по 2016 год привело к резкому росту детского труда, сексуального насилия и подростковой беременности. Самая распространённая форма насилия, с которой сталкиваются дети, происходит дома. В большинстве стран огромное количество детей подвергаются так называемой «насильственной дисциплине» со стороны опекунов.

– Какие проекты помощи предлагает сегодня Российский детский фонд?

Прежде всего помогаем старшим гражданам, семьям с детьми и бедным. Например, наше Владимирское отделение приняло на себя миссию регионального оператора такой помощи и уже помогло более чем 20 тысячам сограждан. Создан штаб волонтёров, которые разносят бесплатные продуктовые наборы многодетным и пенсионерам. У фонда большая сеть отделений по стране. Краснодарское отделение поддерживает многодетные, приёмные, социально незащищённые семьи. Денег у таких людей стало ещё меньше, не на что купить даже самые простые продукты. В первые же дни помогли 240 многодетным семьям Новороссийска. Каждой семье доставили на дом продуктовые наборы и средства гигиены. На Кубани к этой работе подключились добровольцы. Их труд не прекращается ни на один день. Сотрудники организовали посменную работу в офисе отделения, принимают звонки от нуждающихся и не менее долгожданные звонки от тех, кто решил помочь. Новосибирское региональное отделение позаботилось о детях, инфицированных туберкулёзом. Волонтёры и сотрудники Пензенского отделения Детского фонда работают уже почти два месяца без выходных. И так большинство наших отделений по стране. Число семей, обращающихся к нам за помощью, в последние недели выросло в разы. Многие семьи оказались в тяжёлом положении: родителям сократили заработную плату или они вовсе потеряли работу. Поэтому отделения фонда объявили сбор средств на покупку продуктов для нуждающихся семей. Волонтёры Липецкого отделения приобрели ткань и шьют средства защиты по специальной инструкции. Маски бесплатно раздаются учащимся школы-интерната.

– Прошёл первый шок от карантина. Но я знаю, что такие испытания приводили и к вполне положительным последствиям.

В 60-е годы прошлого века на земной шар обрушился детский полиомиелит. Неведомая, как и сейчас, инфекция. Но она выбрала самую беззащитную часть человечества. Открывателем спасительной вакцины стал американский врач Альберт Сэбин, кстати, выходец из Беларуси. Поначалу американское медицинское сообщество не приняло его идею. Тогда Сэбин передал отвергнутую США вакцину и технологию её производства двум советским вирусологам, супругам Михаилу Петровичу Чумакову и Марине Константиновне Ворошиловой, приехавшим по научному обмену в Америку. Любопытная деталь: власти США не стали этому препятствовать – настолько велика была угроза детству во всех странах мира. И Советский Союз принял это изобретение, ударными темпами произвёл огромные объёмы вакцины, что спасло детей, которые заболели у нас. В общей сложности вакцина была привита 100 миллионам детей Советского Союза, а заболеваемость снизилась в 120 раз. Мы победили полиомиелит! В это самое время пандемия полиомиелита обрушилась на Японию. Насколько мне известно, там заболели сотни тысяч ребятишек! И правительство Японии взмолилось, обращаясь к миру: помогите! Тогда правительство нашей страны отправило в Японию целый пароход с вакциной. Так маленькие японцы были спасены! Да и вообще сотни миллионов детей в 40 странах мира были тогда спасены. И происходило это легко – приём лекарства в рот, запивая водичкой!

Не правда ли, похоже на сказку! Но та сказка оказалась спасительной! После многолетней паузы мне довелось выразить от имени нашей державы благодарность Альберту Сэбину и вручить ему Международную Золотую медаль имени Льва Толстого. У меня хранится его ответное благодарственное письмо!



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте