Дальняя авиация (ДА) как элемент стратегической триады ни у нас, ни у американцев больше не является основной в структуре стратегических ядерных сил. Но её ценность меньше не стала. Потому Россия, США и Китай продолжают наращивать её мощь.
Стратегический скальпель
Стратегические и дальние бомбардировщики – единственный компонент, который применим и вне рамок ядерного конфликта. Пример – Сирия. Хороши и наши «бомберы», патрулирующие в дальних морях с неядерными крылатыми ракетами, нацеленными на объекты вроде АЭС, ГЭС или химических опасных производств. Их присутствие служит последним предупреждением перед массированным ударом баллистическими ракетами.
По Договору СНВ-3 за каждым стратегическим бомбардировщиком засчитан один учётный боезаряд, а несут они до 12 крылатых ракет. Это легальная возможность довести до цели разрешённые 1550 штук. У американцев для их единственных носителей крылатых ракет, стариков В-52Н, осталось только 300 ядерных зарядов, остальные они списали, а у нас нет никаких проблем с производством новых ядерных зарядов и ракет.
«Невозможное» в России возможно
Но не только ядерные заряды внушают уверенность. В России, как известно, успешно восстанавливаются производства самых быстрых и больших стратегических бомбардировщиков мира – Ту‑160, но в сильно изменённом виде – Ту-160М2. Словно Феникс возродился из пепла – хватало публикаций об «утерянных технологиях» производства этой машины. Например, уникальной технологии сварки титанового несущего лонжерона или «невосстановимого» производства двигателей НК-32.
Но смогли и справились – и с лонжероном, и со всем остальным, да ещё и сильно усовершенствовав конструкцию. И двигатель выпускается уже новый – НК-32-02 с увеличенной на тонну тягой. Они будут установлены и на ранее выпущенных машинах, их нужно будет много – на одну машину надо 4 штуки, да ещё запас для ремонта. В настоящий момент идёт производство первой машины в заказанной партии в 10 Ту-160М2, он будет передан ВКС в будущем году. Потребности в этом типе оцениваются в 40–50 машин, но будет ли столько выпущено и за какой срок – пока сложно сказать. Но «Белый Лебедь» в этом облике не устареет очень-очень долго.
Переоборудуют и парк из 60 Ту-95МС, в вариант Ту-95МСМ. Сначала совершенствуют часть авионики и адаптируют новые виды оружия, потом проводят полную модернизацию оборудования и агрегатов, в частности, с установкой улучшенных двигателей повышенной экономичности, что позволяет нарастить дальность полёта. Первый Ту‑95МСМ окончательной конфигурации скоро закончат, в год модернизируют по 3-5 машин.
На очереди – гиперзвук
Очень важен вопрос оружия. В состав вооружения уже давно введены новые крылатые ракеты Х-101 (обычная) и Х-102 (ядерная) с дальностью до 4500–5500 км. Ведутся работы по наращиванию их дальности, чтобы запускать ракеты, находясь над нашей территорией. Сами знаете куда. Скажем, с Камчатки или Чукотки дать залп по Калифорнии или штату Вашингтон, а с приполюсных районов – и по Нью-Йорку. Но дозвуковые КР летят часами, и пока они долетят – стороны могут и залпами МБР обменяться.
Зато гиперзвуковые ракеты летят десятки минут. Их сейчас вводят в состав вооружения наших бомбардировщиков. Речь о всем известном «Кинжале», новой ракете «ГЗУР», проходящей испытания.
«Посланник» Судного дня
Что до новейшего тяжёлого бомбардировщика «Изделие 80» (шифр «Посланник»), то работы идут и по нему. Говорят, что прототип этой машины уже в процессе строительства, которое будет завершено к концу 2021 г. или чуть позже, когда и состоится выкатка машины. Но вот прототип двигателя в этом году начнут испытывать на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ в Жуковском. Двигатель будет иметь тягу порядка 23 тс. «Посланник» будет барражирующей до 30 часов платформой для запуска дальнобойных ракет со своей территории. Потому скорости Ту‑160 ему не нужны. Выпускаться он вряд ли начнёт раньше 2026–2027 гг. – лётные испытания начнутся только в 2022 г. и продлятся до 2026 г., для чего построят 3 самолёта.
Что до скоростного дальнего красавца Ту-22М3, то его модернизация в Ту‑22М3М идёт своим чередом – недавно взлетела вторая такая машина, и скоро начинаются госиспытания варианта, оснащённого новейшими ракетами Х-101/102, Х-50, а также вышеупомянутыми «Кинжал» и «ГЗУР». Обладает этот вариант и штангой дозаправки в воздухе, что фактически переводит средний дальний «бомбер» в разряд тяжёлых стратегических.
«Рейдер» и гиперзвуковые обещания
У наших «заклятых партнёров» из США ситуация не такая. Из примерно 70 дальних бомбардировщиков В-52Н официально ядерный статус сохранили 44, но в строю всего 36. Любопытно, но имеющихся в распоряжении 300 крылатых ракет AGM-86B в ядерном оснащении хватит на один вылет далеко не всем. В-52Н, конечно, машина хорошая и создана совсем другими американцами, которые бы F-35 или Boeing-737MAX не создали, – но и она не вечная. Менять её не на что, значит, придётся летать и поддерживать их в строю. Создаваемый новый В-21 «Рейдер» американцы рассчитывают оснастить и гиперзвуковыми ракетами. Но пока американский гиперзвук больше идёт по ведомству «ограбления по-итальянски» из известного советского мультика «Ограбление по...», где Марио всем долго обещал ограбить банк и все за него радовались – но так и не ограбил. Тем временем Трамп договорился до того, что американские ракеты «в 17 раз быстрее всех других», – видно, предназначены для поражения целей за пределами Солнечной системы. «Рейдеров» хотят купить аж 100 штук, но пока планы сдвигаются, а цена растёт. В этом году обещают выкатить демонстратор В-21.
Сам же В-2А постепенно планируют списать, благо из 20 официально живых бортов в боевом составе только 11, а реально летать могут штук 8–9. Что до неядерного ныне дальнего В-1В, то там всё плохо. Из парка формально в 60 штук летает 6 или менее того. И перспектив на восстановление боеспособности хотя бы половины – нет. Узлы и запчасти давно не выпускают, восстановить производство слишком дорого, и смысла нет. Хотя попытки как-то повлиять на ситуацию продолжаются.
Н-20 – взлетит или не взлетит?
Интересно, что в китайской газете South China Morning Post на днях писали, что Китай покажет свой тяжёлый бомбардировщик Н-20 по схеме «крыло» уже в этом году на салоне в Чжухае. Правда, китайские заявления и рассказы «инсайдеров» всегда надо делить на 10 – соврут, недорого возьмут. Так китайцы свои новые варианты вечно переделываемого ими советского среднего Ту-16 – это и Н-6К и Н-6N, называют «наш В-52».
В Китае очень не любят признавать, что двигатели на их бомбардировщиках наши, при этом мечтают купить более 450 наших моторов, которых хватит и Н‑6К/N, и транспортнику Y-20. В 2018 г. альтернативный китайский двигатель слишком ненадёжен, слаб и тоже истребительный. А другой есть только в планах.
Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»