Аргументы Недели → Общество № 17(711) от 7.09.20 13+

Рождённые в Ленинграде

, 19:35

Вместе с теми, кто прошёл войну, мы вспоминаем и ветеранов АО «АПЗ», чудом выживших в страшную блокаду.

 

Лишь панамки на воде...

К НАЧАЛУ блокады Ленинграда Тамаре Борисовой было пять лет. Помнит, как сначала не вернулся с военной службы отец – попал под бомбёжку, а потом и мама, работающая на санитарной машине.

Детей, оставленных под присмотром соседей, собирали по квартирам дружинники и отправляли в бомбоубежища. В перечне блокадной еды: мучной обойный клей, домашние животные, всевозможные отходы растительного сырья.

Через год Тамару и других детей отправили на катерах на Большую землю, подальше от блокады. Определили в детский дом в Юрьевце. Здесь девочка закончила 7 классов, а затем педагогическое училище в Городце.

Тамара Ивановнаработала воспитателем в одном из детских садов в посёлке Лесогорске Шатковского района. Когда переехала в Арзамас, стала воспитателем в первом детском саду от АПЗ «Ландыш». Заочно окончила пединститут. 38 лет проработала в дошкольном образовании.

Из воспоминаний: «Один из катеров плыл перед нами. Вдруг откуда-то налетели немецкие самолёты, посыпались бомбы. Вода в мгновение покрылась кровью. По водяной глади плавали панамки, а на берегу стояли оцепеневшие от ужаса женщины…»

 

По «Дороге жизни»

Галина Михайловна Помелова

 

ГАЛИНА Помелова встретила войну в Ленинграде 2-летней девочкой. Отец работал на хлебовозе, в 1942 году был призван и через несколько месяцев погиб при обороне города. Семья осталась вчетвером: Галя, её брат, мама и бабушка по папиной линии.

В 1943 году маленькую Галю, брата и маму эвакуируют в Свердловскую область, потом в Арзамасский район, в деревню Ездаково. Галина Михайловна вспоминала, что по приезде дети просто бросились на траву – стали её есть... К ним приставляли нянек, которые следили за тем, что дети едят.

Всей семьёй трудились в колхозе Жданова, потом в совхозе. В 23 года Галина уехала в Свердловск, выучилась на машинистку. Спустя девять лет вышла замуж и вернулась в Горьковскую область, в Арзамас. Трудилась в проектном институте машинисткой, потом устроилась на Арзамасский приборостроительный завод и проработала 15 лет в отделе капитального строительства.

Из воспоминаний: «Мы плыли на большой лодке по Ладожскому озеру. Волны были сильные, у ослабевших от голода людей не хватало сил держаться, они вываливались за борт».

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram