Стать членом КЛАНа или Войти в КЛАН

Аргументы Недели Общество 13+

Сахалинцы не готовы бороться за экологию родного региона

№ 14(708) 15–21.04 2020 г. [ «Аргументы Недели Сахалин», ]

Сахалинцы не готовы бороться за экологию родного региона

Одна ласточка весны не делает, одним экологам не сохранить зелени
Мы часто думаем, что на наш век хватит чистого воздуха, воды и зелени. А чем будут дышать и что станут пить следующие поколения – это задача экологов. Так ли это, мы спросили у учителя биологии и экологии МАОУ Лицей № 2 Натальи ЗИМИНОЙ.


Всё связано со всем
- Оздоровление окружающей среды и экология, это тождественные понятия? Отношения человечества с планетой – это и есть предмет экологии или вовсе нет?
- Экология – это не просто наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой, это целая отрасль естествознания. Вопросами взаимоотношений человеческого сообщества и природы занимается социальная экология. Так что предмет изучения экологии – это не только оздоровление окружающей среды, это прежде всего изучение законов живой природы. Необходимо понять, как достичь равновесия между потребностями растущего человечества и возможностями природы, чтобы наши действия по охране природы не навредили ей ещё больше и не получилось «лекарство – хуже болезни».
Американский эколог Барри Коммонер еще в 1974 году выделил основные принципы гармоничного взаимоотношения человечества с природой, сформулировав их в виде простых и понятных афоризмов: «всё связано со всем», «всё должно куда­то деваться», «за всё надо платить» и самый главный – «природа знает лучше». В соответствии с этими принципами живет сама природа, их должен придерживаться и человек, если намерен и дальше существовать на этой земле.
Первый из принципов ­ «всё связано со всем» ­ иллюстрирует динамическое равновесие в природных сообществах. Если человек вмешивается в природные процессы в одном месте, то это неизменно скажется в другом. Мы должны осознать, что любое воздействие влечёт за собой последствия (чаще всего – негативные). Почему в заповедниках нельзя даже гулять? Потому что, проходя по лесу, мы утаптываем, уплотняем верхний слой почвы, лишая его кислорода. В результате – гибнут растения. Это же происходит в городах, когда люди натаптывают тропинки на газонах. Но если в городе можно восстановить зелёные насаждения, так как для озеленения используется небольшое число видов растений, то в лесу этого сделать невозможно. Или возьмём другой пример: стаи бродячих собак. Откуда они берутся? Это выброшенные животные, которые объединяются в стремлении выжить и бесконтрольно размножаются. Они не боятся людей, не боятся огня и поэтому очень опасны. В период бескормицы и размножения они становятся агрессивными, нападая на детей, стариков и других одиноких прохожих.
Второй закон ­ «всё должно куда­то деваться» означает, что в живой природе нет веществ, которые не могли бы разрушиться. Благодаря этому круговороту жизнь существует миллиарды лет. Но человек создал очень медленно разлагающиеся вещества, накапливающиеся и отравляющие почву и воду. Чего стоят мусорные «острова» в океанах, состоящие из пластика! Выходит, природа создала безотходные технологии, а мы – увы, нет.
Ещё один закон ­ «природа знает лучше». Посмотрите на живые организмы – они все приспособлены к местам своего существования. Человек же, преобразовывая природные ландшафты, уничтожает растения, животных. Последствия его деятельности часто необратимы. Появляются территории, непригодные для существования. Мы должны наконец понять, что какая бы проблема не встала перед нами, скорее всего, она уже успешно решена живыми организмами – нужно только внимательно оглядеться и адаптировать готовое решение для своих нужд. Как липучки для одежды и обуви, «списанные» изобретателями с колючек на плодах чертополоха.
Четвёртый закон ­ «ничего не даётся даром, или за все надо платить». Нельзя бесконтрольно расходовать природные ресурсы, загрязнять окружающую среду. Всё, что мы изымаем у природы, мы возвращаем в таком состоянии, которое вредит и природе, и человеку. Если мы не обременяем себя утилизацией промышленных отходов, то жителям городов приходится дышать смогом. Если в технологических процессах мы задействуем большое количество воды, ее не хватает ни людям, ни другим живым организмам. Приходят засухи, возникают пожары.
К сожалению, эти законы-принципы не стали общепризнанными и исполняемыми на всей земле. Соблюдение же этих постулатов всем человечеством позволит остановить негативные изменения, и окружающая среда вновь станет природой.

Право на жизнь
- 15 апреля – День экологических знаний. О каких знаниях идет речь?
- С 1996 года 15 апреля отмечается как День экологических знаний с целью «продвижения экологических знаний и формирования экологической культуры населения, информирования общественности о состоянии дел в области экологической безопасности и о состоянии окружающей среды, а также воспитания и подготовки гражданина, умеющего мыслить экологически». Это не просто академические знания по экологии, это прежде всего понимание необходимости уважать все живые существа, признавать их право на жизнь, на места обитания. Это целесообразное потребление природных ресурсов, которые нужны не только ныне живущим людям, но и их потомкам. Это привитие экологической культуры всему населению планеты.
- Кто экологическими знаниями должен обладать? Специалисты или каждый член общества?
- Каждый человек в своей повседневной жизни должен мыслить и действовать экологически, т.е. сохранять природу. Люди часто думают, что изменить проблемную ситуацию может правительство, чиновники, крупные организации, правоохранительные органы или ещё кто-нибудь. Но это же простые люди не сортируют бытовые отходы, моют машины в речках, бросают мусор, разжигают костры и т.д. Многих проблем можно избежать, если каждый будет помнить основные законы природопользования Коммонера и ответственно относиться к природе, как к своему собственному дому.
­ С тех пор, как в школе стали преподавать экологию, что-то изменилось в отношении молодежи к этой самой экологии?
­ Экология как учебный предмет преподается далеко не во всех школах. Чаще можно говорить об экологической составляющей предметов естественного цикла. К сожалению, не только школа формирует мировоззрение человека, здесь велика роль семьи. В тех случаях, когда стремления школы и семьи совпадают, действительно, молодые люди задумываются над экологическими проблемами и стараются внести свой вклад в оздоровление экологической ситуации.

Превратить отходы в доходы
- Как вы оцениваете уровень экокультуры сахалинцев, в чем конкретно она проявляется?
- К сожалению, уровень экологической культуры у многих сахалинцев не очень высок. Обратите внимание на места раздельного сбора мусора. Большинство даже не подходит к таким бакам и, по привычке, складывает мусор в один контейнер. И этот мусор становится отходом, вместо того чтобы стать сырьем, благодаря переработке которого наша область могла бы получать определенную долю прибыли.
Но это не значит, что среди нас, островных жителей, нет людей, обеспокоенных состоянием окружающей среды. Есть различные общественные организации (в том числе детские), которые проводят экологические рейды, устраивают всевозможные акции, слёты, фестивали, много времени и сил посвящают воспитанию подрастающего поколения. Это такие известные организации, как «Родник», «Экологическая вахта Сахалина», «Бумеранг».
- Из каких источников сахалинец должен черпать информацию о состоянии окружающей среды на островах?
- Надежные источники информации – сайты министерства природных ресурсов и экологии РФ, министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, сайты администрации города Южно-Сахалинска и других муниципальных образований нашего региона, а также сайты наших общественных организаций.
- Если я хочу оказать деятельную помощь экологии региона, с чего следует начать?
- Внести посильный вклад в улучшение экологической обстановки может каждый человек. Отдавайте предпочтение местным продуктам – чем ближе производство, тем меньше транспортные расходы, меньше упаковки. Участвуйте в субботниках по облагораживанию территорий. Используйте многоразовые матерчатые сумки, а не одноразовые пластиковые пакеты. Откажитесь от пластиковой посуды для пикников и праздников. Не открывайте кран на полную мощность, когда моете руки – это существенно экономит воду. Используйте энергосберегающие лампочки. Дольше носите одежду – на ее производство и утилизацию тратится слишком много ресурсов. Также всем по силам раздельный сбор мусора, превращающий отходы в доходы, обеспечивающий дополнительные рабочие места, отчисления в региональный бюджет.
- Как реагирует природа на карантинные меры и связанное с этим «замедление» человечества? О чем нам должно сказать временное очищение воздуха, воды, на какие мысли навести?
- Думаю, это серьёзный повод провести ревизию потребностям человечества и понять, что же нам нужно на самом деле, а без чего мы вполне можем обойтись. Отказавшись от производства ради производства, мы сможем более рационально использовать природные ресурсы, и это серьезно улучшит экологическую обстановку в мире. Проблем очень много, но, как говорится, дорогу осилит идущий.