> Как на Сахалине детский сад перевели на работу в онлайн режиме - Аргументы Недели Сахалин

//Общество

Как на Сахалине детский сад перевели на работу в онлайн режиме

№  () от 14 апреля 2020 [«Аргументы Недели Сахалин», Тоня Нечаева ]

Пандемия заставляет нас осваивать новые навыки
Если не закрывать глаза на происходящие перемены, станет очевидно – многие виды бизнеса, освоив таки дистанционный формат работы, безвозвратно изменятся после угасания пандемии коронавируса. И чем раньше люди поймут, в чём состоят эти изменения, в чём их плюсы, тем быстрее мы преодолеем очередной кризис. Об этом мы говорим с руководителем учебного центра «Активное образование» Илоной ВОЛОШИНОЙ.


Всемогущий электронный формат
- С какими вызовами столкнулся ваш бизнес уже сегодня?
- В создавшейся сложной ситуации мы решаем три основные задачи: сохранение рабочих мест, удержание контингента, который проходит обучение в центре, адаптация к работе в новых условиях (не только сиюминутных, но и тех условиях, которые сложатся после завершения пандемии).
Мы наблюдаем, как многие организации уходят в онлайн-работу. То же самое происходит в нашем центре: мы закрылись для посещения. Я, как руководитель юрлица, у которого за спиной коллектив в 200 человек, пребывала в некоторой растерянности. Офисные работники находили, о чем разговаривать первые два-три часа, потом разговор иссякал, и в коллективе начинали зреть конфликты. Нормально, что все вошли в стресс, мы и не ждём от людей железной выдержки. Но задерживаться в этом состоянии долго ни к чему. Поэтому в обед мы начали моделировать новую форму работы.
Решено было вывести на дистанционное обучение наш детский садик, дополнительное образование (в помощь школе: математика, физика, русский язык, литература, химия, биология) и социальные проекты, например, работу с детьми красногорского детдома.
Первым делом нужно было обеспечить техническую сторону «дистанционки». Наблюдая, как висят все активно используемые платформы, и понимая, что необходимо на этом фоне выгодно отличаться (по крайней мере, от бюджетных организаций), мы купили себе удалённый сервер. Это вовсе недорого и доступно любому предприятию – 1000 рублей в месяц. Затем мы взяли себе бесплатную программу, которая позволяет вести веб-конференции. При этом единственное, что пришлось заплатить, это три тысячи рублей за установку её на сервер (разовый платёж). В течение двух недель наши программисты доработают программу, и у нас будет собственный сервер и программа для полноценного функционирования частного дистанционного образовательного центра.
Поскольку юридического оформления отношений никто не отменял (договоры со слушателями курсов), мы перевели этот процесс в электронный формат. Оплату услуг мы также осуществляем через Интернет. Теперь в двух офис-менеджерах, которые обрабатывали весь поток клиентов (который теперь уменьшился на 80%), необходимости нет. Люди, раз научившись дистанционно подписывать договор и вносить оплату, и после отмены режима самоизоляции приходить лично не станут, потому что такие визиты отнимают больше времени и энергии. Значит, один офис-менеджер отныне будет справляться со всеми посещениями, а второму придётся изменить должностные обязанности и переключиться на электронный формат работы.
Анализируя эти изменения (их доступность, малую затратность, удобство) можно с уверенностью предположить – часть образовательного процесса уйдёт в «дистанционку». Те наши ученики, кто, не имея нужного программного обеспечения, раньше занимались (отрабатывали домашние задания) в компьютерных классах центра, получили доступ на наш сервер и работают дома. Теперь предстоит решить, что делать с десятью компьютерными классами, половина из которых будет точно уже не нужна…
Что касается офисных работников, то все получили удалённый доступ и соответствующее оборудование для работы на дому. Следовательно, грядёт сокращение офисного помещения. Это приведёт к удешевлению нашей услуги (аренда в центре города – всегда одна из ключевых составляющих себестоимости). Конечно, речь не идёт о том, что все образование отныне станет дистанционным. Очное общение с педагогом – важный момент для усвоения информации. Но в качестве дополнительной формы обучения мы теперь всегда будем использовать «дистанционку».

Там, где дети как рыбы в воде
- Со школьниками понятно, но как справляются с дистанционной формой обучения ваши дошколята?
- Пока мы единственные в России, кто вывел детский сад (наш детсад «Ладушки») на такой формат преподавания. Попробовали, получилось. Родители, оказавшись в замкнутом пространстве с детьми круглосуточно, проголосовали обеими руками «за» дистанционку. Теперь они рассказывают, как ребёнок просыпается, наряжается, причесывается, готовится к уроку (складывает карандаши, ищет картон, собирает игрушки) и ждёт включения. Малыши занимаются с удовольствием, общаясь с педагогом, которого любят, к которому привыкли. Уроки (математика, чтение, окружающий мир) длятся 20 минут, на переменке все, включая родителей, пляшут, приседают, разминаются и хохочут. Дети наблюдают на экране себя и друг друга (вдруг оказалось, что некоторые этого стесняются, и задача психолога – снять барьер, научить любоваться собой). Важно, что сейчас на уроке присутствуют родители – видят, какой материал и по какой методике даёт педагог, и закрепляют пройденное в течение дня. Пока у нас занимается две группы по десять человек с пяти до семи лет (совсем маленьких мы еще не вовлекаем). Ребята уже достаточно хорошо владеют гаджетами, чтобы не испытывать в связи с таким форматом уроков никакого стресса (в отличие от большинства взрослых), это только повышает их мотивацию для получения новых знаний. Они любят ходить в сад, очень любят своего воспитателя и обожают гаджеты. Объединив все эти плюсы, мы вышли на новый для всех нас уровень подачи материала. И если бы не пандемия, вышли бы на него нескоро.
Уже понятно, что успешный опыт будет нами оставлен как один из способов выполнения домашнего задания либо занятий во время болезни ребёнка.


Не было бы счастья…
- Каким образом теперь будет построена работа с ребятами из красногорского детского дома?
- С 2017 года несколько ребят из этого детдома один-два раза в год приезжает в учебный центр «Активное образование» и в рамках профориентационных мероприятий посещают наши курсы. Учитывая пожелания детей, мы на три-четыре дня вводим их в учебные группы, где наши ученики помогают красногорцам освоиться и составить впечатление о какой-либо компетенции. Вечерами я принимаю гостей у себя дома. Мои дети уже знакомы и дружат с приезжими ребятами, мы вместе печём пироги, гуляем, катаемся на коньках, ходим в боулинг, радуемся общению. Ещё мы всегда стараемся организовать по этому случаю интересные экскурсии.
Обычно к нам приезжает от шести до восьми ребят (поездка – своего рода поощрение). Мы в очередной раз готовились к встрече гостей, и вдруг пришла пандемия! Выходом опять стала «дистанционка». Мы уже провели пробное подключение, выяснили технические возможности детдома. На урок пришло сразу 13 ребят (а не шесть-восемь, которые могут добраться до Южно-Сахалинска), то есть мы охватили всех желающих. Необходимое программное обеспечение мы установим. Но оказалось, что в Красногорске очень слабая камера, с маленьким охватом. Достаточно было позвонить председателю Сахалинской торгово-промышленной палаты, как нам пообещали оплатить покупку подходящей камеры для ребят.
Повторюсь, речи нет о том, что дети теперь перестанут к нам приезжать – смена деятельности и впечатлений очень для них важны. Но теперь у нас появилась возможность не просто встречаться дважды в год, мы можем вести свои курсы (к примеру, робототехнику) на постоянной основе, наладить полноценный образовательный процесс: наш опытный педагог ведёт урок, а учитель информатики на месте выступает наставником, одновременно обучаясь сам и обучая детей. И уровень знаний у ребят детдома значительно повысится.
- Как преодолеть предубеждение, что обучение онлайн – какое-то ненастоящее, неполноценное, неживое?
- Если онлайн обучение грамотно и правильно настроено и организовано, то оно не много теряет в сравнении с очным. Как известно, любая идея проходит три этапа: «Этого не может быть», «В этом что-то есть», «По-другому быть не могло». Мы сейчас находимся на первом, самом длинном этапе. Но взрыв негатива уже улёгся, и дети и учителя понемногу осваиваются в новых реалиях. Не успеете глазом моргнуть, как необходимость каждый день ходить в школу будет ставиться под сомнение повсеместно. Но здесь очень важна роль педагога – от него зависит и мотивация, и успехи в обучении. Самое главное – выход в онлайн, отработка пройденного материала в присутствии учителя, а не зачитка методического материала и «домашка». Но качественные очные уроки вполне возможны и дома, когда педагог знает ученика, его возможности, видит его глаза. Поэтому пока ни один родитель не забрал своего ребёнка с допобразования (а это 240 ребят!), несмотря на переход на «дистанционку». Мы планируем достойно закончить учебный год.
Дистанционное обучение незаменимо в тех случаях, когда нужно наверстать упущенное, помочь подтянуть просевшие знания. Достаточно подобрать удобное для обеих сторон время занятий, и проблема решается. И ещё. Педагогу должно быть в кайф работать с ребёнком, у которого есть сложности в обучении – это вызов, стимул для профессионала. Важно создать ученику такую атмосферу, в которой он раскрывается и меняет привычную модель поведения.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте