«По прогнозу этого кризиса, с 2,5 примерно до 8 миллионов увеличится число безработных на какой-то период». Вероятно, ситуация будет острой до конца года. Как вам перспектива, озвученная Алексеем Кудриным? Рост безработицы — и это, думается нам, только официально — в три раза. А как уже сейчас обстоят дела с работой в Иркутской области? Есть ли варианты временного приработка? Кто и как использует момент «самоизоляция» для «самоперепрофилирования» и освоения новых профессий, перспективных даже в период всеобщей «удалёнки».
Из вечного: доктора и повара
Первым делом «АН» обратились с запросом в иркутский центр занятости. Его сотрудники, как мы поняли, сейчас и сами работают дистанционно. Посоветовали изучить и проанализировать сайт «Работа в России», где представлены вакансии по всей стране. Дескать подать заявление по поводу трудоустройства можно на этом портале быстро, а также узнать, какие специальности востребованы на рынке труда, в том числе и в регионе.
Не уверены, что ресурс оперативно отражает текущую ситуацию. Неужели повара и сейчас на пике востребованности? Ведь рестораны и кафе сегодня работают только на вынос и на доставку. Или общепит и в кризис рассматривает кандидатов с прицелом на перспективу? «Работа в России» сообщает, что в Иркутской области сейчас вакантны 518 рабочих мест в столовых, ресторанах и кафе с зарплатой от 19000 до 102000 рублей. Также обозначен в Приангарье довольно большой спрос на медсестер (зарплата от 4852 р. до 35000 р.). А вот санитары не требуются (лишь одно место с зарплатой в 19000 р.). Нужны столяры (от 17000 до 25000 р), учителя (от 18000 до 30000 р.), врачи-терапевты (от 30000 до 82000 р.).
С другой стороны, можем предположить, что в некоторых сферах есть предприятия, которые сегодня нуждаются в дополнительных силах. Например, торговые сети осуществляют доставку продуктов на дом и испытывают повышенный интерес к этой услуге. Есть ли нехватка курьеров или других работников в интернет-магазинах и не только? Как сообщили в пресс-службе сети супермаркетов «Слата», на данный момент все вакансии закрыты. Но ситуация меняется каждый день. В любой момент может появиться необходимость в кассирах, продавцах-консультантах, грузчиках-продавцах, грузчиках, а также сборщиках товара и координаторах для интернет-магазина.
Не нужны ли дополнительные кадры полиции? Ведь по городу теперь все время курсируют машины ППС, и даже кажется, что их стало больше, чем в «докарантинное» время. По словам руководителя пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области Германа Струглина, сейчас полиция переориентировалась на разъяснительную работу с населением. Но машин и бригад больше не стало. Экипажи бросаются в глаза из-за того, что другого транспорта на дорогах стало меньше. Никакой дополнительный набор сотрудников или волонтеров сегодня не идет. В некоторых отделах не хватает следователей, в других — оперативников. Эти вакансии были и до эпидемии.
Урок с орущей кошкой
Если для повара ничего по сути не меняется (его инструмент — все те же ножи и кастрюли), то от учителей сегодня требуются новые компетенции. Например, необходимы навыки для организации дистанционного обучения, работа в формате видеоконференции, видеотрансляции. Мы спросили у иркутских преподавателей, как им работается в новых программах.
— Я записываю лекции с презентацией. И в самые сложные моменты возникает кошка, громко мяукает, а во время видео-урока она прыгает на штору и начинает раскачиваться, как обезьяна на лиане, — рассказывает Анна Юрьева, преподаватель одного из иркутских вузов. — Так что мою кошку можно демонстрировать студентам, как наглядный пример поведения невоспитанных животных на карантине.
— У нас дома нет условий для удаленной работы, — говорит Елизавета Шолохова, преподаватель одного и иркутских колледжа. — Только успокою детей, чтобы в ZOOMе поработать, муж в самый неподходящий момент идет в коридор, скрипит дверью, шуршит пакетами.
А как работается репетиторам на «удалёнке»?
— Мне стало тяжелее работать, доходы сократились вдвое, — признается учитель английского языка Алена Исаенко. — Интернет работает отвратительно, каждую секунду виснет. Сегодня потратила три часа на групповое занятие (вдвое больше обычного). Деньги с учеников не взяла, потому что было много технических неувязок, много времени отняла настройка. С другой стороны, многие сегодня хотят заниматься и готовы платить. У меня стало больше учеников, провожу примерно 20 занятий в неделю. Кто-то берет дополнительные уроки, кто-то хочет использовать карантин для изучения языка с нуля. Мне пришлось освоить несколько новых программ. И меня это даже взбодрило. Это было бы прекрасное время, если б не проблемы со связью.
Связи на расстоянии
Для психологов, как и для учителей, — это период испытаний. Приходится учиться работать в новых условиях. Однако есть специалисты, которые видят в удаленной работе много плюсов.
— У многих есть стереотип, что есть профессии, которые категорически не могут работать дистанционно, — рассказывает психолог Евгения Шагина. — Многие думают, психолог — это тот, кто держит клиента за руку и по глазам читает его чувства. И при этом люди восторгаются врачами-эндоскопистами или узистами, которые способны только по картинке на мониторе поставить диагноз или даже сделать операцию. Психолог может работать удаленно! Конечно, для этого нужна сонастройка, высокая степень эмпатии, уверенность в себе. Это навыки, которые можно наработать, если такую цель ставить.
Для меня это не проблема, потому что сама я училась дистанционно. Слушала лекции в записи, а затем были индивидуальные практические занятия с преподавателем по Скайпу. Нас учили устанавливать эмпатическую связь на расстоянии. Учили не просто слушать, но и слышать интонации, улавливать и регулировать состояние. Работа чаще всего идёт с видео, сейчас это легко осуществить по Вотсапу, например. Не могу сказать, что сегодня стало больше или меньше обращений. Работа есть всегда. Но сейчас я дополнительно изучаю seo-продвижение. Мне это интересно. Мозг устанавливает новые нейронные связи. Не скажу, что это просто, зато полезно.
Учиться, учиться и учиться
Сегодня очень востребованы онлайн-курсы, школы, семинары и прочие обучающие проекты. Многие образовательные центры переходят в режим онлайн. Например, так поступили сотрудники Байкальского центра тренинга, после того как сорвались все дорогостоящие образовательные мероприятия. Они организовали открытые курсы по самопрезентации и тайм-менеджменту для школьников. Теперь информацию можно получить бесплатно. Если пользователям что-то понравилось, можно продолжить заниматься более углубленно и уже на платной основе.
По мнению экспертов, настало время новых знаний, время саморазвития. До карантина люди нередко покупали какой-то дорогой курс, но в силу занятости не могли его пройти. Сейчас все изменилось: приходится учиться, чтобы выжить. Успеха добьется тот, кто не боится пробовать новое.
Во время карантина вполне можно переквалифицироваться. Можно попробовать получить новую профессию — смм-специалист, копирайтер, дизайнер, таргетолог, контент-маркетолог, специалист по запускам для онлайн-школ, преподаватель и администратор онлайн-школ — и начать работать удаленно. Учеба через интернет вам в помощь.
От масок до покрывал
Благодаря рекламе в соцсетях несложно заметить, что многие иркутяне во время самоизоляции занялись изготовлением масок, которые сегодня действительно жизненно необходимы. Татьяна Распопова шила такие маски только для своих близких в свое удовольствие.
— Дамы достали запылившиеся машинки и сели за шитье. Это хорошо отвлекает от тревоги, дает удовлетворение, ведь защитные средства ты делаешь собственными руками. В ход идут все неиспользованные ткани и резинки. Реализовать товар можно через мессенджеры и соцсети, спрос очень большой.
Мастерицы, по словам Татьяны, шили маски порой с шести утра до десяти вечера, обрабатывали паром и запаковывали с инструкцией по использованию в отдельный пакет. Стоит такая маска 300 рублей. Но чаще «на вынос» идет по 150 рублей. То есть в день швея могла заработать от 1000 до 9000 тысяч рублей. Зависит от сноровки и наличия исходных материалов. К домашним производителям подключились рекламные агентства с предложением брендировать маски. Однако как средство защиты тканевые маски могут использоваться не более двух часов, потом их нужно стирать. А классические медицинские маски требуют сертификации.
— Я шила только своим близким, в подарок. Кому надо — пришли, взяли. За деньги принципиально делать не стану. Но, начав с масок, поняла, что хочу шить домашний текстиль.
Кстати, судя по постам в соцсетях, многие вспомнили забытые навыки и во время карантина перешили старую одежду, а некоторые даже стали шить на заказ. Возможно, после снятия карантина у нас откроется много частных ателье.
Все безработные с 1 апреля получат повышенное пособие по безработице и дополнительные выплаты на детей на три месяца в упрощенном порядке. Министерство труда приняло постановление: все граждане, вставшие на учет в службу занятости после 1 апреля 2020 года, будут получать пособие по безработице в размере 12130 рублей на протяжении трех месяцев до 30 июня 2020 года или до момента трудоустройства. Подать заявление можно дистанционно на сайте «Работа в России». Для этого потребуется: справка с предыдущего места работы о заработке за последние 90 дней; копия трудовой книжки с отметкой об увольнении.
Вся информация о прежнем месте работы, уровне заработка заявителя будет проверяться службами занятости на основе баз данных. Если обнаружится, что гражданин предоставил недостоверные сведения в заявлении, то ему откажут в выплате пособия. Дополнительная поддержка будет оказана безработным гражданам, имеющим несовершеннолетних детей (3000 рублей на каждого ребенка в месяц).
ПРИ ЭТОМ
По данным Центра стратегических разработок, каждая третья компания уже сократила штат, а каждая вторая планирует уменьшить число сотрудников на 12-14% в ближайшее время, каждая пятая — сократить выплаты. Согласно результатам опроса Центра стратегических разработок, опубликованного 30 марта, каждая третья компания из 500 опрошенных уже оптимизировала фонд оплаты труда — то есть сократила штат или перевела сотрудников на удаленную работу с меньшей зарплатой.