Кубанские юристы и адвокаты провели онлайн-конференцию на тему «Юридические услуги в период кризиса - не роскошь, а средство выживания», в которой попытались разобраться, что делать в сложившейся ситуации на юридическом рынке из-за пандемии коронавирусной инфекции.
Юридические услуги удалённо. Работает ли?
Оказалось, что большинство юристов попросту не готовы к дистанционной работе с потенциальными клиентами. По их мнению, дальше онлайн-консультации дело не доходит. Встречи в живую крайне необходимы для доверительных отношений и дальнейшего заключения договоров.
Доказать свой статус дистанционно практически невозможно, для выстраивания доверительных отношений необходимы живые встречи, - считает исполнительный директор компании ООО «Санкт - Петербургский центр правовой защиты» Краснодар - Мария Акст.
На данный момент очень сложно объяснять людям, что заключать дистанционно договора это нормальная практика.
Адвокат Руслан Сайфутдинов считает, что данная ситуация заставляет юристов изучать и внедрять новые технологии, которые в дальнейшем можно будет использовать при необходимости.
Управляющий партнёр Адвокатского бюро «Домащенко и Партнеры» Домащенко Роман считает, что выжить смогут лишь крупные игроки, имеющие активы а классическим адвокатам придется уйти с рынка, так как работать в ноль или скорее всего в минус никто не будет.
Для того, чтобы остаться на плаву, придётся по новому искать баланс между извлечением прибыли и помощью гражданам. В противном случае помогать будет некому.
Во время беседы обсуждалось отсутствие мер поддержки юридическому сообществу. Ринат Сайфутдинов считает, что юристы достойны её и по его мнению, при отсутствии юристов и адвокатов система начнет хромать.
Управляющий партнер Юридической компании «Золотое правило» Арендаренко Инна относится к сложившейся ситуации как к задаче, которую можно и нужно решать конструктивно.
Сейчас задача нашей команды – протянуть руку помощи, разобраться в вопросах и найти решение. Мы оказались готовы к онлайну. Мы уже семь лет используем удаленные доступы и работаем в таком режиме не только из дома, но и в командировках и отпуске. Когда нам потребовалось перейти в онлайн режим, эффективность работы даже возросла. Так сложилась наша корпоративная культура, что у нас каждый несет ответственность за свой результат. Что касается взаимодействия с клиентами, то происходит тот же самый обмен документами через Ватсап и электронную почту, то есть ничего перенастраивать не пришлось. Мы понимаем, что сейчас невозможно представлять интересы клиентов в судах или госорганах, но тем не менее существует масса работы другого характера, в которую нужно вникнуть, и она тоже дает хлеб. Важно действовать по-другому. Я думаю, здесь вопрос выбора и не более того.
Форс-мажор и долги
Что делать при форс-мажорных обстоятельствах? Можно ли расторгнуть сделку или внести в нее изменения, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы?
По мнению Инны Арендаренко, не так просто сослаться на форс-мажорные обстоятельства. Придется ещё доказать, как форс-мажор мешает выполнить условие контракта.
Сейчас всему бизнесу надо собирать доказательства и фиксировать обстоятельства: получать свидетельства Торгово-промышленной палаты о форс-мажоре, составлять акты, заключать с контрагентами дополнительные соглашения или, как минимум, вести переписку, - считает представитель юркомпании «Золотое правило». -
Окончательное решение о том, повлиял ли форс-мажор на исполнение контракта остаётся за судом. И форс-мажор, в первую очередь, освобождает от штрафных санкций, но никак не освобождает от самого обязательства.
Изоляция как мера эффективности
На вопрос о том, как в условиях карантина защитить права сотрудников которые работают удалённо Роман Домащенок ответил, для того, чтобы защищать, необходимо знать, что было нарушено.
Работодатель продолжит исправно платить тем сотрудникам кто работает эффективно, а не эффективные, скорее всего окажутся за бортом корабля.
Инна Арендаренко считает, что работодатель должен объяснить сотрудникам, что они обязаны поддержать компанию и трудиться в дистанционном режиме 24 часа в сутки для того, чтобы всем вместе выкарабкаться из сложившейся ситуации.
Защитить права работника и работодателя можно, когда сильная корпоративная культура, когда обе стороны понимают, для чего они собрались, - говорит Инна Арендаренко.
Время нестандартных решений
Так как же вести себя корпоративному юристу?
Быть законниками и в тоже время находить нестандартные решения, к такому общему мнению пришли участники конференции. Они согласились с тем, что грамотный руководитель, должен перепроверять решения штатных юристов. Например, после мозгового штурма в компании «Золотое правило» на первый взгляд не разрешаемые вопросы кардинально изменялись и находили уникальные юридические решения.