Преподаватель американского университета рассказал о проблемах российских ВУЗов в период пандемии
7 апреля 2020, 15:25 [«Аргументы Недели», Николай ХОХЛОВ ]
В связи с пандемией коронавируса во многих странах мира университеты перешли в режим дистанционного обучения. Об особенностях такого формата и разнице онлайн-преподавания в ВУЗах России и США рассказал преподаватель американского Университета Ратгерса Сергей Костяев.
7 марта администрация Университета Ратгерса сделала рассылку среди преподавателей о возможном переходе на онлайн-обучение. При этом преподаватели, которые не имели такого опыта работы, сразу же получили доступ к сайту с методическими рекомендациями. 10 марта администрация объявила о досрочном выходе на весенние каникулы с 12 марта и о возобновлении обучения с 23 марта в дистанционной форме.
13 марта, когда кампусы американских университетов уже закрылись, состоялось очередное заседание оперативного штаба правительства РФ по предотвращению новой коронавирусной инфекции. 14 марта Министерство науки и высшего образования РФ рекомендовало российским вузам перейти на дистанционное обучение. При этом, как отметил Сергей Костяев, на рекомендованном министерством портале есть советы по организации перевода преподавания в дистанционный режим, но самим преподавателям рекомендаций нет.
Некоторые ответы российских преподавателей на вопрос Сергея Костяева о том, как они будут переходить на онлайн-преподавание, по его словам выглядят так:
«у нас тут дурдом», «да, если честно, хрен его знает», «даже не знаю, что вам сказать, активно», «сказали на первых парах подойти творчески».
Основная проблема, по мнению Костяева, в отсутствии у многих вузов систем управления обучением, которая позволила бы автоматизировать многие процессы.
Специалист Университета Ратгерса поделился своим опытом работы в удаленном режиме:
«базовый принцип: преподавание онлайн кардинально отличается от аудиторного;
попытки буквально «воспроизвести» аудиторный опыт неэффективны;
преподаватели знают, что в обычной-то аудитории не всегда удается сконцентрировать на себе внимание студентов, в конференц-звонке эта задача невыполнима».
Дистанционное преподавание, по словам специалиста, более трудоемко, поскольку требует крайне детальной организации учебного курса. То, что обычно обговаривается в аудитории, нужно подробно расписать на сайте предмета.
Преподаватель американского университета считает, что рационально сделать программу своей дисциплины на 3-4 страницах со списком тем и литературы по каждой из них. Очевидно, что «монструозные многостраничные РПД, которые требует Рособрнадзор для аккредитации, сейчас абсолютно непригодны», заключает специалист.