Каждое государство борется с коронавирусной напастью по-разному. И каждая армия – тоже. А что происходит там, где имеют место кровавые вооружённые конфликты?
Американцы прячутся от коронавируса
Американская армия практически свернула свою активность по миру если не до нуля, то до минимальных величин. Отменены крупные разрекламированные учения в Европе, и не только там. Запрещены перемещения и перелёты как отдельных военнослужащих, так и их семей или подразделений между базами и объектами сначала в неблагополучных по коронавирусу странах (а это, считай, всё НАТО), а потом и во всех остальных. Точнее, разрешены, но в исключительных случаях. По идее, военных от заражения уберечь проще, чем гражданских, если вовремя перевести на казарменное положение и ограничить контакты. Но зато потом уберечься от распространения вируса внутри гарнизонов и экипажей, конечно, непросто.
Боевым кораблям ВМС США, находившимся в море, запрещено возвращение в порты, кроме как для короткой дозаправки или пополнения запасов, а также срочного ремонта. По сути, почти сотню кораблей, подлодок и судов просто «закарантинили» в море. Но это не очень помогает. Уже на двух атомных авианосцах «Теодоре Рузвельте» (находится в Аравийском море) и на «Рональде Рейгане» (находится в японской базе Йокосука) обнаружены заражённые члены экипажей. Странно, почему сразу не были предприняты карантинные меры? Сейчас члены экипажей проходят поголовное тестирование на вирус и изолируются друг от друга. Но корабли, по сути, вышли из строя. Только в рядах американского флота заболевших уже порядка полутора сотен, а в масштабах всей армии США – 1087 человек. Цифры постоянно растут, поэтому к моменту выхода этого номера «АН» их станет ещё больше.
Зато внутри самих США военным работы хватает. На борьбу с вирусом подключили нацгвардейцев, особенно в наиболее пострадавшем штате Нью-Йорк. Задействованы инженерные части регулярной армии – возводят временные лагеря и полевые госпитали. Флот вывел из резерва оба своих госпитальных судна – «Мерси» и «Комфорт». Это огромные суда, переделанные из старых танкеров – на них переведут больных любыми другими болезнями, кроме COVID-19.
Любопытно, что вирусу удалось сделать то, что не доделали иранские ракеты. Тогда американцы и часть их союзников не сбежали из Ирака после ударов, сейчас процесс резко активизировался. Смотали удочки представители немногочисленного германского контингента, французы сделали это ещё неделю назад. А американцы свернули все операции в стране ещё в феврале. На прошлой неделе они покинули и передали местным воякам две базы в районе Киркука и Мосула.
В Сирии американцев тоже практически не слышно и не видно. В последнее время они почти полностью замкнулись на своих базах, которые пока не покинуты. Хотя недавно был очередной эпизод в провинции Хасеке, где американский небольшой конвой не пропустили сирийские военные и местные жители.
Армия России готовится к войне с вирусом
В Армии России официально больных коронавирусом пока нет. Мутные вбросы в Интернет на эту тему бывают, но пока без доказательств. Принимаются все необходимые меры, чтобы воспрепятствовать распространению инфекции в армии. Военным регулярно меряют температуру, проводятся осмотры, тестирование тех, кто прилетает из других стран или отпусков. К тому же у военных прибавилось работы и внутри страны: проводятся учения и внезапные проверки боеготовности в войсках РХБЗ и медицинских подразделениях по вопросу противодействия эпидемиям, развёртываются полевые госпитали и лагеря, строятся 16 стационарных быстровозводимых госпиталей.
Тем не менее боевую подготовку никто не отменял, все запланированные учения проводятся. На большие учения полным составом боевых и вспомогательных сил вышел Тихоокеанский флот, изрядно напугав японцев. Некоторые «аналитики» увидели в составе выходящих эскадр госпитальное судно «Иртыш» и решили, что оно идёт то ли на Курилы, то ли на Камчатку спасать от коронавируса местное население.
Подготовка к юбилейным парадам в честь 75-летия Победы также ещё ведётся. Правда, участников репетиций наглухо изолировали, постоянно осматривают и принимают иные меры предосторожности. Казарменного положения пока нет, но контакты ограничивают. Призыв в отличие от соседней Украины никто не отменял – он начнётся с 1 апреля. Правда, с массой предосторожностей в виде разделения призываемых друг от друга и помещению их в 14‑суточный карантин.
Тестов на коронавирус в ВС РФ выполнено порядка 4 тысяч. В 32 госпиталях развёрнуты почти 5 тыс. мест для тяжёлых больных коронавирусом с аппаратами ИВЛ. Работают 9 оперативных групп по мониторингу санитарно-эпидемиологической обстановки, развёрнуто 5, 5 тыс. стационарных контрольных пунктов термометрии, 15 мобильных модульных комплексов для выявления возбудителей заболеваний. Кроме того, сформировано 1647 специальных расчётов для дезинфекции местности.
На зарубежных базах введён особый режим. Контакты с местным населением свёрнуты до минимума, равно как и с местными военными. Число командировок на зарубежные базы сокращено, а всех прилетевших туда или оттуда подвергают тестированию и изоляции. Это относится и к Абхазии с Южной Осетией, и к Таджикистану с Киргизией. Да и к Сирии тоже.
Сирия – бандиты, турки и коронавирус
В Сирии совсем недавно закончилась победная операция против бандформирований в Идлибе, переросшая в «необъявленную войнушку». Турки потеряли, по некоторым сведениям, более 160 военных и потерпели чувствительное поражение, зафиксированное московскими договорённостями. Но выполнение этих договоренностей затрудняется, и не вирус тому виной, а те самые бандиты, которых турки, по сути, «крышевали». Они не хотят освобождать трассу М4. Понакопали там рвов и валов, проводят минирование. Оговорённые сроки открытия трассы Турция уже сорвала, но ей дали дополнительное время. Поэтому патрулирование, которое должно было проводиться турецкими и нашими военными по всей трассе, идёт по сильно сокращённому маршруту.
Нельзя сказать, что турки не пытаются что-то сделать – пытаются. Например, срыли ряд заграждений – но наутро они появились вновь. Доходит до того, что турок обстреливали и взрывали на дороге их же протеже из банд боевиков. В результате погибли и были ранены несколько солдат.
Впрочем, туркам сейчас явно не до реализации своих амбиций в Сирии. В Турции бушует коронавирус – за короткий срок количество заболевших достигло 11 тысяч. И это притом что тестов выполнено порядка 80 тысяч. Немало умерших. Причём вирус, как говорят, уже есть и в сирийском Идлибе, на «зелёной» территории, видимо, от турецких солдат.
Есть он и в других районах Сирии. Например, сообщают о тяжёлой ситуации в лагере беженцев Рукбан. Он находится в контролируемой американцами зоне. Внутри порядка 13 тыс. человек, из них половина – беглые боевики и члены их семей. В таком скученном муравейнике без нормальной медицины ситуация быстро станет критической. Американцы ничего не делают, только рассуждают о тяжёлой гуманитарной ситуации и призывают оказать помощь других.
На контролируемой правительством территории Сирии введён комендантский час, жёсткие ограничения на покидание домов в крупных городах. Нарушителей арестовывают и судят. Но в стране, где столько лет идёт война, возможностей для массовой мобилизации на войну с болезнью просто нет. И только карантинные меры помогут избежать катастрофы. С другой стороны, в таких странах, где смертей и так много, на ещё одну болезнь внимания многие и не обратят.
Чья бы корова мычала
Сирии, конечно, помогают, например с тестами. Весьма активен в этом вопросе Китай, не говоря о России. А вот западные страны и международные организации типа ВОЗ занимаются фальшивыми рассуждениями о «разрушенном здравоохранении» и «разбомблённых госпиталях». Причём всё это, заметим, по их мнению, существует только в Идлибе – они даже тесты привезли почему-то только туда. Хотя никаких госпиталей там никто не уничтожал, если это реально были госпитали, а не укрытия для боевиков.
Некий европейский чиновник ООН Гейр Педерсен заявил, что в Сирии могут умереть 100 тыс. человек. Причём речь опять же об Идлибе, то есть о боевиках и их семьях. О жителях всей остальной Сирии обеспокоенности нет.
«Коронавирусное» перемирие – патронов не жалеть!
А вот на другой стороне Средиземного моря, в Ливии, ситуация иная. Там ранее было объявлено перемирие под патронажем ООН, но оно почти не соблюдалось. Сейчас добавилось «коронавирусное» перемирие. Соблюдается оно примерно так же, как и предыдущее. Сначала 25 марта боевики из Триполи, поддерживаемые Турцией, пытались взять основную авиабазу маршала Хафтара на западе Ливии, но были отброшены. В итоге потеряли 5 городов, кучу техники и были прижаты к границе с Тунисом.
Через 2 дня новое сражение разыгралось в другом районе, между Сиртом и Мисуратой. Опять же в атаку пошли боевики, причём с турецкой поддержкой. Сначала им сопутствовал успех, затем авиация Хафтара (возможно, египетская или эмиратская, действующая на их стороне) и китайские ударные БПЛА переломили ситуацию. Турки своими ударными беспилотниками сделать ничего не смогли. Более того, среди десятков убитых есть и турки. Официально это боевики «Серых волков», а не военные, но среди трофеев имеется полевой КП управления беспилотниками.
В общем, с такими «развлечениями» в Ливии на потери от коронавируса никто внимания не обращает. До поры до времени – пока смертей не станет слишком много.
Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»