Экспериментальная школа имени Щетинина, известная не только универсальными методами воспитания сверхлюдей, но и околоуголовными скандалами, лишилась лицензии на образовательную деятельность. Решение принял краевой арбитражный суд по иску кубанского министерства образования науки и молодежной политики.
Представители министерства обратили внимание суда на явные нарушения, допущенные руководством школы-интерната при организации учебного процесса. Среди главных претензий – отсутствие стадиона, на котором могли бы заниматься спортом воспитанники, и лицензии на медицинскую деятельность. Естественно, у представителей лицея нашлись объяснения: дескать, спортивное оборудование уже закуплено, а медицинское обслуживание воспитанников проводят врачи поликлиники в Геленджике. Однако это не убедило суд, ведь в противовес были поставлены дополнительно факты почти сорока нарушений, которые были выявлены в школе совместной проверкой Роспотребнадзора, МЧС и минобрнауки. В их числе – ненадлежащие условия проживания воспитанников и организации преподавания естественно-научных дисциплин, нехватка учебных пособий, а также привлечение учеников к труду, не предусмотренному общепринятой образовательной программой.
Куда погружаются дети
Стоит напомнить, что ситуация вокруг школы Щетинина была неоднозначной с самого начала. В поселке Текос под Геленджиком школа-интернат существует с 1994 года. Появилось нестандартное учебное заведение благодаря педагогу-новатору Михаилу Щетинину – его основателю и бессменному директору в течение десятилетий, до смерти в ноябре 2019 года.
Образовательная концепция, принятая в школе, существенно отличается от общепринятых образовательных стандартов. К примеру, занятия с учащимися проводились с утра, а во второй половине дня они занимались полезным трудом. Также в школе практиковался метод «погружений», согласно которому изучение школьных дисциплин разделялось по дням. Кроме классических наук, воспитанники изучали этнические танцы, системы рукопашного боя и так далее. Впрочем, уникальность методик обучения, применяемых в школе, тоже стала поводом для нареканий в ее адрес.
Более того, в разное время школа Щетинина была замешана в ряде скандалов, связанных не только с обвинениями в принуждении детей к труду и вегетарианству, но и историями о сексуальном домогательстве и педофилии, и даже косвенной причастности сотрудников школы к особо тяжкому преступлению. Бывшие щетининские ученики и педагоги рассказали журналистам «Комсомольской правды» о нелицеприятных фактах своего пребывания в школе, за что последователи педагога-новатора обещали наказать представителей СМИ за «клевету». Более того, существует мнение, что образовательный процесс и организация обучения были построены таким образом, что из него буквально проглядывали признаки, характерные для тоталитарных сект. Это и закрытость от внешнего мира, и проблема выхода, и подавление личных желаний учеников с помощью группового внушения.
Однако министерство образования оформило свои претензии в рамках своей зоны ответственности. Пик претензий пришелся на середину прошлого года, когда школа Щетинина оказалась на грани закрытия.
Огласка «президента»
Широкую огласку тема закрытия школы Щетинина получила в декабре прошлого года, после вопроса, заданного Владимиру Путину редактором газеты «Президент» Сергеем Комковым. На пресс-конференции Комков сообщил российскому о притеснениях школы им. М.П. Щетинина со стороны региональных чиновников от образования, а также рассказал о ветеранах, живущих в домах на улице Мацестинской в Сочи в нечеловеческих условиях.
Забегая вперед, отметим, что информация о сочинских «бомжах-ветеранах» не выдержала проверки на признаки фейка, проведенной интернет-ресурсом Anti Fake News, а главред интернет-портала «Сочи Стрим» Андрей Ратьков заявил об угрозах в свой адрес из-за статьи, в которой сообщил об этом.
Что же касается школы Щетинина, то Владимир Путин пообещал разобраться в ситуации и поговорить о ее закрытии с губернатором Вениамином Кондратьевым. Позднее глава края подчеркнул, что к данному образовательному учреждению Краснодарский край не имеет отношения, поскольку его учредителем является Министерство просвещения РФ.
В декабре прошлого года деятельность школы была приостановлена судом в связи с выявленными нарушениями. А в нынешнем году последовал вердикт суда, аннулирующий лицензию учебного заведения. Хочется надеяться на то, что псевдонаучные методы воспитания детей в школе-интернате также получат объективную оценку, ведь важнейшей ценностью страны в обновленной Конституции являются дети, и важно заботиться не только об их физическом, но и психическом здоровье и развитии.