В этом году в Иркутске уже во второй раз подряд будут выбирать мэра — без участия горожан и учета их мнений. Сказать «спасибо» за такой «подарок» иркутяне при случае еще успеют — благо инициаторы этих процессов по-прежнему на виду, все в тех же креслах. В прошлый раз, в 2015 году расклад по выборам мэра (из числа депутатов Думы Иркутска — «АН») был предельно прозрачен и предсказуем — приход Дмитрия Бердникова на смену Виктору Кондрашову сюрпризом ни для кого не стал. Пять лет спустя ситуация совершенно иная: пока непонятно, чем может обернуться непрозрачный процесс перемен.
Интрига вокруг кандидатур и претендентов на этот пост сохраняется до последнего. При этом в политических кругах в последние месяцы по каким-то причинам стало модным активно «спроваживать» действующего градоначальника. «АН» поговорил с экспертами — политиками, политологами, общественными деятелями, простыми иркутянами. Их мнение — и оценка деятельности Дмитрия Бердникова за прошедшие пять лет, и своеобразный срез ожиданий по кандидатуре мэра на следующую «пятилетку».
Олег Боровский, мэр Саянска:
— Иркутск при Дмитрии Бердникове изменился в лучшую сторону. С 2017 года он активно вошел в национальный проект «Комфортная городская среда». Появились не только новые места отдыха, но и обновленные развязки — Покровская, Маратовская, улучшилось качество дорог. Он сумел совершить налоговый маневр, в результате которого казна Иркутска получила почти 1,5 млрд руб! Это действительно тяжелая работа, требующая консолидации многих сил и умения договариваться.
Кадровая проблема в администрации Дмитрия Викторовича была (именно кадровый вопрос вменяют в вину мэру Иркутска чуть ли не как основной — «АН»), но я не считаю, что это вина мэра. Он предъявлял высокие требования — люди не справлялись и уходили. По моему мнению, сегодня Бердников — оптимальная кандидатура на должность главы города. Ему нет равных. Вообще, я сторонник прямых выборов. Утвержденная схема выборов сити-менеджера, при которой главу города будет выбирать группа депутатов, не смыслящих в управлении городом, мягко говоря, спорная.
Алексей Петров, историк, политолог:
— Когда Дмитрий Бердников пришел в политику, он был, что называется, «темной лошадкой». Мы внимательно присматривались к его работе. Как и Виктор Кондрашов, его предшественник, Дмитрий Викторович — бизнесмен. А бизнес и муниципальное управление все-таки отличаются, тут действуют разные механизмы. Отсюда и его ошибки. Как предприниматели относятся к своим работникам? Возникла конфликтная или предконфликтная ситуация — уходи! В бизнесе неугодного человека увольняют без лишних слов. Дмитрий Викторович относится к своим сотрудникам как бизнесмен. Поэтому вокруг него не сложилась команда профессионалов. А это для руководителя любого ранга чуть ли не главная задача. С одной стороны, при такой текучке кадров сложно найти ответственного за определенный сектор городского хозяйства, за исполнение конкретных задач. С другой стороны, ответственность за любой недочет целиком ложится на мэра.
Для Иркутска отношения город — область традиционно сложные. Губернатор всегда чувствует, как мэр столицы региона дышит ему в затылок. Ведь мэр — это потенциальный руководитель области. А в последние годы эти и без того непростые отношения обострились из-за партийного антагонизма: губернатор-коммунист и мэр-единоросс. Городские власти все время предъявляли претензии региону из-за недостаточного финансирования. Хотя деньги Иркутску выделялись не меньшие, чем в прошлые годы. Мы не видели ни одного совместного проекта города и области. Еще один промах Бердникова — скандалы вокруг деятельности МУПов «Центральный рынок» и «Комбинат питания». Они требовали от руководителя города хоть какой-то реакции. Но никаких публичных заявлений мы так и не услышали.
Из плюсов работы нынешнего мэра — хорошо налаженные коммуникации с ТОСами, студентами, активистами. Создание разных площадок, где можно было напрямую задать вопрос руководителям города, например, молодежные форумы. Мне понравилось, как была организована приемка отремонтированных участков дорог, когда на место выезжали не только чиновники, но и представители общественности. С разной степенью успешности Бердников отработал федеральную программу «Комфортная городская среда». В Иркутске появились новые общественные пространства, были отремонтированы дворы, лестницы, дороги.
Запомнился градоначальник и своими яркими высказываниями. Например, облетела даже центральные СМИ его фраза: «Вы забываете, что после мэра говорит только Бог!». Из его выражений можно цитатник собирать! А люди любят хлесткие, резкие высказывания. Горожанам нравится, когда политики говорят неформальные высказывания политиков. Несомненно, Бердников — яркая политическая фигура.
Кого мне хотелось бы видеть на посту главы города? Любого, кого выберут сами иркутяне. А когда решение принимают без участия жителей и в силу вступает «закулисное» право, результат непредсказуем.
Татьяна Бударина, предприниматель:
— Я не вижу, чтобы городские власти что-то делали. Дороги посыпают такой гремучей смесью, что у собаки лапы после прогулок кровоточат, шины у машин разъедает. Всюду из-за этого серая каша. Во дворах скользко. Я-то боюсь упасть. А каково бабушкам, которые и так с трудом передвигаются? Мусор по несколько дней не вывозится. Не ощущается хозяйской руки в Иркутске. У нас в Солнечном убрали гаражи. Освободился пустырь. Ну почему бы не засадить это пространство зеленью? Обрезали всюду старые деревья, а новые не приживаются. Город грязный, серый, депрессивный.
Надежда Медведюк, пенсионерка:
— Я бы голосовала за Бердникова. Когда у нас во дворе ставили новую детскую площадку, он лично приехал, все проверил. С каждым поговорил, поинтересовался нашими проблемами. Мне понравились его неравнодушие, дотошность. Видела по телевизору, как мэр жестко разговаривал с подрядчиками, принимая ремонт дорог.
Сергей Шишкин, профессор, доктор юридических наук, заведующий кафедрой конституционного права Юридического института ИГУ:
— Дмитрий Бердников вошел в политику стремительно, в режиме форсажа. Через полгода после появления на политической сцене он уже стал мэром, не владея, по сути, навыками муниципального менеджмента. Он бизнесмен, а бизнес заточен на прибыль. Управлять городом — значит больше не брать, а давать, работать на общественное благо. Ему важно было перестроиться на более широкую коммуникацию, научиться находить общий язык и взаимодействовать с разнообразными людьми, порой не разделяющими твои взгляды, твою философию. Требования к мэру сегодня очень высокие. Я просил Дмитрия Викторовича познакомиться с городом. Что он и делал первые два года своей работы: ездил в советы ветеранов, встречался с тосовцами, учителями.
Но, чтобы быть успешным менеджером, надо уметь организовать штабную работу — это и взаимодействие с депутатами, с МУПами. Это работа многогранная. И это первый серьезный пробел в работе Дмитрия Викторовича. Город поразил кадровый, структурный коллапс. Был ликвидирован экономический блок администрации. Многие ключевые фигуры покинули мэрию. На смену крепким профессионалам приходили специалисты менее квалифицированные. Я не увидел бережного отношения градоначальника к кадрам. А это ведь тоже искусство управления. В муниципальном управлении такая частая и неоправданная ротация недопустима.
Вторая проблема — неграмотный финансовый менеджмент. Город залез в долги. Госдолг Иркутска составил приличную сумму — около 2,6 млрд рублей.
Я был сторонником того, чтобы Иркутск вошел в федеральные программы по благоустройству. Стали разыгрываться аукционы, к обустройству привлекали горожан, которые сами говорили — что и где нужно сделать. Благое дело стало напоминать игру в танчики: куда выстрелят, там и работаем. По-моему, глава города должен сам определять, какие места нужно облагородить в первую очередь. Поэтому в благоустройстве Иркутска осталось много очевидных пятен. Да и само обновление не везде успешно. Вот, например, площадь напротив здания Иргиредмета теперь затянута в камень. Нет ни парковки, ни клумбы. Ремонт дорог: этим летом он ограничился заменой бордюрного камня, а само дорожное полотно осталось корявым.
Из плюсов — благоустройство островов Конный и Юность. Там действительно стало красиво и комфортно. Приятно вечером гулять по набережной и смотреть, как светится колесо обозрения.
Иркутск всегда был богат на способных людей. Дефицита в кадрах у нас нет. Какие требования, на мой взгляд, нужно предъявлять кандидату в сити-менеджеры? Он должен знать основы управления, законы, Конституцию, понимать, как работать с финансами. Иметь высшее образование. Быть патриотом Иркутска — жить здесь, чувствовать город. Немаловажно для такой работы физическое, психическое здоровье. Человек должен быть стрессоустойчивым, выносливым, иметь силы работать по 24 часа в сутки. Кто-то считает, что мэр сегодня больше хозяйственник. Но все же должность эта политическая. Он должен уметь выстроить конструктивные отношения с губернатором, областным правительством и парламентом, чтобы вместе решать определенные задачи. Может ли главой города стать женщина? Конечно. Дамы более выносливые, дипломатичные и гибкие.
Сергей Беспалов, политик:
— Не вижу особых плюсов в работе Дмитрия Бердникова. Он принял отлаженное городское хозяйство и уходит, оставляя его отнюдь в не таком благополучном состоянии. Положение многих муниципальных предприятий только ухудшилось за годы работы нынешнего мэра. Ворвавшись в политику, Бердников не понимал, что за ним стоит лишь небольшая кучка людей. А если человек приходит к власти таким образом, он не может рассчитывать на поддержку большинства горожан. Иркутяне привыкли сами выбирать тех, кто может представлять и отстаивать их интересы.
Вообще все варианты назначения сити-менеджера — это, так называемый, сговор элит. Проводившиеся неоднократно опросы показали, что иркутяне сами хотят выбирать мэра. Этому человеку впоследствии придется иметь дело со всеми группами населения. А персона, выдвинутая одной группой, будет заведомо слабой политической фигурой. Он не сможет полноценно руководить городом. Мэр должен формировать бюджетную сферу, проявлять волю в решении городских проблем. Это и расселение из ветхого жилья, и транспортный коллапс, и ситуация в школах, и отношения с областным правительством. Назначенцы в этой роли плохи: они не могут пойти против интересов людей, которые их продвинули во власть.
Светлана Волкова, менеджер:
— С 90-х весь Иркутск был утыкан разнокалиберными киосками. На Центральный рынок вообще было страшно зайти — вся уличная площадь со всех сторон была загромождена этими ларьками и так называемыми торговыми рядами. Теперь, насколько я знаю, не без скандалов, все их убрали. И город преобразился, появился воздух, пространство. Хорошо, что мэру хватило упорства и злости довести дело с киосками до конца. Если кто-то не заметил, практически во всем городе к единообразию приведены остановки транспорта. Правда, с самим общественным транспортом ничего не изменилось: после восьми вечера в большинство районов проблематично как заехать, так и выехать. Ну и, конечно, город все еще грязноват, притом что вроде бы круглосуточно бегают и чего-то делают уборщики в оранжевых жилетах. Наверное, здесь уже самим горожанам нужно перестать свинячить. На тех же остановках все новенькие стенки уже облеплены объявлениями, хотя буквально на каждой установлены огромные конструкции для афиш и другой информации.
Сергей Орлов, пенсионер, в прошлом строитель:
— Город стал чище, кое-где подкрасили фасады домов, дороги от снега лучше убирают. По мере сил и средств власти что-то делают. Но не решена проблема с пробками. На Сурнова, курорте «Ангара», старом ангарском мосту постоянные заторы. Не всегда грамотно выполняется ремонт дорог. Например, у нас на Баумана вторую полосу зачем-то сделали, вместо того чтобы расширить проезжую часть.
Игорь Бычков, заместитель Сибирского отделения РАН — директор Иркутского филиала СО РАН:
— За годы работы Дмитрия Викторовича город, безусловно, похорошел. Были построены новые школы и детские сады. Появились скверы, общественные пространства, преобразился остров Конный. Проектируется Верхняя набережная. Расширялись, ремонтировались дороги, реконструировались развязки. Возможно, это не такие кардинальные улучшения, но заметные. Над проектированием новых дорог, улучшением транспортной инфраструктуры надо работать и дальше в союзе с областными властями. Появились новые социальные объекты. Например, школа №19, строительство которой контролировал лично мэр, максимально комфортная для учеников и учителей с самым большим в России школьным планетарием.
Бюджет областного центра тоже существенно вырос, по сравнению с предыдущими пятью годами. Это все заслуга мэра и его команды. Команда мэра формировалась не очень просто, основная проблема — сегодня сложно подобрать людей, которые бы отвечали вызовам современности. Бердников собрал команду профессионалов, организовал четкую работу. Он всегда на всех уровнях отстаивает интересы горожан, а не узких элитных групп. Ведь важно наращивать социальную инфраструктуру — проектировать и строить детские сады, школы, спортивные стадионы, ФОК, а ресурс свободной земли в городе ограничен. И желание ряда строительных компаний все свободные площадки застроить жилыми или торговыми комплексами вряд ли можно признать верным.
Я, конечно, не могу сказать, что в Иркутске все радужно. Большое городское хозяйство каждый день требует решения многих вопросов. По-моему, надо совместными усилиями муниципальных учреждений и управляющих компаний улучшать уборку центральных, внутриквартальных дорог и дворов от снега. Есть вопросы и к работе общественного транспорта. Одна из сложных городских проблем — это автомобильные пробки. Но ведь заторы — это проблема всех мегаполисов. Создавать дополнительные полосы, новые многоуровневые развязки — в этом направлении надо еще работать и работать. И Бердников понимает это очень хорошо. Мне кажется, ему можно доверить город на ближайшие пять лет. Из всех возможных кандидатов на должность главы Иркутска Дмитрий Бердников, на мой взгляд, наиболее подготовленный. Очень бы не хотелось, чтобы при выборах сити-менеджера превалировали чьи-то политические интересы.