Встречи с умершими в виртуальной реальности: триумф технологий или разрушение психики?
13 февраля 2020, 09:22 [«Аргументы Недели», Валерия Шавельева ]
Не так давно история о встрече матери и её умершей дочери Найон в виртуальном пространстве разлетелась на весь мир. Специалисты из Южной Кореи восемь месяцев моделировали внешность и голос 8-летней девочки, скончавшейся от лейкемии три года назад. Теперь её мать Джи-Сунг смогла не только увидеть малышку в VR, но и подержать с помощью специальных тактильных перчаток за руку. Но все ли так радужно, как кажется? И к чему могут привести такие игры с «воскрешением» умерших родственников?
После того, как новость о встрече матери и дочери в виртуальном пространстве стала известна широкой общественности, интерес к теме VR-реальности возрос в небывалом объеме. Вместе с ним возникли и этические вопросы на предмет того, не приведет ли «воскрешение» умерших родственников таким способом к психологическим проблемам. Джи-Сунг, например, была счастлива после встречи с дочерью, а психологи положительный эффект подобных «встреч» подтверждают.
«Смерть близких – это горе, которое сложно пережить, – объясняет директор «Института Трансформационных Тренингов» и сертифицированный танатотерапевт (направление психотерапии, которое работает с темой смерти) Лада Соколова. – Психологи и психотерапевты помогают пройти через этот непростой период, последовательно проводя клиента через пять стадий принятия горя. Первая стадия – отрицание, когда человек отказывается верить, что близкий действительно умер и никогда не вернётся. Вторая стадия – злость, когда человек уже признаёт факт необратимости смерти, но не принимает ситуацию и злится (на умершего, на себя, на мир, на жизнь, на Бога и т.д.) Третья стадия – торг, когда человек пытается найти выход, и именно здесь начинается поиск различных вариантов, как с этим справиться (виртуальная реальность является именно одним из них). Четвёртая стадия – депрессия, когда человек перестаёт искать выход и погружается во все чувства и эмоции, которые связаны со смертью близкого человека (боль, скорбь и др.) Пятая стадия – принятие, когда проходит фиксация на горе, появляется надежда и возвращается видение перспектив.
Встреча с умершими в виртуальной реальности – отличный способ «пообщаться» со своими близкими, когда есть какие-то незавершённые дела. Прекрасно, что есть возможность, глядя на практически реального человека, сказать ему о своих чувствах или попросить прощения. Психологи и психотерапевты делают это в своём формате на сессиях и консультациях – благодаря этому человек может внутренне отпустить умершего (особенно если смерть близкого произошла внезапно, допустим, в результате несчастного случая). Что касается виртуальной реальности, главное, чтобы это не стало «наркотиком», когда человек не может двигаться дальше и заменяет виртуальной реальностью настоящую жизнь. То есть, с одной стороны, подобные технологии могут помочь пережить горе и начать двигаться дальше, но с другой стороны, они могут оказать совсем обратный эффект – побуждать цепляться за то, чего уже нет, лишая себя полноценной жизни».
Именно из-за последнего волнуются наши (и не только) граждане, мол, ничего хорошего ждать от такого прогресса нельзя… а на самом деле?
«Прогресс не стоит на месте и это правильно, – считает автор книг об улучшении жизни в России Устин Чащихин. – Раньше люди сохраняли воспоминания только в памяти. Затем рисовали наскальные рисунки, картины, делали статуи, благодаря которым мы знаем, как выглядели герои античности. Но это было так дорого, что пользоваться такими благами могли единицы. Следом появилась фотография. Сначала черно-белая, потом цветная. Все больше людей смогли оставить память о себе. Потом появилось видео. Удовольствие тоже было дорогим, а затем видеокамеры стали все доступнее и доступнее.
Теперь у нас есть технология виртуальной реальности. Она добавляет и тактильные ощущения, которые присутствуют у статуй, но отсутствуют на картинах, фото и видео. В будущем технология виртуальной реальности станет дешевой, массовой и доступной, так что можно будет сохранять и воспроизводить целые мероприятия, путешествия и прочее.
Что во всем этом плохого и о каких «рисках» может идти речь? Какие риски в том, что вы смотрите видео, где запечатлены ваши родственники и их можно «потрогать»? Никаких».
И пусть риски на самом деле есть, все зависит от психического состояния каждого конкретного человека. И пока «воскрешение» в мире VR не превратилось в тенденцию, понять, насколько вредны или полезны такие встречи для общества вряд ли получится.