> Китайский коронавирус - Аргументы Недели

//Общество 13+

«Вирусный маркетинг»: прибыль от эпидемии

29 января 2020, 16:41 [«Аргументы Недели», Андрей Суровцев ]

Коронавирус в Китае, фото соцсети

Новый коронавирус из Китая наносит с каждым днём все больший ущерб не только здоровью населения, но и экономике Китая и других стран мира. Однако некоторые компании смогли заработать на опасной эпидемии. 

 

Новый коронавирус стал настоящим бедствием для жителей Китая и, в целом, для стран Азии. По последним данным, количество погибших давно перевалило за сотню человек, несколько тысяч инфицировано. При этом помимо реального ущерба для жизни людей, вирус провоцирует серьёзные панические настроения в обществе. Поведение людей сказывается на функционировании бизнеса как в Китае, так и во всем мире: кому-то распространение коронавируса наносит непоправимый ущерб, а кто-то ищет в смертельно опасной инфекции выгоду. Насколько вообще гуманно зарабатывать на трагедии людей – вопрос однозначный. Все помнят о продаже футболок якобы в поддержку жертв авиакатастрофы А321 над Синайский полуостровом. Тогда это было однозначно проявлением преступной бесчеловечности. Однако в случае с коронавирусом все не так однозначно: у многих компаний выходит обогащаться косвенным способом, по сути, бескорыстно. Какие же компании теряют миллионы, а какие обретают целые состояния на трагедии в Китае?

 

Apple, Samsung и потерянные деньги

На первый взгляд, для мировой экономики коронавирус приносит только серьёзный ущерб. Среди компаний, которые теряют большие деньги из-за инфекции – такие гиганты, как Apple и Samsung. С одной стороны, может показаться, что смартфоны и прочая цифровая техника никак не связана с распространением болезни, однако это не так. В связи с ростом количества инфицированных в Китае предпринимаются достаточно серьёзные меры для защиты населения. Среди таких мер – карантин и изоляция. О том, что закрыли город Ухань, ставший источником распространения коронавируса, известно достаточно давно. 

Однако на днях появилась информация о том, что Apple вынуждена приостановить работу предприятия по производству техники на две недели из-за того, что оно расположено недалеко от города Ухань. При этом две недели – срок не окончательный: он может быть продлён. Это серьезно ударит по экономике компании, так как у Apple фактически на носу грандиозная презентация новой модели IPhone. И для этого компании необходимо запускать производство уже сейчас, а задержка в две недели может нарушить все планы и сорвать мероприятие. 

 

Предприятие по производству техники Apple, фото соцсети

 

Аналогичные проблемы из-за закрытия производства ожидают и Samsung: остановка производства на несколько недель, может создать дефицит товара на рынке. А сокращение продаж ожидаемо принесёт и сокращение дохода. Среди компаний, чьё производство может временно закрыться или уже закрылось:

 

• Johnson & Johnson 

• Bosch

• Valeo

• BorgWarner

 

Теряют деньги и многие компании, которые занимались перевозками туристов в Китай. Так, например, в России туроператоры уже отказались от продажи билетов в «опасную страну» и сейчас организовывают плановый вывоз туристов из КНР. В самом Китае страдает бизнес услуг: люди стараются сидеть дома и избегать контактов с окружающими, поэтому рестораны, кафе, магазины пустуют. То же самое касается и гостиниц: раз нет туристов, нет и спроса. И скорее всего такое бедственное положение для китайского бизнеса сохранится надолго, даже после полной ликвидации коронавируса. Придётся ждать, пока не уляжется общественная паника. Товары из Китая тоже под угрозой невостребованности. 

Страдают и российские крупные компании, поставщики нефти и газа. Среди них «Роснефть», «Газпром», «Лукойл». Китай длительное время был главным потребителем российского энергетического сырья, а при замедлении темпов развития китайской экономики, снизится и спрос на услуги наших компаний. Все это действительно создаёт впечатление того, что мировая экономика подверглась серьёзному удару от вируса в Китае. 

 

Кому выгоден коронавирус?

Как показывает история, массовое бедствие может приносить хороший доход. И в первую очередь это касается тех, кто предоставляет услуги по обеспечению индивидуальной безопасности. Так, например, производители респираторных стерильных масок в Китае на время распространения коронавируса вышли в плюс: товар настолько популярен, что люди массово осаждают стены предприятий, стараясь выкупить маски прямо на заводе. Люди фактически «сходят с ума» от поднявшейся паники, а это очень положительно сказывается на продаже такого примитивного товара. Насколько эти маски действительно способны обеспечить безопасность – вопрос открытый, однако винить производителя в популярности продукции не стоит. Ничего антигуманного в продаже масок нет. 

 

 

Люди покупают стерильные маски у стен завода, фото соцсети

 

Так, например, компания Alpha Pro Tec, которая как раз занимается продажей и производством специальных приспособлений для защиты от инфекций (спецодежда или те же маски) вышла в плюс. В какой-то момент её акции выросли на 71%. Co-Diagnostics, Inc., компания, которая занимается молекулярной диагностикой, получила выгоду, разработав скрининговый тест по обнаружению в теле человека нового коронавируса. Акции выросли на 77%. И, наконец, компания Vir Biotechnology, занимающаяся вопросами иммунологии, объявила о разработке лекарства от коронавируса. Её акции выросли на 16%. 

Очевидно, что такая же популярность ожидает и фармацевтический бизнес, особенно производителей противовирусных препаратов по всему миру. Так как распространение коронавируса за границы КНР факт подтверждённый, жители близлежащих стран (и не только) начали или вскоре начнут раскупать лекарства, которые встанут на защиту иммунитета. 

Основные конкуренты Apple и Samsung, такие как южнокорейская компания LG и японская компания Sony, могут также оказаться в плюсе. Дело в том, что производство планшетов и смартфонов LG расположено не в Китае, а во Вьетнаме. Производство некоторых моделей смартфонов Sony находится, например, в Малайзии. Там угрозы закрытая предприятий нет, а это значит, что в условиях дефицита техники Apple и Samsung товары LG и Sony будут набирать популярность и востребованность и смогут заполонить образовавшуюся пустоту.

Более того, прибыль от убытка как крупных производителей цифровой техники, так и поставщиков энергетического сырья, могут банально получить игроки на бирже. Верно предугадав последствия распространения китайского коронавируса, они смогут грамотно сыграть на акциях этих компаний. 

 

 Врач и телеведущий Александр Мясников, фото соцсети

 

Также телеведущий и врач Александр Мясников поделился в своём Telegram-канале мыслью о том, что новый коронавирус может быть полезен и выгоден политикам. Он напомнил о том, что в начале двухтысячных в Китае уже вспыхивал коронавирус, который унёс с тех пор жизни более 700 человек. Та эпидемия подняла серьёзную панику, и международные организации стали выделать баснословные деньги на ликвидацию инфекции, порядка ста миллиардов долларов. Его слова цитирует «Рамблер»:

За 18 лет 8092 заболело, 774 умерло. От гриппа ежегодно столько заболевает и умирает в любом миллионном городе… (нет, от осложнений гриппа куда больше!). А тут почти 20 лет сидеть на таком финансировании! Понятно, что кто-то воспринял новый короновирус как подарок судьбы— предыдущая эпидемия заглохла годы назад!»

Таким образом, новый коронавирус может быть не только источником проблем, но и прибыли как для бизнеса, так и для политиков. 

 

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте