> На ЛИИ им. М.М. Громова готовят замполита - Аргументы Недели

//Общество 13+

На ЛИИ им. М.М. Громова готовят замполита

№  () от 28 января 2020 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]

Фото ЛИИ им. М.М.Громова / lii.ru

В предновогодние дни 2020 года 23 Героя Советского Союза и Российской Федерации, заслуженные лётчики-испытатели обратились к президенту России В.В. Путину с озабоченностью о будущем легендарного Лётно-исследовательского института им. М.М. Громова (ЛИИ) в Жуковском и всей экспериментальной авиации России. Специально перечислим всех подписантов, их имена золотом вписаны в историю отечественной авиации. Это заслуженные лётчики-испытатели Виктор Пугачёв, Игорь Вотинцев, Анатолий Кнышов, Виктор Коростиев, Анатолий Квочур, Владимир Логиновский, Вячеслав Аверьянов, Александр Крутов, Марат Алыков, Сергей Борисов, Олег Кононенко, Роман Таскаев, Павел Власов, Юрий Ващук, Олег Антонович, Виктор Васенков, Владимир Горбунов, Игорь Закиров, Александр Комаров, Венер Мухаметгареев, Олег Щепетков, заслуженный штурман-испытатель Леонид Попов и космонавт-испытатель Владимир Северин.

Героическое сопротивление

По сведениям, полученным из источников в авиационной отрасли, ситуация с ЛИИ остаётся непонятной. Решение по судьбе института в настоящее время ещё не принято, но в ближайшее время может состояться смена руководства ЛИИ. Причём генеральным директором института может быть назначен человек, который не обладает необходимыми для руководства этим уникальным институтом профессиональными качествами, знаниями и опытом.

Рассматривается кандидатура специалиста по материально-техническому обеспечению, который проходил военную службу на различных должностях в тыловых структурах Минобороны России и имеет базовое военно-политическое образование. В послужном списке «кандидата» имеется также запись о работе в дочернем предприятии АвтоВАЗа, когда президентом – генеральным директором ОАО «АвтоВАЗ» был известный Б.С. Алёшин. Он сегодня, безусловно, очень «заинтересован» наложить лапу на активы ЛИИ, в первую очередь на аэродром и ангары, поскольку является одним из собственников Международного аэропорта Жуковский, который позволили открыть на режимном объекте.

Эта информация только подтверждает опасения, которые высказали лётчики-испытатели, Герои Советского Союза и Российской Федерации в своём обращении на имя президента страны о том, что болезненное реформирование ЛИИ может начаться с назначения руководителем института специалиста, который к лётным исследованиям и испытаниям никакого отношения не имеет. Он будет решать задачу по фактической ликвидации института в его сегодняшнем виде, выполняя «пожелания» своего бывшего «хозяина».

Сегодня ЛИИ имени М.М. Громова – это Государственный научный центр Российской Федерации и единственный в стране комплексный научно-исследовательский испытательный лётный институт. Он проводит лётные исследования и участвует в испытаниях всей номенклатуры авиационной техники как военного, так и гражданского назначения. Кроме этого в ЛИИ создаётся научно-технический задел по направлениям разработки перспективных технологий опережающих лётных исследований и испытаний опытной авиационной техники. Объём выполняемых работ в институте ежегодно возрастает на 10–15%, ЛИИ сегодня очень востребован в авиационной отрасли.

На институт возложены обязанности по научно-методическому обеспечению работ, связанных с государственным регулированием деятельности в области экспериментальной авиации. Поэтому на базе института организована работа методического совета экспериментальной авиации. В состав этого методического совета входят представители Минпромторга России, Управления лётной службы ОАО «Авиапром», ОКБ и всех институтов авиационной отрасли. Возглавляет этот методический совет генеральный директор ЛИИ. Институт является головным в авиационной отрасли по безопасности полётов, а основной задачей методического совета экспериментальной авиации является оценка готовности экспериментальных воздушных судов к первым вылетам, лётным испытаниям и исследованиям в целях обеспечения их безопасности.

Генеральный директор ЛИИ на основании экспертной оценки методического совета экспериментальной авиации подписывает разрешение на первый вылет каждому экспериментальному или опытному воздушному судну, которое создаётся в Российской Федерации независимо от его ведомственной принадлежности. Очень велика «цена» решения, которое принимается по допуску к первому вылету опытного воздушного судна. Ошибки здесь не должно быть, она может привести к катастрофическим последствиям, гибели людей и самого воздушного судна. Это в конечном итоге негативно отразится на развитии всей авиационной отрасли.

Остаётся только рассчитывать на то, что обращение на имя президента России не останется без внимания, а руководство ГК «Ростех» и ПАО «ОАК», в непосредственное подчинение которых входит ЛИИ имени М.М. Громова, будет с государственных позиций принимать решение по судьбе легендарного института и его руководства. Безусловно, руководить таким институтом должен специалист в области лётных и наземных испытаний авиационной техники, обладающий соответствующими знаниями и опытом.

Пепелац в загашнике

Известный «ястреб», отставной американский генерал-лейтенант Стивен Кваст недавно хвалился, что США обладают такими техникой и технологиями, что практически готовы менее чем за час доставить человека в любую точку планеты. То есть перенести из точки А в точку Б со скоростью более 20 тысяч км/ч! Об этом он заявил во время выступления в Хиллсдейл-колледже, округ Вашингтон, назвал эту технологию революционной и не связанной с какими-либо известными разработками. По его словам, эта технология в перспективе способна сделать все существующие аэрокосмические возможности устаревшими. О сути технологии он не намекнул, что дало возможность пофантазировать экспертам и журналистам, некоторые даже начали мечтать о телепортации, то есть мгновенном перемещении физических тел в пространстве.

Но, и это настораживает, слова генерала звучат в унисон с заявлениями других американских военных, что США уже вплотную подошли к колоссальному прорыву в области транспорта. Американские СМИ при этом выяснили, что генерал ранее возглавлял Учебное авиационное командование на базе в Сан-Антонио и был основным кандидатом на пост начальника Космического командования ВВС США. Но оказался в отставке именно по причине его публичных заявлений по космической тематике. Прокололся и сдал глубоко засекреченные исследования? Такой вариант с ходу отметать нельзя.

Но позвольте тогда предложить фантастическую версию, оправдывающую провалы и странные действия наших руководителей Минпромторга, ОАК и «Роскосмоса». Из их отношения к ЛИИ им. М.М. Громова, к ведущим самолётостроительным фирмам и конструкторам вертолётов можно сделать такой вывод. Допустим, где-то у нас за Полярным кругом, в скалах, в гигантских подземных цехах и ангарах, находятся надёжно укрытые от посторонних глаз и спутников-шпионов сотни и тысячи ударных, транспортных и пассажирских «пепелацев». Они способны отразить любую атаку, уничтожить кого угодно и доставить за считаные минуты любой груз и пассажиров в любую точку планеты. Чем мы хуже американцев?

Давайте вспомним, во что превратилась наша космонавтика под мудрым руководством Дм. Рогозина и его предшественников, какими «ударными» темпами, с десятками уголовных дел за воровство, строятся космодром Восточный, перспективные ракеты-носители и космические корабли. А что, вдруг никому не ведомые «пепелацы» уже готовы покорить межпланетное и межзвёздное пространства? Вставим «гравицапу», нажмём на «цапу» и полетим! Зачем нам тогда Восточный, ракеты-носители «Ангара» и «Союз» и прочие излишества?

Может быть, поэтому так уверенно прозвучало: «Мы попадём в рай, а они просто сдохнут». Иначе объяснить системное разграбление и уничтожение фундаментальных основ авиастроительной и космической отраслей не представляется возможным. А вся неспешная, вялая возня с новыми самолётами – МС‑21, Ил-96-400М, Ил‑114‑300, Ил‑112, Су-57, ПАК ДА и прочей летающей техникой не более чем дорогостоящая дымовая завеса для супостата – чтобы тот не догадался и не бросился вдогонку за ушедшей за технологический горизонт Россией.

 

 

Критическая проблема института – истощение лётно-экспериментальной базы

 

ГЕРОЙ России, заслуженный лётчик-испытатель Павел Власов, предыдущий генеральный директор ГНЦ РФ ОАО «Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова», в 2014 году написал:

«В период с 1970 по 1997 г. институту были выделены 62 воздушных судна для обеспечения лётных исследований и НИОКР с заказчиками, обучения слушателей в Школе лётчиков-испытателей, тренировок лётного состава и обеспечения поисково-спасательных работ при проведении лётных испытаний. На их базе были созданы летающие лаборатории. В настоящее время только 4 ЛЛ исправны и используются для лётных исследований, 12 ЛЛ требуют капитального ремонта. Остальные списаны или подлежат списанию.

Существует опасность вплотную приблизиться к критической черте, за которой видятся необратимые потери квалифицированных кадров института. Вопрос о состоянии, перспективах и проблемах ГНЦ РФ ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова» был поднят мной на совещании у заместителя председателя правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина во время его визита в наш институт 29 августа 2012 года. По результатам совещания Д.О. Рогозин поручил (цитирую): «Минпромторгу России, Минэкономразвития России, Минфину России совместно с ОАО «ОАК» подготовить согласованные предложения по комплексу мер, направленных на финансово-экономическое оздоровление и дальнейшее развитие ГНЦ РФ ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова».

«Увы, это поручение до настоящего времени не выполнено», – констатировал шесть лет назад Павел Власов. И знаете, что впечатляет, – сегодня картина практически не изменилась».



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте