Уголовное дело в отношении казначея кущевской преступной группировки Федора Стрельцова и других участников банды: Вячеслава Цеповяза, Натальи Стришней и Ивана Стришнего — взято на особый контроль председателем Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным, о чем официально заявила представитель ведомства Светлана Петренко. Потерпевшие считают, что только личное вмешательство главы СК приведет всех виновных на скамью подсудимых за вымогательство и мошенничество, какие бы покровители и адвокаты за ними ни стояли. Долгожданное решение Бастрыкина было принято после того, как федеральный телеканал «НТВ» выпустил собственное расследование о современных «цапках», угрозах потерпевшим и свидетелям, а также попытках развала уголовных дел в Ростовском суде.
Наша газета на протяжении длительного времени следит за судьбами кубанских и ростовских предпринимателей, которых ограбили кущевские бандиты и которых до сих пор «прессуют», чтобы выйти сухими из воды. Ведь уголовное наказание понесли лишь те головорезы, которые жестоко убили 12 человек в доме Сервера Аметова. Расследования экономических составов цапковских преступлений: захват активов, вымогательство и мошенничество — постоянно пробуксовывали и глохли. Мы рассказывали о Федоре Стрельцове, который при Цапке занимался финансовыми вопросами банды, о Вячеславе Цеповязе и его жене Наталье, которые обвиняются в причастности к совместным преступлениям с главарем банды Цапком. То, что у цапковско-цеповязовских капиталов-общаков есть наследник, явствует из «письма с того света», которое написал сам Цапок, и в нем прямо указано казначею: «…участвовал везде, но я за тебя и слова не сказал. Подумай, что будет, если я начну говорить за наши дела. Или ты думаешь, что тебя не за что сажать? Ты один финансировал банду. Федя, дам на тебя такой расклад, что ты ох…шь и никто тебе не поможет. Тем более это подтвердится документально. Документы остались, и это твои грехи, за которые ты будешь отвечать. А ты сядешь, и это я тебе обещаю. Вы же все имели со мной дела».
Из письма ясно следует, что грехи-то общие остались. А не сам ли Стрельцов унаследовал и общак банды? А может, не только он, но и Наталья Цеповяз (Стришняя), кума и доверенное лицо Цапка?
После того как против Стрельцова СК по Ростовской области возбудил несколько уголовных дел в 2018 году, он бросился в бега. Мы рассказывали о предпринимателях Дорошенко, Холмовом, Гордике, Дзюба и др., которых обобрали «цапки». Потерпевшие до сих пор не могут добиться от правоохранительных органов эффективного расследования уголовных дел. 5 ноября 2019 года даже Краснодарский краевой суд признал, что органы предварительного следствия бездействовали по заявлению фермера Николая Гордика, и это привело к затягиванию производства и не способствовало изобличению виновных лиц.
По заявлению Александра Исюка ростовские следователи возбудили уголовное дело о вымогательстве у него 70 миллионов рублей в 2010 году. В организации преступления обвиняются Сергей Цапок, Вячеслав Цеповяз, Наталья Цеповяз-Стришняя и Иван Стришний. Наталья и Иван были задержаны и помещены в СИЗО.
Исюк много лет добивался признания себя потерпевшим, но, когда дело против Натальи Стришней наконец дошло до суда, было принято решение о возврате его на доследование. Более того, сама Стришняя и ее брат, обвиняемые по тяжкой статье, которая сулит до 15 лет лишения свободы, почему-то выпущены из СИЗО под домашний арест.
Можно сказать, что опасения кущевцев оправдались — кто-то старательно и непреклонно способствует развалу уголовных дел. Не успели затронуть Наталью Стришнюю, как появился адвокат Эдуард Чургулия, который бросился ей на помощь и пытался не допустить ее ареста. С учетом общественного резонанса «цапковских» дел применение домашнего ареста, мягко говоря, странно. Не стоит ли за освобождением главных фигурантов из-под стражи мздоимство? Как следует из открытых источников, доходы предприятия Цеповяза-Стришней «Слава Кубани» составляют в среднем 200 миллионов рублей в год, а в борьбе за свободу, пожалуй, для любого все средства хороши. После исчезновения Чургулии к защите Стришней подключился московский адвокат Мурад Мусаев. Как и его коллега, ранее защищал интересы Вячеслава Цеповяза, а сейчас представляет интересы обоих. С появлением Мусаева Железнодорожный районный суд Ростова-на-Дону разжалобился до того, что выпустил под домашний арест сперва Наталью, а затем и Ивана Стришнего. В первые же дни жители Кущевской стали жаловаться на то, что Стришняя в нарушение правил домашнего содержания разгуливает по станице и обещает развалить уголовное дело. Мало того, в адрес свидетелей и пострадавших по уголовному делу поступают анонимные звонки с угрозами и мелодиями траурного марша.
Авторы сюжета на «НТВ», который вызвал волну народного негодования, представили запись телефонного звонка, на которой неизвестный угрожает Александру Исюку убить его и его жену, а также расправиться с дочерью. На повышенных тонах он заявляет, что жаловаться правоохранителям смысла нет, потому что прокуратура на их стороне. «У Мурада большие связи,— угрожает неизвестный. — Это последнее предупреждение. Если вы не позакрываете рты, Федя, Слава и Наташа тебя убьют! Тебе че, голову надо разбить, чтобы ты все понимал?!»
Журналисты поясняют, что речь идет об оставшихся членах «кущевской группировки». Федя, как предполагает «НТВ», это Федор Стрельцов по кличке Обнал, некогда правая рука Сергея Цапка, бухгалтер банды, который сейчас находится в международном розыске. Слава — это Вячеслав Цеповяз, один из лидеров ОПГ, который отбывает тюремный срок в 20 лет в колонии. Наташа — это Наталья Стришняя, бывшая жена Цеповяза.
По словам авторов сюжета, вероятно, изменения меры пресечения Наталье Стришней добился именно московский адвокат Мурад Мусаев. Это о нем, дескать, голос по телефону говорит, что «у Мурада большие связи», в связи с чем «прокуратура на нашей стороне».
Двадцать третьего октября 2019 года Александр Исюк направил председателю Следственного комитета Российской Федерации Александру Бастрыкину заявление о преступлении со стороны адвоката Мусаева.
И потерпевшие, и свидетели подозревают, что оказание давления и разного рода трюки могут быть связаны с появлением адвоката Мусаева. Говорят, что в 2013 году уже возбуждались уголовные дела о подкупе свидетелей и вмешательстве в деятельность суда. Факты были установлены, а наказания не последовало только из-за истечения сроков давности.
Неужели и для развала уголовного дела Натальи Стришней московский адвокат Мусаев использовал те же «проверенные» способы борьбы? Как получилось, что судебные заседания постоянно откладывались, а, очутившись дома, Наталья Стришняя в какой-то момент совершила неудачную попытку самоубийства, впала в кому, но чудесным образом исцелилась сразу после того, как прокурор решил отозвать дело из суда для исправления неких ошибок? Дело из суда отозвал тот же самый прокурор Железнодорожного района Ростова-на-Дону, который утвердил обвинительное заключение. То есть за несколько недель до этого он ознакомился с делом и не увидел никаких ошибок, а затем, по сути, прервал начавшийся судебный процесс.
Удивительно, но в то же самое время была выпущена из ростовского СИЗО под домашний арест супруга Стрельцова, которая, как предполагается, может быть замешана в вымогательстве денег у кущевского предпринимателя.
И вот тут-то подоспело официальное и принципиальное решение главы СК России. Поясняя необходимость передачи уголовных дел в отношении Федора Стрельцова и его сообщников в ГСУ по СКФО, центральный аппарат СК РФ сообщил, что на потерпевших и свидетелей преступлений оказывалось давление, и это, безусловно, сказывается на ходе предварительного следствия.
По сообщению Следственного комитета, в ходе предварительного следствия установлено, что Стрельцов вместе с семью другими лицами на протяжении нескольких лет совершил серию экономических и общеуголовных преступлений в отношении предпринимателей Краснодарского края и Ростовской области. В числе составов преступлений, вменяемых Стрельцову и его сообщникам,— ст. 159 (мошенничество), ст. 201 (злоупотребление полномочиями), ст. 309 (подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу), ст. 193.1 (совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов), ст. 315 УК РФ (неисполнение приговора суда). Общий ущерб от этой противоправной деятельности, по данным следствия, превысил 1 млрд рублей.
В рамках расследования уголовных дел в отношении Стрельцова и его сообщников, заявили в руководстве СК РФ, будут проведены необходимые следственные и оперативные мероприятия, направленные на установление всех потерпевших и привлечение к уголовной ответственности каждого соучастника преступной деятельности. Следователи тщательно изучат все обстоятельства произошедших событий, установив роль и степень участия фигурантов в преступлениях, а также проверят причастность к ним иных лиц.
Кущевский опыт показывает, что понимание слова «банда» как скопища головорезов устарело. Сейчас это больше коррупционные связи, высокие покровители, большие деньги бывших кровавых латифундистов. Да, убийц наказали, а как же остальные участники преступного сообщества? Ведь проблема не была решена в 2011 году в корне, корень остался, и этот корень питает коррупцию и беззаконие. Если с приходом нового прокурора в Краснодарский край Сергея Табельского появилась надежда на справедливость, то почему в Ростовской области дела буквально тонут? Может, там тоже надо повнимательнее присмотреться к тем судьям и прокурорам, у которых допоздна засиживаются заезжие адвокаты и под чьим зорким оком разоренных потерпевших оставляют один на один с разъяренными грабителями?
Надеемся, что вмешательство главы СК РФ Александра Бастрыкина поставит точку в истории «цапковской» банды, следователи принципиально дадут оценку всем эпизодам по вымогательству и мошенничеству, угрозам свидетелям, а все подозреваемые в преступлениях банды: Вячеслав Цеповяз, Федор Стрельцов, Наталья Цеповяз (Стришняя), Иван Стришний и другие — будут наказаны по закону.
Сергей ИВАНОВ
По сообщению Следственного комитета, в ходе предварительного следствия установлено, что Стрельцов вместе с семью другими лицами на протяжении нескольких лет совершил серию экономических и общеуголовных преступлений в отношении предпринимателей Краснодарского края и Ростовской области.