Аргументы Недели Общество 13+

«Транслом» перекраивает рынок под себя

, 14:59 [ «Аргументы Недели», ]

«Транслом» перекраивает рынок под себя
Фото: соцсети

Став фактически монополистом в сфере утилизации списанных вагонов РЖД, а также военной техники, компания начала экспансию в сегмент бэушных труб топливно-энергетического комплекса.

По данным аналитиков рынка, основные объемы лома дают ОАО РЖД, «Газпром», Минобороны и «Роснефть». Гослом занимает 40–50% от общего оборота этого сырья в 1 трлн руб. в год. 

Так Минобороны до конца 2020 года необходимо утилизировать 9,9 тыс.единиц бронетанковой техники, 21,5 тыс. ракетно-артиллерийского вооружения, около 7 млн единиц стрелкового оружия, более 150 млн штук боеприпасов, 140 тыс. ракет общевойскового назначения, почти 2 тыс. самолетов и вертолетов.

 «ТрансЛом» занимается утилизацией черного металла, практически монопольно специализируясь на списанной военной технике Минобороны, а также- списанных вагонах и пр. техники РЖД,. Сейчас компания заготавливает около 3 млн тонн лома.После приобретения аффилированной с Трансломом компанией «Гермес» «ТМК-Чермет» - поставщика лома для Таганрогского металлургического, Северского и Волжского трубных заводов, входящих в группу ТМКДмитрия Пумпянского, компания планомерно отодвигает других поставщиков  изношенных труб нефтегазовой отрасли, инициируя вредоносные для ТЭК административные решения. 

После покупки «ТМК Чермета», в общей сложности, «Транслом» будет поставлять на рынок более 4 млн т лома. Интерес компании к многомиллиардному рынку отработанных труб понятен. Ежегодно в России образуется более 1 млн т изношенных труб.
Фонд развития трубной промышленности ожидает, что к 2025 году количество отработанных труб нефте-газопроводов, которые эксплуатируются с советских времен,  возрастет в 2 раза и составит до 2 млн тонн в год. Достойный проект, ради которого стоит приложить и административные усилия. Как известно, лучший способ превзойти конкурентов на рынке – заблаговременно организовать им проверку, создать трудности. На днях проверками «серых схем» на рынке старых труб заинтересовался Минпромторг.  В результате, уверены эксперты,  трубные компании будут вынуждены поднять цены на свою продукцию, а крупнейшие их потребители в лице нефтяных компаний переложат дополнительные расходы на покупателей топлива на АЗС. 

О том, что сделка с «ТМК-Чермет» позволит Транслому занять доминирующее положение на рынке, что приведет к его монополизации и росту цен на сырье, предупреждал депутат Госдумы Сергей Маринин. По словам депутата, дополнительные расходы нефтяные компании, как потребители труб, переложат на покупателей топлива на АЗС: лом используется в качестве основного сырья для производства обсадных, насосно-компрессорных и нефтепроводных труб. Нефтяные компании уже жаловались на то, что новые нормы по утилизации труб заставляют их нести дополнительные затраты.

Однако проверка ФАС, после его официальных запросов на имя вице-премьера Дмитрия Козака и руководителя службы Игоря Артемьева, нарушений в деятельности компании не выявила. 

«Транслом», ранее принадлежавший РЖД, а с октября 2016 г. подконтрольный компании «Кронос» Алексея Золотарева, бывшего партнера помощника президента и экс-министра транспорта Игоря Левитина, уже является фактически  монополистом на рынке списанных поездов и вагонов РЖД, а также военной технике Минобороны с объемом около 3 млн тонн лома.

Депутат Андрей Луговой подготовивший несколько законопроектов по тематике лома, заявлял, что в денежном выражении это составляет «десятки миллиардов рублей». «Если проанализировать цену, по которой покупается лом в РЖД и Минобороны, по сравнению с рынком, то можно увидеть колоссальную разницу»,— акцентировал внимание депутат.

По итогам проверки, которую проводила ФАС в июне 2019 г. по поручению заместителя председателя правительства России Д. Козака, было выявлено, что лишь один из 8 аукционов Минобороны по продаже лома черных и цветных металлов в 2018 г. компания выиграла конкурентно. 

Известно также, что компания активно противодействовала введению квотирования на вывоз из России в страны, не входящие в Евразийский экономический союз, отходов и лома чёрных металлов. Его цель –сделать условия экспорта лома и отходов более прозрачными, вывести из тени ломозаготовительную отрасль, а также «обеспечить недискриминационный доступ к нему отечественных потребителей», говорилось в проекте постановления о внесении изменений акты правительства РФ по вопросам обращения с ломом черных и цветных металлов, вывоз юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лома и отходов черных и цветных металлов за пределы РФ в государства, не являющиеся членами ЕАЭС.

31 декабря действие периода ограничения заканчивается. Открывается кратковременное окно возможностей. У «Транслома» - противника квотирования появляется удачный лаг. Можно не сомневаться, воспользуются. 

С 1 апреля 2020 г. (ранее планировалось - с 1 января 2020) квотирование экспорта лома может смениться новой ограничительной мерой. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила продавать весь металлолом, который образуется у госкомпаний, через биржевые торги. Эксперты расценивают ее как еще одну попытку вывести из тени ломозаготовительную отрасль, в которой компаниями – заготовителями традиционно используются серые схемы.

Депутат Андрей Луговой считает, что идею введения биржевых торгов госломом, отрасль полностью поддерживает. Кроме крупнейшего игрока — компании «Транслом». 

Годовая выручка ООО «Транслом» за последний отчетный год составила 19,8 млрд, чистая прибыль 813 млн рублей.

Егор КАРГАЛИНСКИЙ

Общество

Третий российский губернатор подал заявление об отставке. На сей раз смена главы ждет Камчатку
Loading...

Аргументы НеделиАвторы АН

Аргументы НеделиИнтервью