Аргументы Недели Кубань → Общество № 49(693) от 18.12.19 13+

Аграрная история сквозь века

, 00:41

Семья фермера из Динского района трудится на кубанской земле с екатерининских времен.

В Динском районе Краснодарского края работает крестьянско-фермерское хозяйство, семья создателей которого связана с работой «на земле» в течение колоссального отрезка времени. Буквально: сменялись эпохи, изменялся государственный строй, стрелой несся вперед научный прогресс, а семья Бабанского принимала все это и приспосабливала под занятие сельским хозяйством.

Предки Константина Бабанского известны до екатерининских времен — были в числе первых казаков, переселившихся на Кубань после указа Екатерины II. Они несли военную службу и вносили первые лепты в освоение и благоустройство местных земель, пока государственную парадигму не сменила Великая Октябрьская социалистическая революция. И после нее предки нашего героя продолжили заниматься делом, которое оказалось в крови. И отец, и дед Константина трудились в колхозе «40 лет Октября».
— Мой папа, Виктор Константинович, пришел в хозяйство в 60е годы прошлого столетия. Работал всегда на совесть. Имеет орден Трудового Красного Знамени, медали за трудовую доблесть, был победителем Всесоюзного социалистического соревнования. Его бригада гремела на всю Кубань и Советский Союз. Когда в начале 90х колхоз начал разваливаться, отец был главным агрономом, с болью смотрел на то, что происходит, переживал,— рассказывает Константин Викторович.
Но социалистическое прошлое сменилось капиталистическим настоящим, в котором, как оказалось, не нашлось места для паевой земли преданным сельскохозяйственникам, положившим всю жизнь на это дело. Участок земли в 100 гектаров отец и сын приобрели через фонд распределения и принялись приспосабливаться к новым условиям, занимаясь тем, что умеют и что лучше всего получается: растениеводство, животноводство, рыбоводство. Словом, всем, чем традиционно занимаются потомственные аграрии на земле, используя для того каждый клочок земли. И упорный труд, безусловно, дал свои плоды практически во всех опробованных сферах.
Константин Викторович вспоминает, что в первое время приходилось крайне трудно.
— Мама и старшая сестра, хотя они и медицинские работники, помогали нам с отцом вести бухгалтерию. А мы пахали, сеяли, убирали. Было у нас две единицы старенькой техники. Начинали чисто с растениеводства,— вспоминает глава ныне крайне успешного крестьянско-фермерского хозяйства. — Кукуруза, свекла, соя и пшеница, выбранные в качестве первых, опорных культур, помогли и новую технику справить, и рабочих нанять.

Наши дни: рост
Теперь в составе КФК около тысячи гектаров, на которых нет свободных мест, простаивающих или не приспособленных под какой-либо вид деятельности. Благо фантазия фермеров заставляет их опробовать все новые и новые виды деятельности. К упомянутым выше культурам добавили подсолнечник и горох. Последний используют как на корм скоту, так и отдают на переработку. Константин Викторович отмечает, что горох оказался очень важной культурой — приносит первые в сезоне деньги. Реализация начинается уже в начале лета. Соблюдение норм, за которыми всю жизнь ревностно следил Виктор Константинович, позволяет получить высокие урожаи. Пшеницы с гектара, например, удается собрать до 80 центнеров.
Но если расширять номенклатуру, то уж стараясь попробовать себя во всем и с разных сторон применить имеющиеся навыки. Таким образом примкнули к выращиваемым в хозяйстве растениям и овощи. Сфера относительно новая для семейства, занимавшегося изначально совсем другими культурами. Проявляются свои тонкости: год от года баклажаны, болгарский перец, томаты и огурцы сбываются по-разному. Однако уже сделаны важные выводы. Быстрее сбывается урожай, который раньше сняли. Отсюда напрашиваются и шаги, один за одним приближающие к цели: значит, нужно теплицы сделать более эффективными.
До того уже была решена другая техническая задача: под овощеводческие площади подведена система орошения. Она охватила более 2,5 гектара. Так что и тут решение найдется.
Тем более успешная деятельность позволяет направить часть средств на техническое оснащение и перевооружение. Сейчас в хозяйстве Бабанских уже не 2 технические единицы, с которыми они начинали свой путь после развала СССР, а 15: комбайны, тракторы, прицепное оборудование, раздатчики и измельчители корма и прочее другое оборудование. Так что это позволило к растениеводству добавить и другие смежные сферы. Например, семеноводство.

Эксперименты
Еще один исторически сложившийся в тех краях вид деятельности — разведение рыб. И в нем себя решили попробовать фермеры. Вокруг много прудов — один из них и арендовали для эксперимента. Ни много ни мало — 12 гектаров водоем. Населили его толстолобиком, сазаном, амуром, карасем, карпом. И самим можно поудить на досуге. И дело пошло: свежую рыбу стали разбирать в организованных торговых точках.
Работа над этим экспериментом увлекла и старшего Бабанского, которому сейчас уже за 80. Он смотрит за гостевым домиком, чистит пруды, приглядывает за рыбой. С местными искусственными водоемами жизнь его познакомила еще в 1943 году, когда он, четырех лет от роду, с матерью пешком пришел из Краснодара в Динской район, спасаясь от голода. Но там местные угодья накрыли пыльные бури, изза которых пруды, использовавшиеся тогда для орошения полей, приходилось буквально раскапывать заново.
Еще одним видом деятельности, который принялись осваивать фермеры, стало мясное животноводство. Константин Викторович рассказывает, что крупный рогатый скот держали в хозяйстве всегда. Но одним из элементов бизнеса это стало сравнительно недавно.
Пробовали себя и в племенном животноводстве: участвовали с племенными быками и маточными телками в сельскохозяйственных ярмарках. Пытались производить мраморную говядину, заняться молочным скотоводством. Но все это не прижилось по-настоящему. Молочное направление отсекли из-за большого числа тонкостей с кормлением, осеменением и прочим. Для других направлений оказались чересчур важны либо большие территории для выпаса, либо природные территории под него. Но этого себе КФХ пока позволить не может — занят каждый клочок земли. Потому пока сосредоточились на простом откорме КРС. Скот сбывается живым весом. Сами не бьют.
Однако в планах есть объединение с местным кооперативом. Вместе хотят попробовать заняться первичной переработкой мяса. К такой мысли привели опасения, что цены на живой скот могут упасть. А переработка поможет с этой ситуацией тогда справиться.
— Ведь переработчики имеют прибыли практически столько же, сколько и те, кто выращивает скот,— рассказывает Константин Викторович, отмечая, что это пока всего лишь ориентиры в развитии. Но мысли такие есть: ведь уже не раз доводилось браться за что-нибудь новое, узнавать его и становиться успешным на этом поприще.
Сейчас бычки набирают минимум по килограмму в день и вырастают до 500 кг. Трехмесячный молодняк самых разных пород самостоятельно покупают в Воркуте, Ставрополе, Волгограде, Астрахани, Ростовской области.

Поддержка
А помогают осваивать новое гранты и субсидии от государства. Так, именно грант от краевого минсельхоза в 2016 году стал толчком в развитии животноводческой ветви работы КФХ. Около 7 млн рублей пошли на то, чтобы увеличить поголовье до 400 голов и докупить необходимую технику: измельчитель и раздатчик корма.
Бабанские получают и льготные кредиты — под 3,5 процента на приобретение ГСМ, семян и удобрений. Деньги можно взять в декабре и январе, гасить долг — до конца года.
— Это очень удобно, так как осенью можно придержать пшеницу, а весной продать ее дороже. Разница может составить 3—4 рубля за тонну,— делится Бабанский, добавляя, что к такому займу КФХ прибегает ежегодно.
Пользуется хозяйство и субсидиями на содержание теплиц — по 350 рублей на каждый квадратный метр. Выплату можно получить лишь в означенных пределах — не более определенной площади. У Бабанских общая площадь теплиц больше. Но и эти деньги складываются за год в достаточно приличные суммы.
Фермер при этом старается и сам не оставаться в стороне от общественной нагрузки. Помогает средствами, делами, продуктами и техникой муниципалитету. Так, продукция хозяйства регулярно поступает в местный детский дом. Константин Викторович считает, что нельзя вырасти на земле и не помогать своим землякам.
Помощь старается оказывать и работникам. Порой достаточно существенную. Так, тракторист Сергей Щербаков, отработавший на Бабанских пятнадцать лет, получил в подарок от фермеров ни много ни мало — квартиру.
Всего же в КФХ сейчас трудится 9 постоянных работников, число которых в сезон возрастает до 50 — 60 человек. Константин Викторович при этом сетует на недостаточное количество молодых специалистов. Отмечает удачное расположение Динской — такой важный для молодежи Краснодар совсем рядом. А если все сложится — выражает готовность и новые кадры обеспечить жильем.

Всей семьей
Помогать активно начинают и собственные дети. Младшему сыну — 16, старшему — уже 20. Все свободное от учебы время проводят в хозяйстве, буквально переезжая туда на время каникул. Задействована в общем-то вся семья: отец, несмотря на преклонный возраст, не забрасывает хозяйство, жена Оксана ведет бухгалтерию. Старший сын Станислав уже во всю управляет комбайном. Как в свое время сидел еще совсем мальчишкой за рычагами сам Константин Бабанский. Только он сел в кабину «Кировца» гораздо раньше — в 10 лет его уже сфотографировали за этим занятием для местной газеты. Конечно, на уже пожелтевшей газетной бумаге рядом с мальчишкой сидит в кабине взрослый специалист. Но это, как уверяет фермер,— постановка, сделанная для того, чтобы не влетело в строгие к правилам советские годы инженеру по технике безопасности.
— Упорство и трудолюбие у меня от родителей. Они всегда меня учили тому, что надо, несмотря ни на что, решать самому все проблемы. Тем более что огромное желание работать на земле присутствовало всегда в моей жизни,— резюмирует Константин Викторович, заклиная всех, кто хочет работать в сельском хозяйстве, не сдаваться и не опускать руки.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram