В 1991 году в Российской Федерации проживало 148 миллионов 273 тысячи 746 человек. В 2019 году на 1 января эта цифра, включая Республику Крым, составляет 146 миллионов 780 тысяч 720 человек. Из них 74% – городское население 26% – сельское. В настоящее время в стране проживает примерно на 4 миллиона человек меньше (без Крыма), чем в начале 90-х годов. Таким образом, устойчивый рост численности населения не просматривается. Наоборот, спустя почти 30 лет, людей в России жить стало меньше.
Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения – одна из национальных целей развития Российской Федерации. Эта задача определена в майском указе Президента РФ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Национальными целями также определено снижение в два раза уровня бедности, обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет) и др.
Для улучшения демографической ситуации в рамках эффективной реализации майских указов необходимо объективно оценивать ситуацию в регионах, найти слабые места и точечно работать над устранением причин, которые мешают устойчивому развитию территорий.
Рассмотрим ситуацию на примере Уральского федерального округа. В целом, УФО – один из самых мощных промышленных регионов России. Тем не менее, он имеет в своём составе ярко выраженные минерально-сырьевые субъекты – Ямал и Югру, промышленные – Свердловскую и Челябинскую области, слабую Курганскую область и Юг Тюменской области.
Начиная с 2000 года, численность населения в УФО снизилась на 1,32%. В разрезе субъектов федерального округа ситуация заметно отличается. К примеру, в Курганской области отток населения за 19 лет составил 224 тысячи 814 человек (21,22%), а в ХМАО произошёл рост на 304 тысячи 149 человек (22,37%). Среди других субъектов с положительной динамикой – Тюменская область (без автономных округов) – 11,47% и ЯНАО – 9,1%. В Свердловской и Челябинской областях численность населения сократилась на 5,72% и 5,04% соответственно.
Одним из основных показателей для оценки уровня бедности является доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. По данным портала «Стратегия 24», в субъектах УФО наихудшая ситуация складывается в Курганской области – 19,4%.
Оценим, имеет ли влияние уровень жизни на рост численности населения. Самый бедный регион – Курганская область, где примерно 20% её жителей находятся за чертой бедности. Здесь же – высокий уровень безработицы. Сёла и деревни лишились половины своего населения. Выходит, если регион бедный, работы и достатка нет, то и люди из него справедливо уезжают. В противовес – Ханты-Мансийский автономный округ, где численность населения растёт. Но стоит отметить, что это регион с очень неблагоприятными природными условиями, но с хорошими доходами, привлекателен для жизни людей. Увеличивается население – значит, решается демографическая задача.
С точки зрения развития территорий и улучшения качества жизни людей очень важен показатель доходов консолидированного бюджета на душу населения. За 2018 год очевидным лидером стал ЯНАО – более 435 тысяч рублей на душу населения. Далее следуют ХМАО – около 200 тысяч рублей и Тюменская область (без автономных округов) – чуть более 150 тысяч рублей на душу населения. В остальных трёх субъектах УФО показатель значительно ниже и находится на отметке от 54 до 69 тысяч рублей.
Побывав на Форуме «Северных муниципалитетов» по устойчивому развитию в Сургуте (ХМАО-Югры), я побеседовала с руководителем ГК «ЮСИ» Алексеем Сафиоллиным, и, в первую очередь, меня интересовала ситуация с тем самым устойчивым развитием, и как его понимают жители и руководители Сургутского района.
Сургутский район является муниципальным образованием Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Население составляет 124 тысячи 552 человека, площадь территории – 104997,54 квадратных километра. Показатели по уровню жизни населения, достигнутые за последние три года, позволяют сделать вывод, что это муниципальное образование является одним из наиболее динамично развивающихся и высокоэффективных в Российской Федерации.
В Сургутском районе за последние три года зафиксирован рост численности населения на 1,5%. Достигнутый результат особенно выделяется на фоне других муниципалитетов Югры, Тем более, что во многих из них демографическая ситуация ухудшается.
Оборот розничной торговли по прогнозу социально-экономического развития на среднесрочный период в Сургутском районе составит почти 21 млрд рублей. Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия, к концу 2019 года, оценивается в 2 тысячи 817 единиц. Достигнутые результаты свидетельствуют о том, что в муниципалитете созданы благоприятные условия для развития малого бизнеса.
Для комплексной и системной визуализации деятельности властей, синхронизации с национальными проектами администрация Сургутского района активно использует ресурсы портала «Стратегия 24». В качестве удачного примера практики муниципального образования по онлайн-взаимодействию бизнеса, власти и общества портал был презентован на Форуме по устойчивому развитию территорий в УФО в августе 2019 года.
Сургутский район на портале «Стратегия 24» успешно реализует проект «Цифровая трансформация делового климата», реализация которого позитивно влияет, в том числе, на демографическую ситуацию в стране.Жители муниципалитета имеют возможность вступить в диалог с властью, публично предлагая свои инициативы и проекты, и так же публично получить обратную связь.
«При этом обсуждение происходит не только в сети интернет. Еженедельно в формате "районного четверга" представители муниципальной власти встречаются с бизнес-сообществом и общественностью, чтобы обсудить, как муниципалитету и его поселениям стать участниками каждого из двенадцати национальных проектов и соответствующих федеральных и региональных программ», – рассказал Алексей Сафиоллин.
Стоит отметить, что опыт Сургутского района по «приземлению» национальных проектов заинтересовал специалистов из других российских регионов, например, Кабардино-Балкарской Республики, которая расположена в Северо-Кавказском федеральном округе. И уже есть идея расширить рамки встреч в формате «точки кипения» по обсуждению реализации национальных проектов и придать им статус межрегиональных.
В основе предложения – совместная генерация идей представителей бизнеса, власти и общества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Кабардино-Балкарской Республики. К участию в этом проекте могут присоединиться и другие регионы Уральского и Северо-Кавказского федеральных округов.
«Стране нужен ключ и пароль к будущему! – уверен Алексей Сафиоллин. – Если у нас нет идей относительно будущего или желания, действительно, стать его частью, тогда мы проиграем конкурентам в борьбе за инвестиционную привлекательность страны, а, значит, и за будущее».
Именно поэтому разработанный план комплексного развития (национальные проекты) обязательно должен быть понятен и убедителен для тех, кто здесь живет сейчас, будет жить и работать в дальнейшем. Успех принятого плана зависит от эффективности системы его контроля и мониторинга. Только обладая такой системой управления, можно выработать верную стратегию и тактику. Серьёзные качественные новшества невозможны без договора между обществом, бизнесом и органами власти.
Сравнивая жизнь двух соседних регионов – Курганской области и Югры, можно утверждать, что важные показатели напрямую зависят от уровня доходов. Однако, рост численности населения в стране зависит не только от этого, но и от какого-то тайного кода пассионарности нации. В Республике Узбекистан, далеко не самой богатой стране бывшего СССР, например, с 1991 года рост населения составил 11 миллионов человек (с 20 миллионов до 31 миллиона), хотя за этот период большая часть русского населения переехала оттуда. В глубине Средней Азии просматриваются очертания явно новой Великой страны. Действительно, умом Россию не поднять, деньгами, тоже не измерить.
Татьяна Ельникова