Не так давно высокопреосвященный владыка Аксий, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский возвратился из Москвы, где в числе других православных архиереев (более 300) присутствовал на соборной службе со Святейшим Патриархом Кириллом.
Служба была приурочена ко дню рождения патриарха и ещё к двум юбилейным датам: 50-летию со дня принятия монашеского пострига и 50-летию со дня принятия священного сана. На следующий день – День памяти Архангела Михаила – Святейший Патриарх вместе с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом III возглавил богослужение в храме Христа Спасителя, а также вручил последнему премию Фонда единства православных народов.
Вернувшись на Сахалин уже после начала Рождественского поста, владыка Аксий расскажет читателям о смысле и цели воздержания.
Сытое брюхо к учению глухо
Когда начался и сколько длится настоящий пост?
Всего существует четыре многодневных поста: Великий, Рождественский, Успенский и Петровский. Ещё напомню о постных днях: среда и пятница.
Рождественский пост установлен ещё в Древней Церкви. Он, как и Великий пост, продолжается в течение 40 дней начинается по новому стилю 28 ноября и заканчивается 7 января, в день Рождества Христова. Касательно пищи, этот пост не столь строгий, как Великий пост, – разрешается вкушение рыбы. Но для жителей Сахалинской области это послабление не актуально, поскольку ещё покойным патриархом Алексием II для дальневосточных регионов было благословлено вкушение рыбы даже в Великий пост. Таким образом, сахалинцам легче поститься гастрономически, придерживаясь всех традиционных установлений для воздержаний во время поста.
Но смысл поста не только в строгой диете, не так ли?
Воздержание в пище – не главное. Сегодня наше сознание настолько трансформировано, что даже у человека религиозного, воцерковленного слово «пост» вызывает мысли об ограничении в пище. Человек связывает пост с особенностями своего насыщения, вкусовыми лишениями. И редко кто думает следующим образом: «Начинается пост, мне бы следовало воздержаться от осуждения ближних, от раздражительности, победить озлобленность». Эти мысли в лучшем случае приходят потом. Но первоначально мы все же думаем об ограничении в пище. Это – неправильно!
Я бы начал наш разговор с великой добродетели воздержания. Апостол Павел по этому поводу говорит: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке» (Флп.4:1). Мы знаем, что человек может привыкнуть ко многому. Попадая в тяжёлые материальные условия, большинство из нас чувствует себя очень неуютно, ропщет и унывает. Но к смирившимся с неизбежными обстоятельствами, которые не зависят от нас, приходит мудрость: счастье возможно, если ты умеешь воздерживаться. Желание земных благ близко человеческой природе, но оно не должно занимать первую приоритетную строку среди наших жизненных потребностей.
Существует мнение, что сначала необходимо обеспечить человеку какойт-о материальный минимум, достойные условия существования в обществе, а потом уже он начнёт думать о духовном. Удовлетворив низшие потребности, человек не обязательно потянется к духовным. Страсть обладания, страсть наживы, к сожалению, человеком слабо контролируема. Реализовав одну мечту (например, купив престижный автомобиль), мы обзаводимся другими мечтами, отнюдь не духовного содержания.
Между тем и в бедности можно благодарить Бога, довольствоваться тем, что имеешь, расти духовно. Об этом притча о богаче и Лазаре. Богач каждый день своей жизни праздновал, собирал весёлые компании, пиршествовал, а бедный, больной проказой Лазарь питался остатками со стола богача, не роптал и благодарил за все Бога, возрастал духовно даже в своих стесненных обстоятельствах. Когда оба, умерев, оказались пред Божьим судом, богач стал молить о том, чтобы Лазарь был послан к его братьям с увещеванием: оставить беспутную жизнь и больше думать о душе. Посмертно Господь воздал Лазарю за его терпение, а богачу предуготовил муки, потому что все блага тот получил в земной жизни.
Так вот, пост, как некое воздержание, служит для того, чтобы нам легче было бороться со своими внутренними страстями, недостатками, грехами. И чтобы изыскать в себе силы для этой борьбы, необходимо некоторое воздержание от пищи: давно известно «сытое брюхо к учению глухо». Духовная работа, молитва не терпит пресыщения утучняющей человека пищей.
Спросите себя, от каких недостатков вам стоит избавиться в первую очередь. Но не превращайте работу над собой в аутотренинг, или «Всё, с понедельника начинаю новую жизнь!». Это сложно, надолго вас может не хватить. И поэтому церковь здесь приходит на помощь. Совместные усилия приносят результаты: человек внутренне изменяется, преображается. И если получилось взглянуть на мир иными глазами, чистыми, добрыми – цель поста достигнута.
Когда весь пост насмарку
Какие же все-таки существуют требования к питанию во время поста?
Важно: нельзя превращать пост в диету! Когда социологи заводят речь о том, сколько процентов россиян намерены поститься, сколько – нет, хочется ответить: дело не в процентном содержании, дело в качестве! Если, войдя в пост, человек молится, ограничивает себя в пище, в развлечениях, в греховном поведении, это борьба. Но не каждый выдерживает эту борьбу, утешая себя такими мыслями: «Ну не получилось… Буду жить как все, со своими недостатками. Ведь я не делаю ничего ужасного, не убиваю и не граблю».
Обычно традиционно в пост не вкушают продукты животного происхождения: мясные, молочные продукты, яйца, всё, что содержит в своём составе эти компоненты. Однако я не призываю постящихся вчитываться в состав, заниматься буквоедством (а это часто встречается). Я даже предостерегаю от этого. Ограничивая себя в пище, но при этом давая волю своим страстям, вы делаете никому не нужное дело.
Традиционно в рождественский пост рыбу употребляют в пищу во все дни недели, кроме среды и пятницы. Кто-то может ограничиться субботой и воскресеньем. Взяв благословение на прохождение поста у священника, вы, по своим силам и по своему здоровью, стараетесь придерживаться постного питания. Конечно, можно вспомнить, как постились монахи в Древней Церкви (сухоядение, пища без масла, варёная пища, другие, достаточно строгие правила поста). Кто-то хотя бы первую и последнюю неделю поста старается придерживаться именно такого режима. Но строгих правил (если мы не говорим о монастырской жизни) не существует, нельзя что-то съесть и «весь пост насмарку». Кому тяжело, попробуйте воздержаться от мясной пищи хотя бы по средам и пятницам, затем – от молочной, входя в пост постепенно. В конце концов, это и для здоровья полезно. Но, не забывайте, пост – это не диета, воздержание в пище нужно сопрягать и с духовной работой над собой. Иначе весь смысл поста теряется. Уделите время духовному чтению.
Как правильно окончить поститься?
Ещё одна беда – неправильный выход из поста. Многим кажется, что воздержание – только на срок поста, а потом – ешь, пей, веселись! Да, пост – это особое время. Но он нам даётся для научения нашей собственной души и приобретения, стяжания добродетелей. А если попоститься и забыть, то какой в этом смысл? Люди, регулярно приходящие в храм, на исповеди часто жалуются, что ходят по замкнутому кругу, потому что не могут удержаться на этом же уровне. В идеале человек должен выходить из поста на более высоком духовном уровне, чем он в него входит. Духовное возрастание – желательный, естественный результат работы над собой. Заканчивая учебное заведение, мы же приобретаем новые знания и опыт и не утрачиваем их после получения диплома! Так же и здесь. То, что мы приобрели за время поста, нужно использовать в дальнейшей жизни.
Ну и, конечно, возможность разговеться тоже нужно воспринимать адекватно, чтобы не угодить на больничную койку от резкой перемены пищи, от переедания.
Есть, чтобы жить, а не наоборот
Смысл поста не в том, чтобы лишиться радости жизни, а в том, чтобы найти эти радости в другом?
У людей, регулярно посещающих храм, возникает потребность в духовном насыщении, духовной поддержке. Со временем у них появляется личный духовный опыт. Испытания, искушения и соблазны никуда не исчезают. Но человек уже знает, что может их превозмочь, что в этом ему поможет вера, храм. Духовно исправляясь и наполняясь, верующий получает внутренний мир и покой, гармонию. Это очень важно. Только такой человек может генерировать, давать людям добро и свет. Неудовлетворённый, неспокойный человек вряд ли способен помочь другому.
После поста и церковные праздники воспринимаются совершенно по-другому: разговеться куличом, творожной пасхой гораздо радостнее! Ведь Господь и пищу создаёт нам на удовлетворение. Не ставьте это во главу угла, не делайте приоритетом и самоцелью, но радуйтесь, как же без этого!
Что вы скажете верующим, которые, постясь, осуждают тех, кто не справляется с требованиями поста?
Гордыня – мать всех грехов и всех пороков. Если человек гордится, тщеславится тем, что он постится, то его можно только пожалеть. Он в своих глазах вырос настолько, что не замечает своей духовной бедности. Он не растёт духовно, но думает обратное и с осуждением и презрением смотрит на других. Христианство, вся аскетика говорит о том, что не нужно пытаться изменять мир, начинать нужно с себя. Блажен тот, кто видит свои грехи. Если вы не знаете за собой недостатков, это, как говорят врачи, признак «прогностически неблагоприятный».
Всем тем, кто желает провести Рождественский пост с пользой для души, Божией помощи и в радости встретить светлый Праздник Рождества Христова!