Российская система здравоохранения в последние месяцы страдает от серьезных проблем. Среди них и запрет на жизненно важные лекарства, и массовое увольнение квалифицированных врачей. Медведев заявил о бюджете на реформы в области медицины: 550 млрд. рублей.
Проблема российского здравоохранения в последние месяцы назревает особенно остро. Все чаще и чаще вскрываются не самые приятные подробности из мира отечественной медицины: то лекарств не хватает, то врачи увольняются. Представители здравоохранения России стараются не акцентировать внимание на проблемах в этой области. Однако все тайное рано или поздно становится явным. Тем более, что и работники системы здравоохранения, пострадавшие от несправедливости, и пациенты, не получившие должной поддержки, начинают говорить открыто и не стесняются своего недовольства. Что случилось с медициной России? Какие тенденции развития здравоохранения РФ прослеживаются? К чему все это может привести?
Зарубежные лекарства
Дмитрий Медведев председатель правительства РФ более двух месяцев назад обещал решить, пожалуй, самую актуальную проблему здравоохранения России. Он выступил за смягчение законодательных норм в отношении «запрещенных», но жизненно необходимых зарубежных лекарств, и постановил произвести их закупку. Пока, как известно, производственные масштабы не позволяют нам в полной мере самостоятельно обеспечивать себя всеми необходимыми препаратами.
«Сейчас решается задача: наладить до конца 2023 года выпуск всех необходимых форм в нашей стране, чтобы обеспечить детей нужными обезболивающими лекарствами. Пока она не решена, будет сделано следующее. Я подписал распоряжение правительства о выделении денег из резервного фонда на закупку нужных лекарств» - это цитата из аккаунта политика в Facebook.
Проблема такова, что от этих самых препаратов может зависеть жизнь не только маленького ребёнка. Взрослые люди тоже подвержены опасности. Однако пока в России они не разрабатываются. Более того, иностранные компании, которые занимаются производством этих лекарств, сегодня не регистрируют свои препараты у нас в стране. Это представляет собой проблему не только здравоохранения РФ, но и международных отношений.
На этом серьезная брешь в системе здравоохранения РФ не заканчивается. Дело в том, что многие препараты не только не регистрируются у нас, но и фактически находятся под законодательным запретом. Именно поэтому решение Медведева могло изменить очень многое в стране для людей, которые нуждаются в этих лекарствах.
Почему лекарства запрещают? Например потому, что в составе «Фризиума» есть клобзам, а это психотропное вещество, оборот которого в РФ ограничен. «Фризиум» - препарат, который применятся против судорог, его неврологи посоветовали Елене Боголюбовой, матери четырёх детей. Её десятилетний сын Миша тяжело болен. У него было диагностировано генетическое заболевание, которое блокирует развитие ребёнка в умственном и физическом плане. Эта болезнь, болезнь Баттена сопровождается потерей зрения и судорожными приступами. Препараты российского производства помогали от судорог, но при этом активировали желудочные кровотечения. «Фризиум» должен был помочь Мише.
Елена Боголюбова в сети наткнулась на магазин, в котором можно было приобрести необходимый препарат. Так мать и поступила, заказав его по почте. В июле при получении посылки она была задержана сотрудниками правоохранительных органов. Более семи часов женщину допрашивали. Сыпались угрозы, например, говорили о том, что могут завести на Елену уголовное дело. Однако после того, как полиция получила оригиналы врачебных рекомендаций, в которых значился «Фризиум», женщину отпустили. Препарат был изъят, его так и не вернули.
Похожий случай произошёл с Екатериной Конновой. Она в 2018 году закупила за границей через посредников препарат диазепам для сына. Он болен церебральным параличом и эпилепсией. После использования у неё ещё осталось некоторое количество лекарства. Она решила продать его через соцсети, но наткнулась на контрольную закупку. Так, на неё и завели уголовное дело о преступном распространении психотропных и наркотических средств (ст. 228.1 УК). По сути, она продавала лекарство, но для отечественной системы здравоохранения это была партия наркотиков. Дело прекратили после того, как в защиту матери более 280 тысяч человек подписали петицию.
Такие случаи сегодня не редкость. Это происходит лишь потому, что в России существуют законы, которые приравнивают ввоз незарегистрированных лекарств к контрабанде наркотических веществ. Это статьи 238.1 УК и 6.33 КоАП. На основании от этих законов, если препарат не зарегистрирован в стране, его можно закупить и провезти через границу самостоятельно. Но это работает, только если пациент получил официальное разрешение от представителей российского здравоохранения. Оно, как правило, выдаётся на основании консилиума врачей, который организуется в индивидуальном порядке для каждого больного. Однако здесь возникает ещё одна проблема: врачи зачастую боятся выписывать запрещённые препараты, и поэтому они избегают задокументированных рецептов и разрешений на закупку. Врачи в этих случаях могут просто в устной форме высказать свои рекомендации, а пациенты или их родственники потом сталкиваются с тем, что лекарство купить законно не выходит. Это происходит потому, что в нашей системе здравоохранения недостаточно хорошо налажен контакт между официальными представителями и работниками: доктора часто не понимают, имеют ли они право выписывать такие лекарства.
Более того, не у всех пациентов есть возможность переодически летать на дальние расстояния за препаратами. А закупка лекарств почтой и, тем более, продажа их в стране приравнивается к контрабанде и сбыту наркотических веществ.
Маргарита Симоньян
Mikhail Klimentyev / globallookpress.com
«Я не знаю, почему в России не регистрируют лекарства. Почему из аптек пропал даже банальный преднизолон, без которого мой, например, ребёнок может погибнуть за пару минут», - так исчезновение в России одного из препаратов прокомментировала Маргарита Симоньян, главный редактор телеканала RT.
Преднизолон выписывают для борьбы с аллергией и различного рода воспалительными процессами. Так, он может помочь при возникновении отёка Квинке. Более того, он применяется не только в здравоохранении, но и ветеринарии. Этим летом лекарство попросту пропало из аптек. Это произошло по одной простой причине: ценовую политику на него формирует государство. Производить преднизолон и поставлять его стало нерентабельно. Более того, препарат не входит в список минимального ассортимента лекарственных препаратов, которые необходимы для оказания медицинской помощи.
Решение Медведева закупить лекарства и обеспечить страну собственным производством могло действительно урегулировать ситуацию вокруг проблем этой области здравоохранения. Таким образом, нуждающиеся в лечении пациенты могли бы получать все необходимые лекарственные препараты. Ускорился бы процесс лечения. Снизилось бы количество резонансных случаев с возбуждением уголовных дел за покупку медикаментов. Однако вместо решения проблемы, мы получаем, по мнению некоторых экспертов, новую.
На днях в список запрещённых наркотических веществ были внесены ещё три лекарства:
- Прегабалин (применяется при эпилепсии)
- Тропикамид (капли для расширения зрачков)
- Тапентадол (обезболивающее)
Многие уже успели это ознаменовать как новое препятствие, которое система здравоохранения РФ ставит на пути страдающих больных людей. С одной стороны, это действительно можно воспринимать, как очередную проблему: то, что раньше люди покупали для лечения, теперь купить не получится. Однако это не совсем так.
На самом деле, все эти лекарства действительно раньше использовались в качестве доступных наркотических веществ. Именно поэтому, законодательно эти лекарства приравняли к наркотикам. У прегабалина, например, даже было своё наркотическое название «Лирика». Для того, чтобы ограничить доступ к незаконному обороту этих лекарственных препаратов система здравоохранения предприняла такое решение. Для тех людей, которые по-настоящему нуждаются в этих препаратах, ограничений не будет. Они будут получать особые разрешения, на основе которых лекарства будут отпускаться без проблем. Вопрос только в том, насколько проблематично будет получить такое разрешение пациенту или, наоборот, насколько легко его будет получить наркозависимому.
Увольнения врачей
Система здравоохранения сегодня претерпевает ещё и массовую потерю кадров. Участились сообщения о том, что врачи, многие из которых были заслуженными профессионалами в своей области, увольняются из-за разногласий с руководством. Кто-то жалуется на низкие зарплаты, кто-то рассказывает о беспочвенных обвинениях в адрес врачей. Так, из инфекционной больницы в Новочеркасске уволились сразу все сотрудники после обвинений в халатности.
В эту больницу поступил двухлетний малыш, изначально ему диагностировали ОРВИ, сразу было назначено лечение. Через два дня самочувствие ребёнка резко ухудшилось и врачи приняли решение в экстренном порядке вызывать скорую помощь для госпитализации и стационарного лечения. Однако ребёнок скончался в машине.
После происшествия мать обвинила врачей в смерти своего ребёнка. Была проведена проверка, в больницу пришли представители правоохранительных органов, что создало новые проблемы для врачей.
«В смерти ребёнка обвинили всех, кого можно. Мне рассказывали, что следственный комитет так очень жёстко зашёл в больницу, что все врачи теперь уволились», – так ситуацию прокомментировал Игорь Галеев, руководитель общественного при Министерстве здравоохранения Ростовской области.
Доктора заявляют: мать ребёнка присутствовала при лечении. Она должна была видеть, что врачи до последнего предпринимали все попытки, чтобы спасти ему жизнь. Поэтому обвинения в халатности многие считают безосновательными. Врачи считают, что они сделали все, что было в их силах, чтобы не допустить летальный исход. Однако в этом никто разбираться не стал, что привело к увольнению всех компетентных сотрудников инфекционной больницы. Представители здравоохранения пообещали, что в течение месяца найдут новых сотрудников.
Кадр из видеообращения детских онкологов больницы НМИЦ имени Блохина
кадр: YouTube / «Альянс Врачей»
Такая ситуация – не единственная. Так, например, в октябре стало известно, что из онкологической больницы НМИЦ имени Блохина уволились детские онкологи. Они записали видеообращение, в котором пожаловались на конфликт с руководством больницы. По их мнению, лечение детей проходило в непригодных, даже ужасных условиях: стены разъедала плесень, сырость, не было вентиляции, а палаты были забиты больными. В свою очередь, они также заявили, что ни представители здравоохранения, ни руководство решать эти проблемы не собирались: они просто добивались увольнения сотрудников, которые не были к ним лояльны.
Врачи выдвинули требования, невыполнение которых приведёт к увольнению ещё 26 сотрудников больницы:
- Организация прозрачной оплаты труда
- Строительство новых корпусов и ремонт старых
- Отстранение руководства научного исследовательского института
На пост главы научного центра была назначена Светлана Варфоломеева, которая начала свою деятельность в больнице с того, что предложила несогласным с её политикой покинуть свою должность. Врачи обращались к Владимиру Путину с просьбой смещения Варфоломеевой с поста главы научного центра, но это не увенчалось успехом. Представители здравоохранения заявили о том, что Светлана справляется со своими должностными обязанностями, а значит смешать её не нужно. Руководство больницы тоже на стороне Варфоломеевой. Так, директор НМИЦ Иван Стилиди обвинил врачей в том, что они своими действиями подрывают работу организации:
«Действия, которые они предпринимают, заслуживают порицания. В местный конфликт с администрацией были втянуты дети и пациенты. По сути, были выставлены заградотряды из детей и пациентов»
Тем временем, сообщения об увольнении сотрудников больниц все чаще и чаще появляются в СМИ.
Есть ли решение?
Дмитрий медведев
MIT Russia / globallookpress.com
Здравоохранение действительно имеет ряд существенных проблем, из-за которых Россия несёт репутационные потери. К счастью, правительство не оставляет это в стороне и собирается реформировать систему здравоохранения. Так, например, сегодня Дмитрий Медведев заявил на пресс-конференции:
«Мы как-то делились эмоциональными впечатлениями с Владимиром Владимировичем Путиным на эту тему. Так получилось, что он разговаривал с людьми в небольшом населенном пункте, и я, в разных, естественно. И, конечно, общее состояние этой первичной сети [здравоохранения] в целом ряде регионов удручающее. Здесь надо что-то делать. Поэтому мы решили дополнить наш медицинский проект улучшением первичной помощи, потому что именно туда - в поликлинику, ФАП, больницу - приходят практически все люди»
В правительстве решили взять ситуацию под свой контроль, Медведев сообщил, что на реформы будет выделено около 550 миллиардов рублей. Деньги будут реализовываться несколько лет. Остаётся надеяться, что отечественное здравоохранение от таких финансовых вливаний действительно выйдет на новый уровень. Будут увеличены зарплаты, проведены ремонтные работы, будут закуплены лекарства. Потому что сегодня это действительно важно.
Андрей СУРОВЦЕВ