Аргументы Недели Сахалин → Общество № 47(691) от 04.12.19

Всё начинается с малого

, 14:17

В календаре праздников есть такое сомнительное праздничное событие, как День собутыльника, отмечаемое ежегодно 7 декабря. Можно ли иронично отнестись к употреблению алкоголя, или наличие собутыльника – не повод для радости и веселья? Побеседуем на эту тему с заместителем главного врача по медицинской части ГБУЗ «Сахалинский областной наркологический диспансер» Евгением Сухоцким.

Сарказм не уместен

Сколько лет вы работаете в наркодиспансере? Изменилось ли за это время ваше отношение к алкоголю?

Стаж моей работы наркологом – около 13 лет, большую часть этого времени я работал в амбулаторно-поликлиническом звене, в течение последнего года занимаю должность заместителя главврача по медицинской части.

Моё отношение к алкоголю со временем не изменилось. Всё своё детство и юность я занимался спортом, времени на употребление спиртного не оставалось. Позже, в университете, бывало всякое, но я продолжал активно заниматься спортом, что само по себе не согласуется со злоупотреблением алкоголем. Кроме того, я вырос во врачебной семье. Потом появилась своя семья, жена – опятьтаки доктор, у неё много родственников-докторов. Так что род занятий и круг общения никогда не способствовал обильным возлияниям. Плюс работа, на которой ты каждый день наблюдаешь, что происходит с людьми, злоупотребляющими алкоголем… Всё это не способствует сближению со спиртным.

Фото: Евгений Сухоцкий

То есть обсуждать День собутыльника как праздник, говорить об этом в ироническом ключе вы не расположены?

Конечно нет. Для тех, кто хочет праздновать – каждый день праздник! Спрашиваешь, зачем ты выпил?  Отвечает: «Я шкаф купил!»

Я не усматриваю повода для иронии, если от человека плохо пахнет и он валяется на улице. Это больные люди, и относиться к ним с сарказмом – неправильно. Не должно общество испытывать к пьянице снисходительное сочувствие. Он болен, болезнь его убивает. Смотреть на это смеясь нельзя. Это моё мнение как давно практикующего врача.

Давайте определимся с термином, что такое алкоголизм?

Это хроническое заболевание, смертельно опасная болезнь, к которой приводит длительное злоупотребление алкоголем. Начинаться всё может с малых доз, с так называемых лёгких напитков, слабоалкогольных. На самом деле такого разграничения для нас не существует: слабые или крепкие алкогольные напитки приведут к одним и тем же плачевным последствиям; пивной алкоголик вовсе не находится в каком-то преимущественном положении относительно тех, кто пьёт более крепкие напитки.

Данное заболевание в первую очередь вызывает огромное количество последствий: и медицинских, и социальных. Алкоголь – это яд. А яд опасен для любого живого организма, так как может привести к летальному исходу или изменениям в органах или системах органов. Основные мишени алкогольной зависимости – головной мозг, сердце и печень. Нарушение работы каждого из них может привести к смерти. Но патологические изменения происходят везде, во всем организме.

Патологическое влечение

А небольшие количества, принимаемые регулярно, тоже чреваты?

Смотря о какой регулярности идёт речь. Алкогольная зависимость не выбирает ни статус, ни род занятий, ни мировоззрение: за медицинской помощью к нам обращаются и высокопоставленные лица и совсем социально опустившиеся персонажи, так называемые бомжи. Болезнь развивается одинаково у всех. И не важно, что вы употребляете.

Кто-то склонен к алкоголизму, за это могут отвечать наследственные гены. У кого-то провоцирующим фактором выступает нехорошая компания. Кто-то вообще не склонен к спиртному. Многое объясняет воспитание и стереотипы, заложенные с детства в семье. Если ребёнок видит бесконечную череду застолий, то, скорее всего, станет в дальнейшем воспроизводить этот образ жизни. Я стараюсь жить так, чтобы мои дети не считали алкоголь нормой, неотъемлемой частью любого праздника.

Если у человека оба родителя злоупотребляли алкоголем, то у него есть большая вероятность стать алкоголиком самому. Наследственный фактор – основной и очень весомый. Поэтому наряду с группами анонимных алкоголиков существуют группы взаимопомощи «Дети алкоголиков», в которых люди встречаются для того, чтобы не начать употреблять алкоголь.

Существуют ли всё-таки какие-то плюсы от употребления алкоголя, в минимальных его количествах? Снятие стресса, например, или облегчение общения между людьми.

Последняя новость: французский винодел, употребляя ежедневно по 50-100 миллиграммов своего вина, умер от последствий этого употребления. Есть такое понятие «безвредное употребление алкоголя», человеческий организм без вреда для себя может расщеплять определённое количество этилового спирта в сутки (40 миллиграммов чистого спирта). Но у нас в культуре совсем иное – никто не ограничивается тем, что пригубил и отставил. Наблюдая, в каком состоянии людей привозят в наркологию, встречая пьяных на улицах города, не думаешь: «наверное, хотел снять стресс или пообщаться». Снимать стресс, изменяя своё сознание – неправильно.

У нас как принято? Родился человек – отмечаем, выпивая. Умер человек – отмечаем, выпивая. Где логика? Повод всегда находится, тем более что традиции питья сложились издревле.

Для чего алкоголик, порой с большим трудом добывая алкоголь, ищет себе собутыльника?

Изменённое сознание, изменённое психическое состояние «просит» общения. Но не у всех это происходит одинаково: на кого-то алкоголь оказывает седативное воздействие, а на кого-то – агрессивное. Кто-то нуждается в беседе, а кто-то провоцирует скандалы и драки.

Переход к систематическому потреблению горячительных напитков «в одного», в одиночестве – один из симптомов зависимости. Человек уже пьёт, чтобы пить, часто не может объяснить, для чего. После длительных запоев он сам удивляется: «что же я натворил…», и тут же находит оправдания (ссора, авария, критика начальства и т.д.). Но на самом деле это – банальная зависимость от алкоголя, патологическое влечение к нему.

Не вправе удерживать

С какого момента эта зависимость становится для вас несомненной?

Есть определённые критерии, установленные в международной классификации болезней, позволяющие судить о наличии той или иной степени алкогольной зависимости.

Ваше влечение некоторое время может быть неосознанным (желание достичь эйфории, поднять настроение, расслабиться). Затем происходит потеря толерантности (чувствительности) – те несколько бутылок пива, которых хватало раньше, превращаются во что-то большее. Этот переход у некоторых длится годами (раньше это называлось бытовым пьянством, сейчас – пагубным потреблением алкоголя). Никому не известно, после какого по счёту глотка ты из пьяницы превратишься в алкоголика.

Регулярное употребление, как минимум, приведёт к печальным медицинским последствиям, не говоря уже о социальных. Если вы регулярно выпиваете спиртное и уже не можете внятно объяснить для чего, это – звоночек! И для вас, и для вашей семьи.

Если близкий человек спивается, можно ли чем-то помочь ему?

К сожалению, эта болезнь характерна тем, что нельзя заставить человека отказаться от алкоголя. Как нельзя заставить употреблять его. Человек сам себе хозяин. Что касается помощи, то помочь можно только тому, кто сам этого хочет. Зависимый человек должен сам осознать проблему и необходимость бороться с пристрастием. Это важно понимать окружающим его людям.

Станете ли вы бороться за здоровье и трезвость близкого, зависит от ваших внутриличностных отношений. Больному, безусловно, требуется помощь близких, врач обязательно узнает у пациента, есть ли те люди, на чью поддержку можно рассчитывать во время лечения, есть ли за что ухватиться «утопающему». В отношении близких алкоголика существует понятие «созависимости» тоже своего рода болезнь, изменение стереотипов, поведения. Им зачастую самим требуется помощь специалистов.

Вы верите в возможность излечения?

Как специалист я видел много таких людей. Но хронический алкоголизм – неизлечимое заболевание. Зависимый человек, пока он не употребляет спиртное, находится в стадии ремиссии, которая может продолжиться и до конца жизни человека. Но срывы происходят и спустя десять, двадцать лет, тогда всё начинается сначала.

Кому-то бросить пить помогает традиционная медицина. На кого-то она не действует: человек проходит несколько курсов лечения, получает рекомендации, но выполнить их ему не под силу. Кому-то помогает нетрадиционная медицина, восточная медицина, иглорефлексотерапия. Кого-то спасает не медицина, а религия. Предугадать, что окажется действенным в отношении конкретного больного – невозможно. Нужно пробовать всё.

Чем конкретно занимается наркодиспансер?

К нам, как правило, люди попадают в остром состоянии. Есть стандарты лечения, клинические рекомендации. Сначала купируется острое состояние, затем идёт восстановительный период и реабилитационные мероприятия, направленные на поддержание трезвости, ремиссии. Весь это процесс может занять от полугода до полутора лет.

У нас имеются амбулаторно-поликлинические отделения, где пациенты проходят лечение в рамках дневного стационара. Отделение неотложной наркологической помощи занимается острыми больными. В 2018 году мы открыли реабилитационное отделение в посёлке Вахрушев Поронайского района, где также работает бригада врачей (психиатр-нарколог, психотерапевт, психологи, социальные работники). Здесь важно желание пациента. У каждого человека берётся информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Часто, получив минимальный объём помощи, пациент пишет отказ от дальнейшего лечения, и мы не вправе его удерживать.

 Ещё раз хочу подчеркнуть – при появлении симптомов алкогольной зависимости обращайтесь за помощью к специалистам, не пренебрегайте полученной от них информацией и данными рекомендациями. Чем раньше мы начнём совместную борьбу со злом, тем больше у нас шансов победить!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram