Законодательство в сфере рыболовства не устраивает сахалинцев
№ () от 2 декабря 2019 [«Аргументы Недели Сахалин», Юлия Глухова ]
27 ноября Сахалинская областная дума провела парламентские слушания на тему «О правоприменении новых положений законодательства РФ в сфере рыболовства с учетом региональных особенностей». На одной площадке для публичного обсуждения и решения насущных вопросов собрались депутаты областной думы, представители региональных органов власти, Росрыболовства, пограничной службы ФСБ, профессиональных ассоциаций и объединений, научных сообществ, районных собраний.
Результатом прошедших парламентских слушаний стали совместно выработанные рекомендации, которые включают в себя поручения правительству области, областной думе и научному учреждению «СахНИРО». Рекомендации будут собираться ещё в течение двух недель после окончания слушаний, дорабатываться рабочей группой, рассматриваться на комитете по экономическому развитию областной думы и, наконец, станут «дорожной картой» для исполнительного и законодательного региональных органов и научных учреждений. Далее на базе резолютивной части слушаний будут подготовлены законодательные инициативы в Государственную думу РФ.
Нет аукционам!
С докладом «О проблемах правоприменения и необходимости совершенствования законодательства в сфере рыболовства с учётом региональных особенностей» выступил депутат областной думы Максим Козлов:
Рыбное хозяйство представляет собой сложный взаимосвязанный производственно-хозяйственный комплекс, формируемый организациями различных форм собственности и специализаций. Это – динамично развивающаяся отрасль, входящая в число российских лидеров по динамике роста инвестиций. В глобальном масштабе Россия находится в пятерке ведущих рыболовных стран мира, добывая более пяти миллионов тонн в год водных биологических ресурсов (далее ВБР), осваивая потенциал не только собственной экономической зоны, но и мирового океана, экспортируя рыбную продукцию, по качеству и глубине переработки которой судят о состоянии дел внутри страны.
Для Сахалина рыбное хозяйство – это ключевая отрасль, составляющая основу обрабатывающих производств региона, это один из ведущих секторов экономики, о чем свидетельствует доля в ключевых экономических показателях. Среди регионов мы занимаем второе место, осваивая 170 тысяч тонн ВБР, уступая лишь Камчатскому краю. Но, несмотря на высокую динамику развития, существуют серьёзные угрозы падения инвестиционной активности. Многие предпосылки к этому созданы сегодня искусственно. Второй год на уровне правительства РФ не прекращается обсуждение инициативы введения аукционной системы продажи права на водные биологические ресурсы. Распоряжением правительства от 16 августа 2018 года № 1697р утвержден план мероприятий, так называемая «дорожная карта», по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ и переходу отдельных сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка. Третьим пунктом главы «Рыбохозяйственный комплекс» предлагается разработать предложение, предусматривающее механизм выделения на регулярной основе раз в три-пять лет части квот ВБР из ранее распределявшихся по «историческому принципу», которые должны будут предоставляться путём проведения аукционов в электронной форме. Отмечу, пункт два «дорожной карты» уже реализован и 50% краба продано с аукциона. Несмотря на то что в федеральный бюджет собрано порядка 140 миллиардов рублей, предприятия рыбохозяйственного комплекса потеряли намного больше: мы потеряли рабочие места, инвестиционную активность, существенные налогоотчисления в бюджеты субъектов. Для Сахалина это не менее десяти тысяч тонн краба, которые обрабатывали две тысячи человек, включая смежные отрасли экономики. С учётом предлагаемых изменений в налоговый кодекс налоги и сборы за пятнадцатилетний период могли составить порядка 50 миллиардов рублей. Самое главное – рыбаки потеряли веру в стабильность. Рыбацкое сообщество неоднократно на разных площадках заявляло о пагубности введения механизма аукционных квот, тем более с такой периодичностью. Ни один бизнес, ни одно предприятие, ни одна экономика не выдержит изъятие из оборота каждые три-пять лет фундаментального ресурса, на основе которого базируется деятельность. Аукционная политика – это угроза стабильного долгосрочного планирования бизнеса, развития и работы рыбохозяйственного комплекса в целом. Решение об изменении «исторического принципа» в части закрепления квот противоречит первому пункту перечня поручений президента РФ, данного по итогам заседания президиума Государственного совета в 2015 году, когда было поручено обеспечить выделение 20% квот для закупки судов, построенных на российских верфях, и строительства объектов переработки ВБР, а не выставление квот на аукцион!
В этой связи необходимо подготовить обращение в правительство РФ с предложением исключить пункты «дорожной карты», предусматривающие проведение аукционов в отношении ВБР каждые три-пять лет.
Необоснованные новшества
В развитие вопроса инвестиционной активности, продолжает Максим Козлов, хочу отметить инициативу Министерства развития Дальнего Востока, связанную с расширением перечня видов ВБР, 20% которых направляется на строительство флота. Предлагается расширить перечень, включив креветку северную, гребенчатую, травяную, трубачей, морских гребешков, кукумарию, серого морского ежа. Инициатива вызвала в рыбопромышленных предприятиях серьезную обеспокоенность – в Сахалинской области промысел указанных объектов, составляющих основу производственной и экономической деятельности, ведут 44 предприятия. Была проанализирована экономическая целесообразность строительства судов под предлагаемые биоресурсы и получен следующий результат: построенное судно будет обеспечено ресурсом только на 50%, а значит, 50% времени будет находиться в простое. С учётом рыночной стоимости конечного продукта, при предполагаемом простое судна, его окупаемость наступит не ранее чем через 20 лет, тогда как право на пользование ВБР закреплено только на 15. А для ежа, добыча которого осуществляется водолазным способом, постройка судна вовсе нецелесообразна.
Надо сказать, что и федеральное агентство по рыболовству не поддерживает обе вышеперечисленные инициативы, считая, что введение каких-то новых дополнительных механизмов перераспределения квот или введение новых объектов на инвестиционные цели до момента, пока не будут реализованы уже начатые программы, нецелесообразно. Со своей стороны мы выражаем поддержку рыбному ведомству. Предлагаю обратиться к заместителю председателя правительства РФ с консолидированной позицией – не вводить дополнительные виды ВБР на инвестиционные цели в связи с отсутствием экономической обоснованности.
Далее Максим Козлов говорил о сдерживающих факторах развития рыбохозяйственного комплекса Сахалина ключевой отрасли реального сектора экономики (среди дальневосточных регионов мы занимаем второе место). За пять лет в отрасль инвестировано 57 миллиардов рублей. В нашей отрасли трудится порядка 10 тысяч человек (ни в одной другой сфере не работает столько жителей Сахалина). Последнее время государством предприняты значительные шаги для увеличения инвестиционной привлекательности отрасли, запущена программа инвестиционных квот, и наши предприятия активно в ней участвуют. Но эффективность реализации программ и условия развития рыбного хозяйства тщетны перед отношением к рыбаку контролирующих органов, которые работают сегодня на палочную систему. Количество проверок запредельно. А главное – негативное отношение к рыбаку как потенциальному нарушителю. Все проверки, простои, экспертизы, ветеринарные анализы, требования транспортной безопасности, бумажная волокита, выяснение обстоятельств промысла и разбирательства с приостановлением хозяйственной деятельности ложатся добавленной стоимостью на конечный продукт, на каждый килограмм рыбы, а значит – на корзину потребителя. Между тем наши предприятия законопослушны, социально ответственны, участвуют во множестве госпрограмм, дорожат собственным именем и брендом. В этой связи просим правительство РФ включить рыбный блок в систему низкоориентированных проверок, закрепив данное право в законе.
Итоги путины–2019
Далее с содокладом «Об итогах путины 2019 года и перспективах развития рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области» выступил исполняющий обязанности руководителя Агентства по рыболовству Сахалинской области Иван Радченко:
Итоги путины 2019 таковы. Прогнозировалось добыть 99,5 тысячи тонн тихоокеанских лососей, но по состоянию на первое ноября вылов тихоокеанских лососей в Сахалинской области составляет 75,5 тысячи тонн (76 % от общего прогнозируемого объема). При этом впервые за всю историю промысла в этом году вылов кеты превысил вылов горбуши.
В промысле тихоокеанских лососей участвовало 160 рыбодобывающих предприятий, для которых было определено 729 мест постановки ставных неводов.
Благодаря эффективной работе рыбоводных заводов, предприятия Курильского района (о. Итуруп) на сегодняшний день являются лидерами по вылову горбуши и кеты.
В Сахалинской области за счет государственных капиталовложений и частных инвестиций создана крупнейшая на Дальнем Востоке сеть лососевых рыбоводных заводов (всего 56 ЛРЗ).
Что касается обеспечения жителей области рыбой и рыбной продукцией, то Агентством по рыболовству Сахалинской области при поддержке ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области проводится работа с рыбодобывающими компаниями о поставках качественной рыбы на рынок области с минимальной наценкой. С начала года рыбопромышленными предприятиями области в розничную сеть было поставлено и реализовано 2400 тонн продукции из рыбы и морепродуктов, что на 500 тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основные поставщики тихоокеанских лососей населению в этом году: ЗАО «Курильский рыбак» (95 тонн), ООО «Оха» (31 тонна), ООО «Алаид» (29 тонн), ООО «Гранис» (25 тонн).
Проблемные вопросы
Иван Радченко осветил проблемные вопросы, возникшие в ходе путины этого года.
Так, Стратегия регулирования промысла, в соответствии с которой должен этот промысел проходить, в окончательном виде была представлена субъекту только 29 мая 2019 года, практически перед самым началом путины в отдельных промысловых зонах. Предприятиям рыбопромышленного комплекса в экстренном режиме приходилось оформлять разрешительные документы на добычу тихоокеанских лососей.
В Стратегии промысла на 2019 год для всех районов области, за исключением Курильских островов, заранее было определено количество проходных дней в целях снижения промысловой нагрузки на запасы горбуши. То есть без наличия достаточных обоснований, которые могут быть получены исходя из данных о фактических подходах и данных о заполнении нерестилищ, были определены проходные дни для горбуши и кеты, в том числе в местах, где отсутствуют естественные нерестилища и установление проходных дней не требуется.
Таким образом, принимаемая ежегодно Стратегия фактически позволяет науке отстраниться от выполнения работ по подготовке обоснованных рекомендаций, направленных на регулирование промысла.
Немало вопросов возникало и к подготовке научных рекомендаций в путину этого года. Абсолютно все рекомендации, которые готовил СахНИРО в текущем году, в обязательном порядке направлялись на согласование в Москву во ВНИРО. В результате для Комиссии невозможно было принимать своевременные оперативные решения, направленные на сохранение водных биологических ресурсов. Беспрецедентный случай возник в этом году при рассмотрении Комиссией вопроса о сроках начала добычи кеты в акватории, прилегающей к Ныйскому заливу. ФГБНУ «ВНИРО» трижды направило рекомендации по этому вопросу для рассмотрения Комиссией при отсутствии информации о фактических подходах и заполнении нерестилищ. Возникающие на заседаниях у членов Комиссии вопросы по указанным рекомендациям никто из представителей территориального управления Росрыболовства и подведомственных ему учреждений не смог прокомментировать, ссылаясь на непричастность к ним. Это подтверждает наше мнение о том, что СахНиро должен обладать всеми полномочиями по подготовке рекомендаций. Как это было всегда и как это и должно быть.
В связи с исключением из Правил рыболовства нормы по прилову горбуши и кеты (ранее допускался прилов в размере 49 %) Комиссия была вынуждена продлевать специализированный промысел горбуши, при ее депрессивном состоянии, тем самым нарушая принцип сохранения данного вида тихоокеанских лососей.
С большим запозданием в этом году был принят приказ Минсельхоза России, устанавливающий ограничения по длине ставных неводов, за которые выступали сами рыбаки Сахалинской области. Отграничения не смогли быть применены в текущем году, так как приказ вступил в силу за несколько дней до окончания основного промысла горбуши в Сахалинской области.
Неоднократно в этом году поднимался вопрос о заключении соглашения с Камчаткой по ограничению предприятий СевероКурильского района в объемах и сроках вылова тихоокеанских лососей. Но никаких законных и научных обоснований для подписания подобных соглашений между субъектами Российской Федерации не существует! Мы готовы к обсуждению данной проблемы, но наша позиция однозначно заключается в защите интересов рыбодобывающих предприятий Сахалинской области и недопущении ухудшения их положения в этом вопросе.
Любительское рыболовство
В этом году в Правилах рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна была закреплена норма о бесплатном вылове на удочку трех экземпляров горбуши в сутки на морских участках. Также большой популярностью пользуется любительский лов сетями по путевкам.
В связи со вступлением в силу изменений законодательства о рыболовстве и необходимостью переоформления договоров пользования рыболовным участком любительское рыболовство по путевкам с помощью сетей станет практически невозможно. Необходимо инициировать сохранение двух целей использования ранее предоставленных участков как для промышленного рыболовства, так и для организации любительского рыболовства.
Совместное решение проблем
Парламентские слушания продолжились обсуждением повышения эффективности добычи лососевых, научных исследований, создания нового паспорта Сахалинской области по нерестовым рекам и контроля за нерестовым фондом, проблем разведения лососевых в искусственных условиях, государственной помощи предприятиям, занимающихся воспроизведением рыбы.
Поскольку рыбная отрасль на Дальнем Востоке является не только огромным сегментом российской экономики, но и имеет большую социальную значимость для населения сотни людей зарабатывают на жизнь именно рыбным промыслом, отрасль требует самого пристального внимания государственной власти всех уровней. Законы, регулирующие отношения в этой сфере, вызывают большое количество споров. Но для всех участников слушаний очевидно, что вместе с рыбопромышленниками, заинтересованными ведомствами и депутатами Государственной думы должны быть найдены пути решения актуальных проблем, чтобы дальше развивать рыбодобывающие предприятия и рыбоводство на Дальнем Востоке.