Представьте себе, в вашей семье есть несколько коммерческих компаний, которые занимаются разными типами бизнеса. Есть весьма успешные, которые приносят серьёзные деньги. На эту прибыль вы покупаете жене шубы, себе – дорогие мужские побрякушки: машины, квартиры, ружья ручной работы и яхты. И есть бизнес убыточный, из-за вашей некомпетентности приносящий только убытки. А жена всё время пилит: «Продавай, продавай, баран такой, всем хорошо будет!» И вы, баран, продаёте бизнес прибыльный, причём по дешёвке. А убыточный оставляете себе.
В результате жена уходит. На вашей яхте катается «заклятый друг». А вы на вокзале бомжуете с такими же бывшими господами.
Бред? Конечно! Но именно по этому принципу поступает серое российское правительство во главе с любителем айфонов и великим эрудитом Дмитрием Медведевым. Оно продаёт бизнес успешный, оставляя на балансе только убытки. Только называют это не идиотизмом, а приватизацией.
«Астрономы» в Белом доме
Уж сколько раз твердили миру, что российский бюджет почти на 20% – настоящая «чёрная дыра». Там прячутся оборонка, безопасность, реальные расходы казны на слуг народа и прочее, прочее, прочее. Но и в открытой части финансового закона страны порой гуляет «чёрная материя». Например, «прогнозный план приватизации на 2020–2022 годы». То есть список крупных и не очень компаний, в которых, по мнению правительственных комбинаторов, «слишком велика» доля государства. Ну а если так, то, конечно, «резать всё к чёртовой матери, не дожидаясь перитонита» – помните эту знаменитую фразу из «Покровских ворот»?
Причём подчёркивается, что распродают это не для пополнения бюджета, он профицитный, а для некоего «повышения прозрачности и качества корпоративного управления, привлечения финансовых ресурсов в компании для реализации их инвестиционных программ». Последняя фраза принадлежит человеку, похожему на провинциального парикмахера, но по недоразумению – министру того, чего нет, – экономического развития.
В открытых источниках говорят о приватизации «Транснефти», «РЖД», «Аэрофлота», «Россетей», «Русгидро», «Совкомфлота», «Ростелекома» и «Объединённой зерновой компании». Во всяком случае, именно эти гиганты значились в приложении к бюджету, который занесли в Госдуму. Правда, позже заявили, что с «Русгидро», «Россетями» и «Транснефтью» чуток поспешили. Но факт остаётся фактом, поползновения активно идут.
Сколько денег за этих попросят, пока неизвестно. Но за остальной пакет правительство, точнее Минфин, планирует разбогатеть на (барабанная дробь!) 18, млрд наших набиуллинских рублей. Меньше одного процента от всех доходов этих компаний за три года! Чувствуете размах Орешкина?! Калибр личностей?! Силуановский натиск?!
Сколько вешать в граммах?
Нет, конечно, 18 млрд – тоже, как бы это помягче сказать, некоторая сумма. Но в сравнении…
Чистая прибыль, например, пока ещё государственной «Транснефти» за прошлый, 2018 год – 224, 3 млрд рублей. 224 миллиарда! 77 млрд «Транснефть» заплатила в виде дивидендов родному государству, которому принадлежит 78% компании.
Практически у каждой из перечисленных на заклание приватизации компаний эти отчисления прыгают в десятках миллиардов рублей ежегодно. Другой вопрос, что доить их можно куда серьёзней. Минфин потихоньку пытается добиться, чтобы эти «государственные акционерные общества» направляли на выплаты дивидендов 50% от своей прибыли по МСФО. Получается не очень. Неведомы в развитом капиталистическом мире зверушки – «АО с государственным участием» стараются увильнуть от почётной обязанности платить долги родине-учредителю.
Но, похоже, это и не главная цель для финансовых ковбоев Орешкина и Силуанова. Люди, казалось бы, обученные считать профессионально и правильно, лажают с этими дивидендами нещадно. Например, закладывают в бюджет значительно большие цифры, чем реально смогут получить.
Недавно Счётная палата подготовила разгромное заключение на проект федерального бюджета 2020–2022 годов. По мнению аудиторов Счётной палаты, караси из Минфина записали в актив на 300 млрд больше, чем смогут получить в виде дивидендов по акциям, принадлежащим РФ.
Может быть, ошиблись, неправильно посчитали. А может, это мина замедленного действия и в один прекрасный день финансовый псевдогений Силуанов скажет ВВП: «Недоплачивают в бюджет, паршивцы! Надо их прихватизировать и обстричь Орешкину, иначе, Владимир Владимирович, нам нацпроектов не видать!» И вопрос будет закрыт. По дешёвке. Навсегда. Прибыльные компании, зачастую полностью принадлежащие государству Российскому, уйдут в частные и неизвестные руки. В этом и цель прикомандированных к правительству серых личностей. Вот что говорит доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник экономического факультета МГУ Андрей Колганов:
– Государство наше не хочет и, увы, не умеет управлять своими активами. Даже специально созданными государственными холдингами, которые раздувают издержки, разбазаривают бюджетные средства…
Но и переход в частные руки повысит эффективность управления только с точки зрения кармана нового собственника. А он может наполняться разными путями, в том числе и путём полного разрушения бизнеса, что мы неоднократно наблюдали в процессе приватизации. Сейчас, конечно, такие случаи уже не типичны, но эксплуатация на износ при пренебрежении экологическими нормами – весьма частое явление.
Государство может повысить эффективность управления без приватизации – но для этого надо менять весь стиль работы государственного аппарата с точки зрения повышения уровня его ответственности и изменения критерия подбора должностных лиц с точки зрения их профессионализма, а не клановой спайки, – резюмирует г-н Колганов.
То есть правительство Орешкина – Силуанова расписывается в собственной некомпетентности и неумении наладить работу даже в одной компании. Поэтому её надо продать. С лицами блаженных они делают вид, что хорошо и правильно решают проблемы даже не компании, а целой страны! Можно и её продать?
Аргумент доктора наук Андрея Колганова
– ЗАПАДНЫЕ инвесторы будут вкладывать серьёзные средства только в активно развивающуюся экономику, потому что только в такой экономике можно рассчитывать на рост рынка и серьёзные прибыли. Или же им надо предоставлять очень лакомые куски. Западные инвесторы понимают, что когда у нас огромные ресурсы – и в руках государства, и в руках банков, и у населения – не вкладываются в экономику, это свидетельство нездоровой ситуации. И если наши власти в такой ситуации их зазывают, то надо требовать себе исключительные условия.
Наш интерес в западных инвестициях мог бы состоять в привлечении к нам современных технологий. Но в нынешней обстановке санкционного давления особо рассчитывать на это не приходится. Кроме того, привлекать западные технологии имеет смысл, если при их помощи развивать свои, как это делает, например, Китай, да и не только он. А мы в собственное технологическое развитие не вкладываемся, несмотря на двадцатилетнюю словесную трескотню вокруг этого. Отдельные примеры, о которых говорят с экрана ТВ, есть, но, к сожалению, в масштабах национальной экономики они погоды не делают. Статистика никакого заметного роста инновационной активности наших предприятий за эти двадцать лет не демонстрирует. А вечно сидеть на покупке западного вчерашнего дня – загонять себя в вечное отставание без шансов выбраться оттуда.
Раз копейка, два копейка…
Ещё одна тема, связанная с приватизацией, о которой не любят говорить в правительственных кабинетах, – это куда уходит ежегодный доход, который государство стрижёт со своих акционерных «овец»? Даже по очень примерным оценкам, несколько сотен миллиардов рублей они приносят. Если продадут даже за триллион, который немедленно засунут в какой-нибудь фонд чьего-то благосостояния, то доход бюджета в последующие годы будет неминуемо падать. Потому что далеко не факт, что новые – уже частные – владельцы будут отстёгивать больше налогов, чем «госАО» платят сегодня в виде дивидендов. Совсем не факт. Следовательно, вновь придётся идти на панель «мирового империализьма» и продавать Родину по кусочкам. Родину, которой становится всё меньше…
– В общественном сознании и часто в СМИ принято называть государственными все компании с госучастием. Но акционерное общество – уже по определению частная компания, работающая по законам рынка. Звучит смешно, когда федеральный министр призывает «государственную» корпорацию «Газпром» направлять на дивиденды чуть большую долю прибыли. Такие решения принимаются частными лицами – советом директоров. Если государство имеет контрольный пакет акций компании – оно может формировать большинство в совете своими людьми. И то, что такие люди не принимают решений в пользу госбюджета, говорит лишь о том, что эти лица сознательно посажены в руководство крупнейших компаний, чтобы распределять прибыль мимо бюджета. Другое дело – унитарные предприятия. Их имущество является государственными активами. И закон обязывает ФГУПы направлять в бюджет не менее 50% своей прибыли, – говорит кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, старший научный сотрудник Института экономики РАН Олег Комолов.
ФГУПы, кстати, тоже планируют распродать. Вот интересно, кто купит, например, Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина? Или Центр Келдыша? Почему-то даже сомнений не вызывает, что будут отнюдь не отечественные патриоты с толстыми бумажниками. Скорее всего, какая-нибудь офшорная Limited.
Какое-то маниакальное, патологическое стремление нашего правительства пусть по дешёвке, пусть задарма, но раздать все государственные активы, особенно приносящие неплохую прибыль, в частные руки всё отчётливее вызывает подозрение в измене Родине. Уж больно навязчива эта идея, что «частник лучший управленец, чем государство». Со стороны выглядит как возврат преступных залоговых аукционов 1990‑х, после которых слово «приватизация» однозначно ассоциируется с воровством.
Кстати, те аукционы даже по действующему тогда законодательству были мошенническими, но на их фоне ушли в тень некоторые щекотливые моменты других сделок по перераспределению собственности.
В 1996 году, когда Александра Лебедя ненадолго вознесли до уровня секретаря Совета безопасности, по его инициативе при Совбезе была создана сводная оперативная группа, которой было поручено выявить источники финансовых ресурсов, использованных при приватизации промышленных предприятий. Особенно в оборонке. Кадры были ещё старые советские, и, как рассказывают знающие люди, через месяц Лебедю доложили предварительные результаты.
Некоторая часть этих ресурсов была вполне законного в те годы происхождения (аферы с ваучерами, отстиранные деньги наркобаронов, «наследство бабушки из Мариуполя»). Приличный пласт занимали средства из воровских общаков. В основном их применяли для покупки производств быстро оборачиваемых товаров, например, пищевой промышленности. А вот третья очень серьёзная часть средств шла, как сейчас принято говорить, от «стратегических инвесторов» из-за океана.
Происхождение денег не афишировалось, да и не проверялось. Просто приходил человек в пиджаке и галстуке к директору хорошего современного завода и вываливал на стол из чемодана зелёные бумажки. Если директор был несговорчивый, то подключали либо профильное министерство, либо горячий утюг. Видимо, по ситуации. Затем все бумаги подписывались официально, и некий Вася Пупкин, которого до этого момента никто не знал, становился владельцем «заводов, газет, пароходов». А в дирекции появлялась команда молодых и лощёных чуваков с дипломами заокеанского или европейского разлива. Через несколько лет заводик хирел, горел, продавал на металлолом оборудование, банкротился и исчезал. А номенклатуру его изделий замещал дорогой заокеанский или европейский производитель.
Но Лебедя сняли, группу расформировали, доклады уничтожили. Кому из ныне уважаемых людей захочется вспоминать про «бабушку из Мариуполя» или «дядю Джона из Техаса», которые от широты душевной подарили тогда красному директору пару-тройку сотен миллионов долларов под липовый договор? Да и про договор, который лежит где-то в сейфе на Манхэттене, лучше никому не говорить. Так что никакой ты не член банды «Форбс», а просто очень дорогой зицпредседатель Фунт, который «всегда сидел». И не надо конспирологии – это просто бизнес, детка…
Аргумент экономиста Олега Комолова
– УЖЕ не первый год в России педалируется миф об огосударствлении экономики. С подачи антинаучных заявлений ФАС, каждый второй «эксперт» повторяет глупости про 70% ВВП, который создаётся государством. А иногда это превращается в совсем уже бредовое утверждение, будто бы 70% собственности в стране принадлежит государству. Но нет, всё наоборот. По данным Credit Suisse, в нашей стране почти 70% богатств находятся в собственности 1% населения – крупнейших капиталистов, которые успешно отняли и поделили общественную собственность. При этом доля государственной собственности в экономике РФ составляет лишь 22% и продолжает сокращаться все последние двадцать лет.
А то, что ещё осталось в собственности государства, не служит общественным интересам. Достаточно отметить, что доля доходов федерального бюджета от управления государственным имуществом составляет менее 5%. То есть фактически участие государства в экономике сегодня сводится к тому, чтобы прикрывать интересы частных собственников и проводить в жизнь главный лозунг неолиберализма: приватизация доходов и национализация убытков.
Чубайс «умер», но дело его живёт
В те годы идеологом приватизаций был, конечно, Чубайс. Человек, ратующий за дикий рынок, но всегда работавший в госструктурах. Это он практически везде, особенно в Росимуществе, был окружён американскими советниками. Если на 1990 год в РСФСР работало порядка 30 тыс. промышленных предприятий, то после «реформ» Анатолия Борисовича по искоренению социализма через приватизацию их стало в шесть раз меньше. Сегодня его духовные детки Орешкин с Силуановым, тоже не имеющие в биографии капиталистического родимого пятна, намерены добить остатки.
Самое интересное – где и при каких обстоятельствах Силуанов заявил о «подготовке более амбициозной программы приватизации»? В США, где ещё! После встречи с так называемыми иностранными инвесторами, которые спят и видят поучаствовать, как в 1990-е, в приватизационных процессах.
Насколько можно понять из крайне скупых российских сообщений о визите первого вице-премьера России в логово нашего американского друга, Силуанова как мальчишку отчитали за «скромные темпы приватизации» и поставили задачу не затягивать с воплощением «амбициозной» программы в жизнь. Простой вопрос – почему некоторые русские люди стали презирать свою страну и свой народ? Или они стыдятся своей крови? Своих родителей? Своего президента?
По данным «Аргументов недели», первыми на заклание готовят «Совкомфлот» и госдолю в «Объединённой зерновой компании». Особой изменой Родине выглядит приватизация американцами нашей «Зерновой компании» с её элеваторами и портовыми сооружениями для перегрузки зерна. И это на фоне изменения климата в Европе и США, когда Россия становится единственной страной в мире, имеющей перспективы увеличивать урожаи ежегодно! Силуанов отдаёт американцам основу нашего продовольствия – ХЛЕБ! Отдаёт и «Совкомфлот», чтобы даже увозили наш хлеб на судах, ставших чужими! Силуанов – на кого работаешь, министр...! Депутаты и сенаторы – как вы терпите и молчите? Чем вам заткнули рты?
– На мой взгляд, приватизация стратегических объектов – прямая угроза национальной безопасности. «Совкомфлот» – лишь одно из частных событий на этом пути. Например, Мурманский морской торговый порт был приватизирован давно. А в войну он выполнял роль ключевого транспортного узла между СССР и союзниками. Как можно отдавать такие объекты в частные руки?
Да, наше государство год от года демонстрирует огромную некомпетентность в управлении активами. Но многим ли лучше частник? Всем памятна авария на приватизированной Саяно-Шушенской ГЭС. Она стала следствием экономии на обслуживании оборудования, что позволяло долгие годы обогащать инвесторов, – поясняет Комолов.
Как стало известно «АН», в правительстве готовится некий законопроект, который снимет большинство ограничений для иностранных компаний для участия в приватизации оставшейся госсобственности. Соус, под которым его будут подавать на стол, – оживление иностранных инвестиций и, следовательно, российской экономики. Что, конечно, абсолютная ложь.
Буквально на днях 4%-ный пакет акций «Газпрома» ушёл в абсолютно неизвестные руки за 188 млрд рублей. При этом профицит российского бюджета в прошлом году – 2 741, 4 млрд рублей, или 2, 6% ВВП. В этом будет не меньше. А правительство Медведева распродаёт «национальное достояние» и клянчит иностранные бабки под обещание отдать лакомые куски собственности.
Один из клинических признаков шизофрении – это голоса в голове больного. Они требуют – больной делает. Он не отдаёт отчёта, плохо это или хорошо. Он просто выполняет приказ чужого голоса в своей голове. Такой пациент может убить другого или себя. Смирительная рубашка и галоперидол – вот спасение.
Унизительно просить деньги под проценты при полном кошельке своих – это приказ чужого голоса. Отдавать вредному соседу личную курицу, которая несёт золотые яйца, – это приказ чужого голоса. Объяснять всё это умными словами, которые не имеют никакого отношения к реальности, – это либо болезнь, либо величайшие цинизм и ненависть к своей стране и своему народу. Нужен или галоперидол, или длительный тюремный срок. Нужна полная изоляция от власти и возможности принятия решений.
Уважаемые В.В. Путин и Д.А. Медведев! Ваши родители были хорошими советскими людьми. Они учили вас вместе с учителями в школе и преподавателями в университете любить Родину и защищать её от негодяев и подонков. Что случилось? Почему вы не замечаете жуликов, отдающих страну на растерзание другим жуликам? Проснитесь!