«Официальная» дата начала Рождественского поста 2019 года – 28 ноября, однако православные христиане начали поститься уже сегодня, так как среда считается постным днем (в знак скорби о предательстве Иуды). Последний непостный день или «заговенье» был, увы, вчера.
Рождественский пост – второй по значимости для христиан и менее строгий, чем Великий (в преддверии Пасхи). В Рождественском посте тоже 40 дней, он продлится с 28 ноября 2019 года по 6 января 2020 года.
Четыредесятницу православные соблюдают для того, чтобы подготовиться к одному из важнейших двунадесятых праздников – Рождеству Христову. Строгие правила поста предполагают отказ от пищи животного происхождения: мяса, сыра, молока, яиц, сливочного масла, а иногда и рыбы. Однако священники говорят, что пост заключается не только в соблюдении фактически веганской диеты, ведь мясо можно заменить не менее вкусными морепродуктами, десерты – фруктами и медом; главный смысл ограничений – борьба со страстями и пороками. Чревоугодием, жадностью, корыстолюбием, ленью, злобой, похотью, завистью и далее по списку.
«Те, кто в пост воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются дьяволу, который ничего не ест, но не перестает грешить». Святитель Василий Великий
Традиции соблюдения Рождественского поста положено начало еще в первых веках христианства. Правда, тогда верующие постились всего семь дней. И только в Средние века – на соборе в 1166 г., Константинопольский патриарх, который тогда считался главным иерархом ортодоксальных христиан, при поддержке императора Византии постановил проводить в посте и молитвах 40 дней.
На Руси строго соблюдались все церковные обычаи. Жизнь человека средневековья была окружена обрядами – отмечалась не дата рождения, а дата крещения, первого причастия. Люди в Средневековье, похоже, не слишком ценили жизнь земную и не сильно о ней заботились: историкам известны случаи смертей, происходивших буквально «по глупости». Например, беременная жена французского короля Филиппа III умерла, упав с лошади, ведь об опасности конной прогулки для сильно беременной женщины никто не задумывался. Таких примеров множество, средневековый человек знал, что ему отпущено совсем немного времени (не будем забывать про чуму, войны, неурожаи, приводившие к голоду). Возможно, поэтому люди демонстрировали такое ревностное отношение к церковному уставу и заповедям, исполнение которых обещает жизнь вечную.
Посты ревностно соблюдали и русские государи
Пожалуй, самым известным в области благочестия является Алексей Михайлович. Царь и в обычные дни не злоупотреблял положенными ему изысканными кушаньями, а в соблюдении постов и вовсе был примером для всего государства. Его современник писал:
«В Великий и Успенский посты готовятся яства: капуста сырая и гретая, грузди, рыжики соленые – сырые и гретые, и ягодные яства, без масла – кроме дня Благовещения. И ест царь в те посты, в воскресенье, во вторник, в четверг, в субботу один раз в день, а пьет квас; в понедельник, и в среду, и в пятницу во все посты не ест и не пьет ничего, кроме своих и царицыных, и царевичевых, и царевниных именин».
Правда, от своих подданных Алексей Михайлович требовал такого же рвения: он издавал специальные указы, которые предписывали «дьякам, подьячим, боярским детям и всякого чина людям» говеть как на Страстной неделе, так и в Рождественский пост. С началом поста рекомендовалось ходить каждый день в церковь, а списки не постившихся присылались в Монастырский приказ.
Прорубив окно в Европу, Петр I привез в Россию западноевропейский уклад жизни: знать распробовала заморские яства, прониклась духом немецкого протестантизма (кстати, после Реформации в Европе стали меньше уделять внимания даже Рождественскому посту) и приучалась к светской жизни при дворе. С притоком иностранцев на Руси стали появляться храмы других конфессий, религиозная жизнь становилась все более разнообразной. Однако устоявшиеся традиции церковных обрядов продолжали соблюдаться неукоснительно, что удивляло иностранцев. Крестьяне, например, в постный день могли не продать иноземным приезжим «туристам» яиц или молока.
Во время поста было принято совершать паломничества в монастыри. Царские особы в дни постов выезжали «на богомолье» в самые известные монастыри, например, в Троице – Сергиевскую Лавру. Правда, такие поездки можно интерпретировать также как публичную демонстрацию могущества и богатства царской власти: походы на богомолье обставлялись довольно пышно, в них участвовала свита, военные отряды. Известно, что Екатерина II отличалась почитанием народного обычая «хождения к Троице из Москвы пешком». Императрица придумала интересный способ воплощения этого обычая. Она доходила до заранее намеченного места, садилась в экипаж и возвращалась в Москву, а на следующий день начинала поход в монастырь уже с того места, докуда она дошла накануне. И так несколько раз.
Известно множество легенд, которые красноречиво описывают «рациональную религиозность» государыни.
Однажды во время Рождественского поста великий русский полководец Александр Васильевич Суворов был приглашен во дворец императрицы Екатерины II. За обедом он оживленно беседовал с другими гостями, но не прикасался ни к одному блюду. Заметив это, Екатерина спросила его о причине такого поведения.– Он у нас, матушка-государыня, великий постник, – ответил за Суворова князь Потемкин, – ведь сегодня Сочельник, он до звезды есть не будет.Императрица подозвала пажа, пошептала ему что-то на ухо. Паж ушел и через минуту возвратился с небольшим футляром, в котором находилась бриллиантовая орденская звезда. Императрица вручила орден Суворову, прибавив, что теперь-то он сможет разделить с ней трапезу.
Русские люди вплоть до XX века по большей части старались соблюдать посты, соизмеряя степень воздержания со своими силами и достатком. В пост русская трапеза состояла (помимо ржаного хлеба) из рыбы, овсяного толокна, пшенной и гречневой крупы, капусты, свеклы, грибов, гороха, редьки и многих других овощей. В соблюдении постов выражалась истинная причастность человека к религии.
Сегодня есть мнение, что многие люди в России просто не могут позволить себе поститься, так как рыба, морепродукты, фрукты и овощи обходятся семейному бюджету куда дороже, чем привычное меню. В таких случаях по решению священника пищевые ограничения могут заменяться на какие-либо другие.
Для тех, кто готов участвовать в Рождественском посте, мы публикуем рецепт постного и очень полезного блюда. Рецепт взят из книги Таисии Левкиной "Православный пост. Традиции. Кулинарные рецепты, советы".
Салат из сельдерея с яблоками
- 6 черешков сельдерея
- 3 красных яблока
- 2 ст. ложки лимонного сока
- 100 г ядер кедровых или грецких орехов
- 1 ст. ложка измельченной зелени сельдерея
- 1 зубчик чеснока
- 2 ст. ложки яблочного уксуса
- 3 ст. ложки подсолнечного масла
- черный перец молотый, соль
- Очистить чеснок, растолочь. Черешки сельдерея очистить от кожицы, вымыть и нарезать мелкими кусочками.
- Яблоки разрезать на 4 части, очистить от семенных коробочек, порезать тонкими дольками. Положить их в миску и сбрызнуть лимонным соком, чтобы не потемнели.
- Для заправки в миске смешать яблочный уксус с чесноком, солью и молотым перцем, добавлять масло (по 1 ч. ложке) и тщательно размешивать до однородной массы.
- Выложить сельдерей, яблоки и ядра орехов в салатник (грецкие орехи предварительно размельчить). При подаче салат полить заправкой, слегка перемешать и украсить измельченной зеленью сельдерея.
Мария КАПУСТИНА