Новости о том, что иркутский ипподром (ОАО «Иркутская заводская конюшня с ипподромом») в декабре будет выставлен на аукцион, встречены ожидаемым общественным возмущением. Созданная активистами петиция в адрес президента России Владимира Путина — с просьбой вмешаться в ситуацию — за короткое время набрала несколько тысяч подписей, сбор которых продолжается. История с передачей находящегося в госсобственности ипподрома в частные руки длится с 2016 года. Тогда продажу с помощью администрации Иркутска удалось приостановить, но не отменить. Все это время мэрия пытается отстоять предприятие, ведя длительную переписку с федеральными органами власти.
Крик души защитников
О том, что иркутский ипподром выставили на торги, стало известно неделю назад. Журналисты обратили внимание на объявление на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов. Извещение гласило, что Российский аукционный дом выставляет на продажу 100% акций ОАО «Иркутская заводская конюшня с ипподромом», размер уставного капитала которого оценен в 1,225 млрд рублей. Торги назначены на 19 декабря 2019 года, стартовая стоимость пакета акций оценена в 117 млн рублей.
Сообщение практически моментально было растиражировано в СМИ и социальных сетях, породив бурную общественную реакцию. Шутка ли — ипподром входит в число старейших подобных предприятий Сибири, практически беспрерывно работает в этом качестве на протяжении последних 119 лет, один из символов Иркутска. К тому же это единственное предприятие, занимающееся племенным коневодством по испытаниям лошадей рысистых и верховых пород. Ежегодно на Иркутском ипподроме испытывается более 100 голов лошадей, проходят самые масштабные, социально-значимые и зрелищные спортивные мероприятия. Наездники и спортсмены Иркутского ипподрома активно принимают участие в общероссийских соревнованиях высокого уровня и занимают призовые места. Немаловажно и то, что на регулярной основе здесь занимаются конным спортом около 500 детей, в том числе проходят реабилитацию дети-инвалиды.
Практически сразу же после того, как была выловлена информация о торгах, была создана петиция, адресованная президенту России Владимиру Путину с просьбой сохранить ипподром. Обращение за считанные дни собрало свыше 4 тысяч подписей, сбор которых продолжается дальше. Жители Иркутска предполагают, что территория ипподрома площадью 23 гектара, находящаяся в городской черте, станет площадкой для банальной многоквартирной застройки. Интерес потенциальных покупателей также может быть связан с тем, что предприятию принадлежат еще и десятки гектаров дорогостоящей земли вдоль Байкальского тракта.
В обращении президенту говорится: «Сложившиеся обстоятельства заставляют нас — коневладельцев, заводчиков, спортсменов, любителей конного спорта и просто неравнодушных людей — обратиться к Вам с просьбой помочь сохранить Иркутский ипподром. На сегодняшний день он по-прежнему сохраняет за собой роль главной и важнейшей соревновательной площадки для спортсменов Приангарья. Для зрителей и самых маленьких и юных спортсменов ипподром остается единственным общедоступным и недорогим способом приобщения к искусству верховой езды, т.к. находится в центре города, другой альтернативы просто нет. Большая часть иркутских конных клубов базируются на ипподроме, поддерживая его имидж социально и исторически значимого объекта.
Московские чиновники, совместно с темными московскими компаниями планируют завершить длящуюся уже несколько лет операцию по отъему земли Иркутского ипподрома и переводу за бесценок из государственной собственности в частную. Цель рейдерского захвата неизвестна: то ли обогатиться на продаже участка, то ли понастроить домов. Известно одно — ипподрома в Иркутске может не стать уже в ближайшее время…».
Три года борьбы
Любопытно, что три года назад в Иркутске поднималась точно такая же волна общественного недовольства, писались аналогичные обращения к президенту и торги по продаже ипподрома назначались также на 19 декабря. Авторы новой петиции упоминают о тех событиях: «Общими усилиями в декабре 2016 года мы добились, чтобы Иркутский ипподром исключили из плана приватизации 2014-2016 гг. Была проделана огромная работа, совместно с инвесторами, которые готовы реконструировать и восстановить ипподром, разработан проект по реконструкции ОАО «Иркутская заводская конюшня с ипподромом» и вышли с предложением в Росимущество о проведении инвестиционного конкурса, не меняя профиль предприятия, но предложение было отклонено».
За подробностями мы обратились в администрацию города Иркутска, где, как выяснилось, активно противостоят предприятия от передачи в частные руки все эти три года. Вот что, в частности, узнал корреспондент «АН».
История с продажей ипподрома началась с процедуры банкротства предприятия. В 2016 году представители мэрии указывали, что эта процедура носит признаки преднамеренного банкротства. По этому поводу направлялись обращения в прокуратуру и следственный комитет. Дело в том, что инициировавшее судебный процесс по банкротству московское ЗАО «Иннова Инвест Групп» было учреждено братом бывшего генерального директора ипподрома, уволившегося незадолго до начала процесса. При этом долг перед «Иннова Инвест Групп» у иркутского ипподрома возник после заключения договора займа, по которому предыдущее руководство ипподрома не стало платить.
Для спасения предприятия один из МУПов Иркутска погасил часть долгов, чтобы администрация города смогла вступить в процедуру банкротства в качестве кредитора и перевести часть предприятия в муниципальную собственность. «Ипподром у нас чуть не увели. Мы делаем все возможное, чтобы его спасти. Считаю, что ипподром должен быть на балансе муниципалитета. На базе ипподрома с привлечением компетентных структур нужно создавать конноспортивную школу федерального уровня. Еще надо создавать инфраструктуру, ипподром должен стать местом, объединяющим горожан, их любимым местом», — комментировал мэр Иркутска Дмитрий Бердников в декабре 2016 года.
Однако кредиторы не успокоились, продолжив судебные тяжбы и требуя признать ипподром банкротом. В результате решением Арбитражного суда Иркутской области в апреле прошлого года предприятие было признано банкротом. В августе администрацией Иркутска было направлено обращение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с просьбой рассмотреть предложение администрации города о передаче пакета акций ОАО «Иркутская заводская конюшня с ипподромом» в собственность города. На это в Росимуществе ответили, что позиция агентства остается прежней — не допустить банкротства. При этом решение о передаче ипподрома в собственность муниципалитету — компетенция президента РФ.
Год назад мэром города было направлено обращение на имя заместителя министра экономического развития Российской Федерации — руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом Дмитрию Пристанкову с просьбой обеспечить уменьшение продаваемого пакета акций ОАО «ИЗК с ипподромом» со 100% до 20%. Высокопоставленный чиновник в ответ обнадежил. С одной стороны — ипподром по-прежнему был включен в программу приватизации, согласованную со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. С другой — прорабатывается вопрос, что новому владельцу он будет продан только в соответствии с инвестиционными условиями, предусматривающими сохранение профиля, штатную численность, функционирование спортивных школ и так далее. «Соответствующая дорожная карта необходимых мероприятий находится в стадии разработки», — сообщалось в ответе на письмо мэра.
Впрочем, уже в этом году стало ясно, что никакой «дорожной карты» в итоге не появилось, ипподром готовится к продаже без каких-либо инвестиционных условий. 29 июля 2019 года мэром Иркутска было направлено обращение председателю правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву с просьбой оказать содействие в разрешении вопроса о недопущении проведения торгов по продаже акций общества и его приватизации.
Все вышеперечисленные обращения не принесли ожидаемых результатов, и на данный момент решить вопрос с сохранением конного спорта на базе ОАО «ИЗК с ипподромом» так и не удалось.
Пока ситуация выглядит следующим образом — государство реализует имеющееся у него право продавать непрофильное предприятие в частные руки. Даже несмотря на все обращения к нему местных органов власти и общественности. И, судя по всему, если аукцион состоится, то покупатель распорядится этим имуществом по своему усмотрению. Скорее всего, попытается извлечь из него максимум прибыли. Самый легкий путь — застроить недвижимостью привлекательные земельные участки. Куда денутся при этом лошадки, конюшни, спортсмены и дети — новых собственников беспокоить не будет.
Крупнейшая в регионе конноспортивная площадка существует непрерывно с 1900 года. Ипподром не исчез ни после революции, ни во время советской власти, ни в результате лихих «девяностых». Зато сейчас над ним нависает реальная за все 119 лет угроза. Что это, неужели обратная сторона «стабильности», о которой так любят говорить на федеральных телеканалах?