> A-Ha: знамениты, богаты, свободны - Аргументы Недели

//Общество 13+

A-Ha: знамениты, богаты, свободны

№  () от 26 ноября 2019 [«Аргументы Недели », Николай СОЛДАТЕНКОВ ]

На минувшей неделе к нам (в который раз) приезжала с концертами группа «А‑Хa» (А-НА), самый известный – и пока единственный – поп-коллектив из Норвегии. 20 ноября они дали концерт в Ледовом дворце Санкт-Петербурга, а 22 ноября – в столичном «Крокус Сити Холле».

Пора валить!

Что до недавнего времени мир знал об этой стране? Немного: ну, фьорды, ну, викинги. А теперь все знают ещё и этих трёх парней. Точнее, парнями они были когда-то давно, в начале 80-х, когда неожиданно для самих себя оказались в одной обойме с мировыми звёздами уровня Майкла Джексона. Потом они превратились в мужчин, а сегодня того и гляди перейдут в разряд дедушек. Но их солист Мортен Харкет по-прежнему поёт фальцетом (в версии не поклонников – голосом кастрата) про то, как он плачет под дождём, как просит девушку вернуться, какими чудесными были ночи с ней, и прочую чепуху, от которой таяли когда-то и тают сейчас юные и не очень поклонницы «норвегов».

Гитарист и автор самых известных песен «А-Хи» (или «Ухи» – имя, данное группе отечественными шутниками) Пол Воктор и клавишник Магне Фурухолмен познакомились с Мортеном Харкетом в 1982 году. Все они уже играли где-то с кем-то, выступали с концертами, пытались пристроить свои записи, но безуспешно – это ж Норвегия, маленькая страна: леса, снега и холоднющее море. А хотелось-то быть как британские «Битлз», как американские «Дорз».

И какая мысль рождается первой в головах у двадцатилетних в такой ситуации? Правильно, простая: пора валить! Они направились в самый центр поп-культуры – Лондон, но, разумеется, оказались там никому не нужны. Бестолково потратив все свои «заначки», парни вернулись на родину, но уже в ранге людей, «знающих, как надо делать». Поэтому помогать им теперь захотели многие местные: аранжировщики, продюсеры, музыканты, художники, операторы. После разных перезаписей, улучшений и горячих споров A-Ha выпустила альбом, отдельно – сингл, то есть самую удачную песню, «Возьми меня», и видеоклип к ней. Успех (а ребятам – по двадцать с небольшим) был оглушительным не только в Европе и США, но и во всём мире, включая Южную Америку. В принципе оно и понятно: музыка – для танцев по тогдашней моде, певец – красавчик с разворота подросткового журнала, темы про любовь до гроба. Ну и пели они не на своём тарабарском, а на английском.

Потом был второй альбом, третий, четвёртый, которые продавались всё лучше и лучше. За эти четыре года «А-Ха» объездила весь мир, записала песню к фильму о Джеймсе Бонде, став первой не британской и не американской группой, которая отметилась своей музыкой в бондиане, дала сотню интервью, снялась в десятках телепрограмм, певец попробовал себя в кино, клавишник начал рисовать. Но ничего не бывает вечным: сменилось поколение, а за ним и мода на музыку.Поэтому очередной альбом уже не продавался так быстро, как это было раньше. На фестивале «Рок в Рио» в столице Бразилии на концерт «A‑Хa» пришли 186 тысяч человек, а на выступления Джорджа Майкла, Принца и «Ганз Н’Роузис» по 60 тысяч, но съёмочная группа Эм-ти-ви взяла интервью у всех, кроме норвежцев. Парни недоумевали, не на публику возмущались, не понимая главного – их приличный внешний вид и романтические песни уже немодны, а потому и журналистам неинтересны. Журналисты рассказывали про сексуальные приключения Принца, снимали запои Слэша из «ГН’Р», а тут какие-то «сопли в сахаре»... Через какое-то время, не найдя понимания у студий звукозаписи и рассорившись друг с другом, музыканты решили немного отдохнуть от шоу-бизнеса: каждый занялся собой, своей семьёй и личными планами.

 

Долгие проводы

Прошло пять лет, снова сменилась мода, заностальгировали поклонники, которые за это время успели обзавестись семьями и детьми, и «А-Ха» стала опять всем нужна. И опять – пластинки, видеоклипы и гастроли на долгие десять лет. После чего музыканты объявили: группа прекращает своё существование. Прощальный тур не обошёлся без истерик, ажиотажа с билетами, дополнительных тиражей пластинок и заключительной пресс-конференции о том, чем каждый из участников будет теперь заниматься.

Это было в 2010 году, а в 2015‑м норвежцы сообщили, что на два следующих года они снова в строю. Но прошло уже четыре, а их гастрольный график расписан до осени следующего года. Пока до осени.

И в самом деле, почему бы не дарить людям радость, если это и тебе приносит удовольствие и доход? Ведь только один якобы «прощальный» тур принёс группе прибыль в 90 млн долларов. А всего от продажи 60 млн альбомов и 20 млн синглов группы только Мортен Харкет заработал 60 млн долларов. Кстати, несмотря на пресловутый голос кастрата (а в обычной жизни он звучит вполне себе по-мужски), Мортен (60 лет) в женщинах не отказывал себе никогда. Первой его подружкой считается модель-англичанка, которая снялась в первом клипе группы «Возьми меня».

Продружив год с норвежцем, она перешла к американцу Билли Айдолу. Потом Харкет год «обрабатывал» (параллельно встречаясь с темнокожей певицей из группы Дэвида Боуи и американской актрисой) бывшую возлюбленную солиста группы «Европа» – шведскую актрису, женился на ней, стал отцом двух мальчиков (которым сейчас 30 и 28 лет) и девочки (26), а через 9 лет развёлся. После непродолжительного романа с вокалисткой группы «Аква» пять лет жил в гражданском браке с норвежской лыжницей, подарившей ему дочь (16 лет), а после – в очередном гражданском браке – стал папой ещё одной девочки (11 лет). В данный момент Мортен живёт один.

Его коллега Пол Воктор (58 лет) до недавнего времени был женат на композиторше-американке, с которой растил сына с мудрёным именем Истинный Август, но всё же развёлся. Пианист Магне Фурухолмен (56) двенадцать лет «гулял» с норвежкой, потом 27 лет жил с ней в браке и растил мальчиков (29 и 26 лет), чтобы в итоге разъехаться. Так что концерты в России давали не только музыканты, а ещё и завидные женихи...



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте