Аргументы Недели → Общество № 46(690) от 27.11.19 13+

Англичане режут армию, не дожидаясь перитонита и Брексита

, 19:43

Над британскими вооружёнными силами опять сгущаются финансовые тучи. Об этом сообщила на днях знаменитая лондонская «Таймс». Газета утверждает, что в недрах британского министерства обороны обсуждаются планы по дальнейшему сокращению британской армии (речь о сухопутных войсках), а также флота.

Денег нет

В 2015 г., когда консерваторы сформировали однопартийное правительство, в их манифесте на армейскую тему значилось обещание удерживать численность сухопутных войск (СВ) Британии на уровне не ниже 82 тыс. человек. Стоит отметить, что речь идёт о регулярной армии, так как в стране ещё есть армейский резерв – около 30 тыс. резервистов. Но в реальности обещания тори не выполняются – ныне численность СВ всего около 73 тысяч. На днях консерваторы издали новый манифест, и в нём уже никаких обязательств о поддержании общей численности армии нет. Вместо этого есть обязательства тратить на оборону не менее 2% ВВП – натовская норма, которую сейчас в Альянсе выполняют только США, Польша и прибалты. Однако в эти обещания не верят даже в британском министерстве обороны. Там догадываются, что ввиду скорого Брексита ВВП страны сильно сократится и эти 2% будут составлять меньшую сумму.

 

Вместо танкового завода торговый центр

По этим причинам численность сухопутных войск планируется урезать до 60–65 тыс. человек. В результате будет поставлен своего рода антирекорд за многие века. В частности, планируется отправить на хранение треть танкового парка королевства. Сейчас имеется всего 227 танков «Челленджер-2», но это формально. На самом деле в строю 162 машины, остальные на хранении или в учебном центре. Так вот и эту численность планируется урезать – останется 108 машин в 2 бронетанковых бригадах плюс танки в «учебке».

Правда, оставшиеся танки модернизируют – сейчас создано несколько образцов разных вариантов модернизации, но пока твёрдого решения нет ни по одному из них. Танки, которые законсервируют, быстро утратят боеспособность, тем более их часть планируется каннибализировать, снимая запчасти для строевых машин. Ведь свой танковый завод в Лидсе англичане сломали и застраивают пустырь торговыми центрами – как в России 90-х. И запчастей произвести некому.

При этом сокращения тяжёлой компоненты войск пытаются оправдать тем, что вместо танков и БМП будут «Аяксы» – гусеничные бронированные громоздкие и достаточно уязвимые и слабо вооружённые разведывательные машины. На них сформируют две «ударные» бригады, но случится это нескоро – к 2025 году. Недостаток численности регулярных войск будут компенсировать включением в них резервистов при зарубежных развёртываниях или учениях.

По планам британского МО, армия должна иметь возможность выставить для развёртывания в Европе одну сводную дивизию из нескольких бригад. Но сейчас есть сомнения в том, что это возможно. Плохо также и то, что СВ не могут набрать людей, чтобы заполнить штаты полностью.

С ВВС у англичан тоже всё сложно: после недавнего списания самолётов «Торнадо» в списочном составе осталось 119 истребителей, из них 17 F-35B «Лайтнинг-2» с короткими взлётом и посадкой (и ограниченными возможностями) и 102 «Еврофайтер Тайфун». При этом 8 вечно хромающих F-35 находятся в США и используются как учебные. Поставки новых машин задерживаются, и даже «Тайфуны» уже начинают резать, утилизировав 16 машин первой серии. Обсуждается и частичная утилизация и второй серии – денег нет. И лётчиков, кстати, ВВС тоже не хватает, аж целых 250 человек лётного состава.

С флотом тоже перманентная беда. Во время обострения отношений с Ираном выяснилось, что из шести многоцелевых АПЛ два старых «Трафальгара» вечно неисправны, и реально боеспособна одна нового типа «Эстьют». Также из 6 эсминцев типа 45 в строю 2, остальные в ремонте. Из 13 фрегатов в строю было 7. Да и исправные корабли часто не совсем исправны, а запчасти для них снимают с ремонтных.

 

Авианосец напрокат

Новый министр обороны Уоллес приказал командующим всеми тремя видами ВС привести всё в порядок. Армии – набрать людей, а то фондов не получите, ВВС – починить самолёты и набрать 250 пилотов, а флоту «заставить корабли работать. Жаль, он не рассказал, как это сделать. Возможно, служившему в армии до 2005 года. Уоллесу кажется, что ситуация не так плоха, ведь он помнит британскую армию другой.

Но королевскому флоту известно, что рассматриваются такие возможности, как эскортирование британских кораблей кораблями союзников. Речь идёт об авианосце «Куин Элизабет» или о подлодках на патрулировании. А второй авианосец «Принс оф Уэллс» и вовсе подумывают сдать в аренду союзникам или законсервировать. Самолётов на него всё равно даже не заказано, и денег нет. Причём британцы уже давно раздумывали то продать, то сдать в лизинг этот второй корпус на этапе строительства. Спрашивается – зачем тогда строили?

Говорят, даже в нашем МО при Сердюкове и Макарове рассматривался вопрос по поводу покупки этого корабля – он нравился кому-то из флотских начальников. Проект и правда весьма неплох. Но британцы и тогда скорее утопили бы «Принс оф Уэллс», чем продали русским.

Только вот американцам этот авианосец и даром не нужен – у них своих хватает. Французы тоже не купаются в деньгах, и ещё один авианосец им не по карману. А про остальных и говорить нечего. Вот Украина, может, возьмёт. Если подарят.

 

Отрицание или ложь?

При этом сам Борис Джонсон изложенную в газетах информацию быстренько опроверг, но, по сути, кроме обещаний «ничего не сокращать, потому что будем тратить 2% ВВП», ничего конкретного он не сказал. Но Джонсону мало кто поверил в отличие от утечек из МО. И, учитывая Брексит и его последствия, – как бы не вышло, что цифры по сокращениям не окажутся слишком оптимистичными. Но британскому премьеру важно выиграть время и провести тот самый Брексит, который ему поручила королева. Поэтому он будет врать «для пользы дела».

А что и где конкретно будут резать, зависит от результата подковёрной борьбы между СВ и ВМС Британии за пост начальника штаба обороны вместо генерала сэра Ника Картера в будущем году. Если выиграют сухопутчики – то плохо будет флотским и лётчикам. Если лётчики – то сокращать будут СВ и ВМС. А вот ВМС не выигрывали аппаратной борьбы за этот пост с 2003 года.

 

Бравада не к месту

Любопытно, что тяжёлая ситуация с ВС страны никоим образом не лечит британскую пропаганду, которая сейчас находится на крайне невысоком уровне. Сейчас значительная часть сил НАТО задействована в поисках российских субмарин, проводящих крупные учения в Северной Атлантике. Поиски пока не очень успешны, неизвестно даже точное число подлодок. В НАТО утверждают, что их 10, но многие считают, что 6 или 8.

А наше МО и вовсе всё отрицает, сообщив лишь об учениях 2 многоцелевых АПЛ проекта 945А, проводящих «испытания нового глубоководного оружия». Эти наши титановые «золотые рыбки» (их так зовут за практически вечный корпус и высокую цену) вместе с остальными субмаринами Северного флота превратились в жупел в британской прессе. Мол, недавно модернизированные лодки действуют чуть ли не в водах Шотландии и вообще «Путин таким образом шлёт сигнал Британии и угрожает крылатыми ракетами». На деле же они находятся где-то в другом месте Северной Атлантики, и насчёт сигналов тоже, конечно, глупость. Но при этом кто-то из английских адмиралов ВМС похвалился, что недавно прибывший из США новый базовый патрульно-противолодочный самолёт Р‑8А «Посейдон» уже ищет русские лодки и, конечно, найдёт, ведь недаром за него отданы такие огромные деньги. Радость понятна – некоторое время у Британии и вовсе не было противолодочной авиации, когда Лондон списал свои «Нимроды» и замены им не построил.

Но один самолёт ничего найти не в состоянии, разве что случайно. Американцы используют почти два десятка «Посейдонов» и «Орионов», вертолёты, корабли, несколько АПЛ, но победных реляций что-то не слыхать. Британское же сочетание паники и бравады и обвинений во всём России выглядит просто жалко.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram