Да, страна активно строит гражданское общество, проводит массу полезных акций и мероприятий, конкурсов, праймериз, смотров. Кто только ни исследует эту значимую составляющую современного правового общества: политики и социологи, политологи и специалисты юриспруденции. И все сходятся в одном: гражданская активность — это зеркало политических, культурных, социальных ценностей, это одно из жизненно важных достижений современного общества. Именно так формируется правовое сознание, правовая культура, так реализуются актуальные и значимые социальные интересы. Именно неравнодушное отношение к проблемам современности, отстаивание прав и интересов, основ социальной справедливости характеризует гражданскую активность населения. А для каждого человека это еще и осознание своей личной ответственности за всё происходящее вокруг, осознание своего гражданского долга.
Примеров истинно гражданского поведения немало: это и пятилетнее движение в защиту Химкинского леса, и движения «Стратегия-31», «Синие ведерки», «Сделаем» и многие-многие другие. А такая гражданская акция, как «Бессмертный полк», шагнула и за пределы нашей страны. Характерные признаки гражданской активности: всегда проявляется в действии, вызывает широкий общественный резонанс и поддержку, отражает высокую готовность к отстаиванию общественно значимых убеждений — от запросов в различные инстанции до проведения шествий, митингов, пикетов. Углубление противостояния с представителями власти всегда чревато и может даже привести к политическому кризису на локальном, региональном или общенациональном уровнях. Именно это и обусловливает насущную надобность оперативного анализа и учета общественного мнения в процессе принятия политических, а иногда и правовых или экономических решений.
Но хорошо, если есть контакт и мудрости власти хватает, хорошо, если выстроен диалог, если власть работает вместе с активистами над разрешением тех или иных проблем. А вот что видим на примере Ленинградского района: все гражданские инициативы в поддержку отстраненного по непонятным пока обстоятельствам главы района В. Н. Гукалова натыкаются на стену равнодушия (якобы ввиду незаконченного следствия), на молчание (все запросы, письма и обращения граждан остаются без ответа, или приходят ничего не значащие отписки), многочисленные просьбы к региональным властям посетить район, встретиться с общественностью, с депутатами и почетными гражданами натыкаются на стену простого игнорирования неоднозначной ситуации. Тут уже вторая волна общественного недовольства поднимается: «почему к нам, жителям района, такое отношение? почему нас в упор не видят? почему услышать „глас народа” никто не хочет»?
Спрятав голову в песок
А что, самая лучшая позиция, ведь можно свалить всё на следствие, как будто общественные обсуждения, встречи с населением хоть как-то могут повлиять на исход дела. А вот на морально-психологическую атмосферу в районе влияют, и еще как. Что и продемонстрировала встреча в станице Ленинградской, на которую журналистов пригласили почетные граждане района.
Накал страстей можно объяснить разве что одним: десять месяцев люди не могут достучаться ни до одной ветви власти, не могут услышать вразумительный ответ, за что именно привлекли к ответственности В. Н. Гукалова, за которого на выборах отдали голоса свыше 95 процентов жителей района. Теперь уже и общественность не знает, кому верить, если к ним, заслуженным и уважаемым в районе и крае людям, такое пренебрежение. Никто теперь и не верит, что камнем преткновения стала охранная зона двух памятников культуры, в черту которой якобы и попал построенный недавно сыном главы Виктором Гукаловым дом для его родной бабушки, защитницы тыла и солдатской вдовы.
Вакуум информации заполняется домыслами, инсинуациями, сплетнями. Сначала жители считали, что-де сам В. Н. Гукалов виноват: пробил-таки в крае прокладку объездной дороги вокруг станицы Ленинградской. Беда эта с тридцатилетней историей. Трасса, что идет через район к черноморскому побережью, проходит как раз по центральным улицам станицы. Сколько писали, сколько жаловались люди — всё без результата. Нет, мол, в крае таких миллиардов, чтобы хоть как-то разрешить проблему. А тут глава пробил-таки вопрос, вот, мол, и хотят посадить на бюджетные солидные вливания «своего» человека, посчитали люди.
Еще было дело. В свое время землю для научных исследований Северо-Кубанской сельскохозяйственной опытной станции передали под застройку. Кто бы там что построил! Зарастала земля бурьяном, чертополохом. Каких трудов стоило вернуть эти гектары для науки! Так вернул глава, чем и нажил себе врагов в стане владельцев строительных компаний. Чем не повод? И такое, увы, в наше время возможно…
Справедливо поднимают люди и вопрос, почему замалчивается всё сделанное Владимиром Гукаловым за шесть лет руководства районом, замалчивается любая информация о заслуженном человеке Пелагее Федоровне Кузнецовой, вдове разведчика ефрейтора Николая Яковлевича Кузнецова, награжденного в годы Великой Отечественной войны медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны второй степени. Все эти высокие награды вручались только за исключительные личные подвиги на передовой. Сама Пелагея Федоровна, 91-летняя жительница Второй Пятилетки, с тринадцати лет работала на оборонном предприятии, на токарном станке вытачивала детали для наших танков. Осталась без крыши над головой, так как свою квартиру после замужества отдала совхозу, а дом после смерти мужа (был еще один брак, и тоже с фронтовиком) перешел к его наследникам. Живет у брата Владимира Гукалова в летней кухне. Это ли дело?
«Стратегия конкретных дел»
Именно так на встрече охарактеризовал стиль работы главы района председатель Совета депутатов Ленинградского района Игорь Горелко.
— Что такое для станичников объездная дорога? — говорит он. — Мы пятнадцать лет бились над проблемой на всех уровнях, и никто, никто не помог. А мы детей боимся на улицы отпускать: летом в сутки проходит до 23 тысяч автомобилей! До пяти аварий в день! А в пору уборки урожая идут КамАЗы с прицепами до шестидесяти тонн, целыми эшелонами идут на Тамань, в порт Новороссийска. И главное — это наши центральные улицы имени Ленина, имени 30-й Дивизии, Крестьянская и Новая. Три школы на этой трассе, дом сирот, учебный комбинат, вспомогательная школа №13. Цена вопроса — порядка пяти миллиардов рублей, поэтому нас никто и не слышал. И только благодаря настойчивости главы, его умению сконцентрировать усилия на решении конкретных проблем строительство объездной трассы началось.
Кроме этого началась реализация таких проектов, о которых мы, честно говоря, даже не мечтали. Строительство многофункционального спортивного комплекса, цена вопроса — около трехсот миллионов рублей. Построен детский плавательный центр «Акватика», стоимость — свыше ста семидесяти миллионов рублей. Построено в сельских поселениях четырнадцать детских спортивных площадок, средняя цена — до пяти миллионов рублей. Пять стадионов могут похвастаться системой полива футбольных полей. Что это такое для игроков и болельщиков, не надо и объяснять.
А какие изменения произошли в отрасли здравоохранения! Проведены ремонты в хирургическом, терапевтическом корпусах, в роддоме — а это двухэтажные здания. Детское двухэтажное отделение отремонтировано, детская и взрослая поликлиники, трехэтажное отделение инфекции. Легко всё это перечислить, а ведь это и конкурсы, масса документации, контроль за исполнением, вечные планерки на стройплощадках. А реализация проекта по строительству первой линии очистных сооружений (стоимость объекта — порядка 280 млн руб.). Еще В. Сергейко бился над этой проблемой, потом наш земляк, зампредседателя ЗСК И. Петренко брался помогать. Но только усилия Владимира Николаевича увенчались успехом. А что такое строительство пристройки к средней школе №1, а на самом деле отдельно стоящего здания школы на 150 учащихся! С вводом в действие этого здания в районе полностью снята проблема второй смены. Как и строительство уникального детского сада №34 для детей с проблемами речевого развития, который полностью снял проблему очереди в дошкольные учреждения. Детсад с уникальным оборудованием, по сути, это логопедический центр, где занимаются дети со всего района. Два года подряд признавался лучшим детсадом России, а сейчас в общероссийском рейтинге занимает шестую позицию. А детский реабилитационный центр хотя и краевого значения, но и район вкладывался.
Мы все взрослые люди, понимаем, что такими руководителями не разбрасываются. Весь район стоит за своего главу.
«Почему нас не слышат?»
Достаточно экспрессивно выступали на встрече почетные граждане Ленинградского района.
— За шесть лет наш район ожил, сколько объектов появилось, новые рабочие места, у людей блеск в глазах,— рассказывает Святослав Васильевич Чернявский. — Представители бизнеса вздохнули: никаких и ни на какие районные нужды сборов средств. В сельских поселениях работа закипела. И благоустройство, и эстафеты, и мероприятия для ветеранов.
Какие нарушения Владимиру Николаевичу по частной стройке вменяются, вообще не понятно. Там стояло брошенное здание, была брошенная заросшая территория, балка, которая летом в болото превращалась. По всем разрешениям, которые требовались, семья за три года построила дом. Говорят, охранная зона, но в той же зоне и новая школа построена, размещен гаражный кооператив, СТО, магазин. Всё, что сейчас творится,— это просто трагедия для нашего района. Нам, уважаемым людям, почетным гражданам района, надо объединиться, разработать свою линию поддержки нашего главы, не позволить ошельмовать надуманными и пока что невразумительными доводами замечательную семью сельских тружеников — семью Гукаловых.
— Более чем непонятна позиция краевой власти,— считает почетный гражданин района Борис Сальников. — Ведь не только мы знаем Гукалова отлично, но и на уровне всего региона его имя хорошо известно. Владимир Николаевич два созыва подряд был депутатом ЗСК. Поэтому мы надеемся, что и команда губернатора не останется в стороне. Мы просили прислать депутатов Госдумы из комитета законности и правопорядка, но так и продолжаем ждать.
Не менее возмущенно выступили председатель Общественной палаты Татьяна Алексеевна Сыкалова, почетный гражданин района Александр Николаевич Чувило и другие.
Останется ли глас народа гласом вопиющих в пустыне? Восторжествует ли справедливость? И когда наконец престарелый заслуженный человек, защитница тыла, солдатская вдова Пелагея Федоровна Кузнецова въедет в свой собственный дом?
Ирина ТОМИЛИНА
На снимках: солдатская вдова П. Ф. Кузнецова; таким было место, где ныне построен дом; экспликация охранной зоны (проект).