Аргументы Недели. Хабаровск → Общество 13+

Точка невозврата Комсомольска-на-Амуре?

, 08:06

В социалистический период Комсомольск-на-Амуре сформировался как военно-промышленный центр союзного значения с высокой долей высокотехнологичного машиностроения. Однако уже в это время его значимость по многим социально-экономическим характеристикам и прежде всего, качеству жизни, была ниже роли в населенческом, социокультурном и промышленно-индустриальном потенциале края и региона. В какой-то степени эти недостатки нивелировались более высокой заработной платой и северными льготами.

В рыночных условиях положение этого уникального города ещё более ухудшилось. Прежде всего это касается трудового потенциала, который без подпитки молодыми кадрами и при отрицательной демографической динамике стареет, теряет профессиональный уровень. Конкурентные преимущества снижаются.

Комсомольску-на-Амуре непросто искать рыночную нишу в региональном и внешнеэкономическом пространстве, выполнять свою геостратегическую роль, давать импульс развития сопредельным территориям.

Тем не менее, до недавнего времени (это показали исследования ДальНИИ рынка в 2008-2010 гг.), несмотря на более сложные условия жизни, укоренённость жителей Комсомольска-на-Амуре более высокая, чем в других городах Дальнего Востока. В значительной степени это объясняется их социально-психологическими установками.

Многие сформировались в период активного экономического роста, воспитывались на патриотических традициях города Юности. Как жители промышленного центра, они сориентированы на специфический и достаточно узкий рынок труда.

Комсомольчане более сдержанно оценивали свои жизненные проблемы: снижение уровня материального благосостояния, социального обустройства (здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.). Оптимистичнее виделась стабильность работы своего предприятия. Для них характерна высокая готовность откликнуться на профессиональные требования рынка, пройти переобучение и сменить профессию.

В предпринимательстве, вопреки окружающей бизнес-среде, также царили более оптимистические настроения: расширение своего дела, создание новых продуктов и услуг, внедрение современных технологий. В результате в Комсомольске-на-Амуре сформировался ряд серьёзных конкурентных преимуществ, выделяющих его среди других городов региона. Они позволяли развивать глубокую переработку сырьевых ресурсов, транспортно-логистические услуги, военно-промышленную специализацию и высокотехнологическое машиностроение.

Однако в последние годы, несмотря на полученный статус «город президентского внимания», социально-экономическая ситуация его ухудшается. Лакмусовой бумажкой стало наводнение 2019 г., которое показало не системность и низкую эффективность программных действий, ошибочность выбранных приоритетов федерального правительства, особенно, Минвостокразвития России.

Сейчас складывается ситуация, когда масштаб хозяйственной деятельности Комсомольска-на-Амуре не может обеспечить воспроизводство проживающего здесь населения. Потому приближается «точка невозврата», то есть момент, когда происходят существенные изменения важнейших воспроизводственных элементов: сокращение трудовых ресурсов, ухудшение квалификационного и возрастного состава, выбытие основных фондов и другое.

Социально-экономическая система не может в принципе вернуться в прежнее состояние. Это означает, что модель инновационного высокотехнологичного развития, которую демонстрировал Комсомольск-на-Амуре, в современных рыночных условиях не жизнеспособна. Значит и макрорегиону в целом грозит удел оставаться сырьевым придатком сопредельных стран.

Сбудутся опасения П.А. Столыпина: «Если у нас не хватит жизненных соков на зарубцивание всех нанесённых России ран, то наиболее отдалённые... части её... могут... безболезненно и незаметно отпасть... и мы будущими поколениями будем за это привлечены к ответу...».

Развитие же Комсомольска-на-Амуре лежит в контексте разрешения главного противоречия Дальнего Востока и решения общих проблем макрорегиона. Действия федерального и региональных правительств должны быть направлены как на обеспечение геостратегической значимости макрорегиона, так и на снижение затратности жизнедеятельности.

Первая система мер включает повышение материального благосостояния дальневосточника: выплату северных и стажевых надбавок из федерального бюджета (в этом Комсомольск-на-Амуре должен стать пилотной территорией); введение специального государственного социального пакета льгот; расширение налогооблагаемой базы регионов за счёт предоставления им больших полномочий в распоряжении и пользовании природными ресурсами и закрепления бизнеса по месту деятельности; реструктуризация госдолга, в том числе списание его обоснованной части и др.

Снижение издержек жизнедеятельности включает, прежде всего, сокращение затратности производства: освобождение бизнеса от выплаты дальневосточных надбавок и льгот; введения режима жесточайшей экономии в использовании бюджетных ресурсов, оптимизация расходов на содержание региональных и муниципальных органов власти, аппаратов управления предприятий с региональной и муниципальной собственностью; обустройство территории и человека на принципах государственно-частного партнёрства, возмещая бизнесу затраты на создание производственной и социальной инфраструктуры, подготовку рабочих кадров; освобождение дальневосточного бизнеса в реальном секторе экономики от всех федеральных налогов и др.

Что касается, собственно, Комсомольска-на-Амуре, то необходимо расширять «поле» его хозяйственной деятельности в следующих направлениях:

• вернуться к идее техноэкополиса Комсомольск-Амурск-Солнечный, рассматривая эту территорию как ТОСЭР КАС;

• распространить льготы ТОСЭР на все действующие предприятия, введя механизм отсечения налогов и платежей по средним значениям за последние 3 года;

• реализовать в ТОСЭР КАС пилотный проект по выплате дальневосточных надбавок и введению социального пакета льгот из федерального бюджета;

• стимулировать бизнес в формировании цепочек добавленной стоимости по использованию природных ресурсов (газификация хурмулинских углей, перевод металлургического производства на природное сырье, комплексное использование месторождения Солнечного ГОКа, освоение шелеховских алунитов, развитие цеолитовой промышленности и на их базе производства строительных материалов и др.);

• включение во все региональные проекты (БАМ, переход на Сахалин, нефте- и газохимические комплексы и др.), создавая в ТЭК КАС востребованные производства;

• стягивание населения с северных территорий в селитебный центр Комсомольск-на-Амуре, создавая в нём условия качественной жизни;

• использование трудового потенциала ТЭК КАС для работы вахтой по всему Дальнему Востоку.

Институциональной основой всех выше приведённых действий должен стать федеральный закон Российской Федерации «О развитии Дальнего Востока».

Дальний Восток, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре станет в будущем мощным драйвером России на многие десятилетия. Но для этого, как минимум, его надо сохранить, решая проблемы макрорегиона в национальных интересах.

 

Председатель Учёного Совета Дальневосточной народной академии наук

д.э.н., профессор Вадим ЗАУСАЕВ

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram