Мусорная реформа вышла комом
№ () от 19 ноября 2019 [«Аргументы Недели Иркутск», Александр Потапов ]
Прошел почти год с того момента, как в России стартовала пресловутая мусорная реформа. Уже сейчас становится ясно, что в Иркутской области инициатива пока лишь с треском проваливается. Выбранные по конкурсу операторы не демонстрируют достижения заявляемых реформой целей вроде увеличения доли переработки мусора и его раздельного сбора. Зато жители крупных городов региона хорошо заметили постоянно переполненные контейнеры и увеличение сумм в платежках. Власти всех уровней стараются дистанцироваться от токсичной темы, поэтому защитой интересов граждан и бизнеса занимаются в основном общественники и некоторые федеральные структуры вроде Федеральной антимонопольной службы.
Хотели как лучше
Мусорная реформа является одной из главных составляющих национального проекта «Экология». Его цель — навести порядок на свалках и полигонах по всей стране за счет сокращения доли перерабатываемых отходов. Сейчас в стране перерабатывается лишь около 5 млн из ежегодно собираемого (по официальным данным) 70 млн тонн коммунального мусора. Показатели нацпроекта предусматривают, что за пять лет, до 2024 года доля переработки должна возрасти в пять раз.
Ранее ответственность за утилизацию мусора несли только муниципалитеты. Успех же реформы возлагался на выбираемых региональными властями по конкурсу операторов по обращению с отходами. Операторы, они же инвесторы, должны вложить средства в создание новых мусороперерабатывающих комплексов, современных полигонов для утилизации, на которых большая часть отходов будет либо получать новую жизнь в процессе переработки, либо сжигаться. Также на операторов возлагались обязательства по внедрению полного контроля за перевозкой мусора от контейнеров до места утилизации, помощи местным властям в установке в каждом дворе контейнеров для раздельного сбора отходов, формированию новой экологической культуры у граждан на бытовом уровне. Все понесенные затраты предполагалось окупить более высокими тарифами.
Прошел почти год с момента запуска реформы и… на территории огромной страны стало только грязнее. В середине этого года федеральный Росприроднадзор отчитался о том, что в Еврейском АО, Ненецком АО, Марий Эл, Приморском и Хабаровском краях, а также в Курганской и Владимирской областях ранее заключенные соглашения с региональными операторами были расторгнуты. А в Архангельской, Воронежской, Кемеровской, Магаданской, Томской, Рязанской, Саратовской областях, Забайкальском, Камчатском краях, Ханты-Мансийском АО — Югре и Краснодарском крае региональные операторы так и не приступили к работе.
Созданная по указу президента координационная структура по реализации нацпроекта «Экология» — «Российский экологический оператор» (РЭО) — в ноябре признала, что три десятка регоператоров из зарегистрированных 220 в стране уже обанкротились или близки к банкротству. А накануне глава Минприроды Дмитрий Кобылкин заявил, что в 16 регионах существует риск того, что вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) может быть прекращен. Среди них, в частности, Дагестан, Ингушетия, Вологодская область, Алтайский край, Челябинская, Новосибирская, Новгородская и Томская области.
В поисках виноватого
Регоператоры по всей стране виноватыми в пробуксовке реформы называют неплательщиков — физических и юридических лиц. По данным РЭО, уровень неплатежей за вывоз мусора со стороны населения составляет от 20 до 35%, а со стороны юридических лиц — 65-70%. Федеральные власти, вместо того чтобы детально разбираться в ситуации, на данном этапе пытаются защитить регоператоров. Так, депутаты Госдумы РФ уже обсуждают инициативу о введении административной ответственности компаний за уклонение от заключения договоров с оператором.
Вместе с тем пока никто не пытается вникнуть в мотивы неплательщиков, которые, в общем-то, лежат на поверхности. Обычные граждане не понимают, почему они должны платить больше за услуги худшего качества. В Иркутске в этом году постоянно переполненные контейнеры стали раздражающим фактором для жителей абсолютно всех микрорайонов.
Что же касается бизнеса, то в Иркутской области в этом году активность проявила группа предпринимателей, решивших через суд пересмотреть свои расходы на вывоз мусора. Группу из 23 бизнесменов Иркутска, Ангарска и Усолья-Сибирского возглавил член общественной палаты Иркутска Алексей Жемчужников. Он решил оспорить установленные региональными властями нормативы на вывоз ТБО, на основании которых и рассчитывается конечная плата. Предприниматели в суде поставили под сомнение достоверность отчетов министерства ЖКХ региона по замерам накопления мусора. Активность предпринимателей была, на первый взгляд, замечена — в июне губернатор Иркутской области заверил, что нормативы для предпринимателей снижены в 5-6 раз. К примеру, для продовольственных магазинов в год было 3 куба мусора с одного квадратного метра торговой площади, а стало — 0,55.
«Но этот новый показатель почему-то стал применяться не к торговой, а к общей площади магазина. В результате снижение начислений действительно произошло, но ненамного. У предпринимателей сохранились договоры на вывоз мусора и акты выполненных работ за прошлые годы: за 3-5 кубов в месяц они платили по 1,5-2 тысячи рублей, а сейчас им приходят счета на 20-30 и даже 130 тысяч рублей в месяц. А крупный торговый центр, который платил по 100 тыс. рублей в месяц, столкнулся с начислениями в 1,2 млн рублей. Это неподъемный уровень для малого и среднего бизнеса», — утверждает Жемчужников, опираясь на данные возмущенных предпринимателей.
Судебные разбирательства еще продолжаются. После окончания прений, намеченных на декабрь этого года, к рассмотрению вопроса о верности расчетов нормативов уже пообещал подключиться иркутский УФАС.
Тем временем Алексей Жемчужников объявил о создании в Иркутской области общественного движения «Иркутская область ЗА мусорную реформу». «Мы не против реформы, ее нужно проводить. Но большая ответственность в этом процессе должна лежать на региональных властях, которые обязаны установить простые и прозрачные правила игры для операторов, жестко контролировать их деятельность, влиять на них. Сейчас этого не происходит», — рассказывает он о целях организации.
Возможный успех своего начинания общественник объясняет тем, что Иркутскую область ожидают выборы губернатора: «В период жесткой конкурентной борьбы за власть любые сигналы и запросы общественности получают больше шансов на воплощение».