> Актриса Дарья Фекленко сняла свой первый фильм в качестве режиссера - Аргументы Недели

//Общество 13+

Дарья Фекленко: дорогу осилит идущий

18 ноября 2019, 19:24 [«Аргументы Недели», Елизавета ЧЕПЕЛЕВА ]

Дарьи Фекленко,личный архив

Можно смело сказать, что судьба актрисы Дарьи Фекленко ("Ланцет", "Братья по обмену-2", "Обручальное кольцо", "Звоните ДиКаприо") была предопределена с самого детства. Выросшая в творческой семь (папа - Станислав Бородокин, советский и российский актёр, мама - Наталья Владимировна Фекленко, советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России), она уже в 8 лет дебютировала на сцене московского театра Сатиры, в котором служила ее мама и не мыслила себя ни в какой другой профессии, кроме актерской. Далее последовала учеба в школе-студии МХАТ, после окончания которой Дарья поступила в труппу театра им. Моссовета. Удачно складывалась и карьера в кино - актриса дебютировала в 1989 году сразу в двух фильмах: "Свой крест" и "Счастливчик". На сегодняшний момент Дарья Фекленко имеет в своем актерском багаже порядка пятидесяти работ в кино и около тридцати ролей в спектаклях, но недавно актриса решила открыть для себя новую грань в творчестве – режиссуру. Дебют оказался более чем успешным: короткий метр "Переходный возраст" получил награду за лучшую женскую роль в исполнении Алены Хмельницкой на кинофестивале "Амурская осень".

Дарья Фекленко на одной из фотосессий, из личного архива
                                                      

 

Путь в режиссуру.

Дарья рассказала о том, как начался ее путь в режиссуре.

«Мой младший брат, актер Владимир Фекленко, первым заинтересовался режиссурой. О том, что он поступает во ВГИК, я совершенно случайно узнала от мамы. Поделилась этим с друзьями, которые сказали: «А почему ты не хочешь попробовать? Пробуй! У тебя же есть какие-то идеи, написанные рассказы и эссе». Я начала изучать то, что нужно для поступления. Для начала необходимо было написать автобиографию в виде юмористического рассказа. Я написала — Слава Богу, чувство юмора есть. Потому, как чувство самоиронии в актерской профессии тоже очень важно. Я подала документы на творческий конкурс. Во ВГИКе не нужно было что-то снимать, достаточно было написанного кусочка. А дальше личная беседа. В ней мне сказали: «Зачем вам это? Вас ведь знают как актрису!» На что я ответила: « Я хочу снимать кино! Про женщин, и для женщин!» Но, если честно, когда я поступала, то толком не знала, чего ожидать. Думала про себя: «Ну, просто поставлю себе очередную галочку. Даже если вдруг не стану режиссером, то овладею новыми для себя знаниями и навыками. Пока ведь есть время и возможность, надо этим воспользоваться». Хочу сказать, что в зрелом возрасте идти учиться очень интересно. Набран большой жизненный и профессиональный опыт, который очень помогает. При этом со мной в группе учились люди, которые мне в дети годятся. Но меня это совершенно не смущало!».

О том, как началась работа над первой режиссерской картиной «Переходный возраст» и о знакомстве с автором сценария Евгенией Хрипковой, Дарья Фекленко вспоминает с улыбкой.

«Я снималась в сериале «Звоните Ди Каприо», где одним из авторов сценария была Женя Хрипкова. Мы много общались на съемочной площадке, потому что она там тоже постоянно находилась. Не скажу, что стали подругами, но именно тогда стал зарождаться наш творческий тандем. Спустя время, когда наступил момент выбора сценария для дипломного фильма, я и обратилась к ней. Мы созвонились, и она, на мое счастье, откликнулась. Дала мне так называемые поэпизодники, на основе которых мы с ней стали вместе работать над сценарием. Когда он был полностью готов, мы пришли к Алене Хмельницкой, которая также внесла свои корректировки. Такое вот коллективное творчество!"

Дарья  Фекленко и Алена Хмельницкая на съемках картины, из личного архива

Помимо сценария и режиссуры, важнейшим фактором в процессе создания фильма является выбор актеров.

«Когда ты всю жизнь работаешь актрисой, а потом становишься режиссером, у коллег-актеров на это очень разная реакция. Одни говорят: «Ну что, сейчас каждый может снимать кино!». Другие: «Здорово, гордимся тобой!». А третьи: «Когда будешь снимать, позови меня!». В итоге я их пригласила и благодарна им за доверие ко мне как к режиссеру! Алена Хмельницкая — признанная красавица, поэтому мне хотелось несколько изменить ее амплуа, превратить в обычную женщину, у которой не все так сладко, как кажется. Ведь есть некий стереотип насчет красавиц. Днем, на людях, они шикарны. А вечером в пустой квартире могут в одиночестве пить вино на кухне, а потом тихо плакать в подушку. Это, конечно, не про Алёну, но таких женщин у нас в России десятки тысяч. Посмотрев фильм, многие увидят себя, но при этом поймут, что ближе к пятидесяти жизнь только начинается!»

В процессе съемок фильма "Переходный возраст" Дарья Фекленко выступила не только в качестве режиссера, но и в качестве продюсера.

«Самое главное — надо было найти финансирование для съемок фильма. И здесь произошла абсолютно мистическая история. Я понятия не имела, где найду деньги на съемки, поскольку никогда с этим раньше не сталкивалась. В процессе поиска денег я сказала себе: «Ничего страшного, в крайнем случае просто снимем фильм на телефон. Или найдем какие-то другие варианты. Но мы все равно доведем дело до конца!». И тут совершенно неожиданно, через моего сына, на меня выходит бизнесмен по имени Сергей — очень успешный молодой мужчина. Как выяснилось, он очень любит кинематограф и мечтает снять свой собственный фильм. Мы встретились, я рассказала ему о моем проекте и он загорелся принять в нем финансовое участие. Я назвала это для себя «гуманитарная помощь с неба». Надеюсь, что мы с ним еще обязательно поработаем вместе и не раз!"

Но это не единственная мистическая история, связанная с фильмом "Переходный возраст". Актриса рассказала о том, как она буквально «вымолила» эти съемки.

«В прошлом году я поехала на отдых в Испанию и совершенно неожиданно оказалась в монастыре Монсеррат, где находится статуя Черной Мадонны. Людская молва гласит, что если приехать к ней и загадать желание, то оно сбудется. Вернее даже не желание, а просьба — по-настоящему важная для тебя и четко сформулированная. Я честно просила: « Хочу снять кино!». В тот момент у меня не было ни денег, ни сценария, ни актеров — только горячее и искреннее желание. И Мадонна услышала меня и помогла! Этим летом я была в Испании и снова пришла в монастырь Монсеррат, чтобы поблагодарить Черную Мадонну за помощь»
Дарья Фекленко контролирует рабочий процесс, из личного архива

Работа актера и режиссера. Совместимы ли они? Какие различия существуют между ними? Как им ужиться на одной площадке?

«Я считаю, что актеру намного проще, чем режиссеру. Как правило, актер отвечает только за свою роль на площадке, тогда как режиссер держит в голове весь проект в целом. Режиссер — это колоссальная ответственность: за актеров, за всю съемочную группу, за финальный результат. Пересев в режиссерское кресло, я поняла для себя, что стоять по ту сторону камеры намного легче. Актер может заплакать, сказать: «Простите, у меня сегодня не получилось, не пошло». А режиссер просто не имеет на это право. Он должен быть безоговорочным авторитетом на площадке и даже если не знает, как снимать какую-либо сцену, обязан с умным видом скомандовать: «Делаем так!»

«Стать бабушкой, будучи в расцвете сил, обладая красотой, умом, привлекательностью, желанием чувств и надеждой на встречу — это приговор или руководство к действию?»,- так звучит описание картины «Переходный возраст» на сайте фестиваля «Амурская осень». А вот как о своем фильме и его сути говорит сама Дарья Фекленко.

"Мы хотели показать своим фильмом, что человек не должен боялся совершать безумные поступки и пускаться в авантюры. Жизнь продолжается, пока ты живешь. И она может быть намного богаче любых фантазий. Чем старше ты становишься, тем больше в этом убеждаешься!

Команда фильма, из личного архива

Фестиваль "Амурская осень" является огромной творческой площадкой для молодых актеров и режиссеров. Все едут туда со своими ожиданиями, надеждами. А ждала ли чего-либо от фестиваля Дарья Фекленко?

«Я не предполагала такой высокой оценки моей режиссерской деятельности и относилась к участию в конкурсе короткого метра достаточно спокойно. Взяли - и то хорошо! Во время просмотра я сидела в зале и наблюдала за реакцией зрителей. Люди смотрели с явным интересом, в некоторых моментах смеялись. И мне, как создателю фильма, такая реакция была очень приятна! Ведь одно дело, когда твой фильм смотрят твои родные и друзья и совсем другое, когда на него приходят зрители. Их не обманешь — им либо нравится, либо нет. И исправить ничего уже нельзя. Это в театре, когда играешь один и тот же спектакль, можешь наблюдать за реакцией зрителей и корректировать игру от спектакля к спектаклю. В кино такой возможности нет. Когда в финале фильма люди стали аплодировать, у меня отлегло от сердца — значит, все сделала правильно! Когда фильм "Переходный возраст" победил в номинации "Лучшая женская роль", я сначала даже не поверила своим ушам. Я очень рада, что фильм победил именно в этой номинации! Ведь если коллеги признают, что актриса в моем фильме лучшая, значит, нами был правильно выбран творческий вектор: я придумала образ, а она его воплотила на экране.

Съемки, репетиции, гастроли, работа над новым сценарием... Человеку творческой профессии свойственно выгорать, уставать. Как при всем при этом не терять вдохновения, не угасать эмоционально?

«Все удачно складывается при правильном планировании, грамотном отношении ко всему. Нужно стараться находить время для всего. В тот момент, когда снималось наше кино, было немного спектаклей, я ничего нового не репетировала. Я отсняла кино, мне свыше послали репетиции спектаклей. Сейчас я отыграю период большого количества спектаклей, после чего будет небольшое затишье, которое в актерской среде — привычное дело. Я снова буду заниматься кино. А уже если вдруг все вместе совпадает - и съемки, и репетиции спектакля, и режиссура, то не привыкать! Думаю, что все можно распланировать при желании!

Работа над "Переходным возрастом", из личного архива

А вообще актрисе, как она сама говорит, не свойственно хандрить.

«Единственное, чего по-настоящему не хватает — это море. Оно меня успокаивает и заряжает. Я не люблю лес, спокойно отношусь к горам. Но море приводит в неистовый восторг. В какой-то момент приходит понимание, что надо собраться и поехать. Там буквально пару-тройку дней, я восстанавливаюсь и уже можно сидеть, писать, сочинять. Сохраняется внутренний полет. Я и сейчас всего хочу! Пойду брать уроки вокала, хожу на балет. А еще — делать творческий вечер со стихами! Как говорит мой дедушка — дорогу осилит идущий!»

А на вопрос: «Будете ли еще снимать кино?», Дарья Фекленко отвечает очень бодро и четко.

"Обязательно! Сейчас начинается работа над сценарием для телевизионного сериала. О чем он - я пока не скажу! Секрет!"

Елизавета ЧЕПЕЛЕВА



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте