Аргументы Недели Иркутск → Общество № 44(688) от 13.11.19

Центральный рынок в центре перемен

, 11:26

Иркутский Центральный рынок в этом году вызывает много вопросов и удивляет происходящими на нем переменами. Чего только стоит одно решение освободить предрыночную площадь от уже ставших частью пейзажа крытых прилавков. А синяя лодка, «поселившаяся» возле рыбных рядов и вызвавшая массу предположений в соцсетях? Чтобы прояснить многочисленные вопросы, редакция «АН» обратилась непосредственно на предприятие, а в ответ получила… обстоятельную экскурсию.

Новое пешеходное пространство

«Добрый десяток лет каждый день хожу мимо рынка, привыкла пробираться вдоль «улочек», образованных торговыми рядами. А тут в один день все изменилось — широкая площадь, простор». «Мы уже забыли, что на площади, оказывается, фонтан есть — торговля его скрывала». «Перемены к лучшему, ждем дальнейшего обустройства, такое пространство надо использовать для украшения города». «Первый раз в жизни вижу рынок таким» — подобными комментариями сопровождались новости в соцсетях о том, что с конца октября вокруг Центрального рынка убрали прилавочную торговлю.

«На территории вокруг предприятия ранее располагалось пять постоянных ярмарок с различными категориями товаров. Их размещение было законным, в соответствии с постановлением городской администрации, изданным еще в середине «нулевых», — рассказывает заместитель директора МУП «Центральный рынок Иркутска» Иван Бигма. Вместе с ним корреспондент «АН» осматривает освобожденное от прилавков пространство.

Почему же понадобилось освобождать площадь и проводить столь масштабные изменения неожиданно? Не возникнет ли социальной напряженности со стороны арендаторов, лишившихся «насиженных» точек? Какие планы по дальнейшему развитию нового общественного пространства?

Иван Бигма говорит, что никакой внезапности нет, решение было принято еще несколько месяцев назад. Ждали окончания сезонной торговли и истечения срочных договоров арендаторов. При этом вдоль стены здания рынка оставлен бесплатный торговый ряд — только для так называемой социальной торговли, пенсионеров, подрабатывающих выращенным на своих огородах урожаем и домашними заготовками.

Освобождение площади перед рынком назревало давно. По факту это пространство является наиболее удобной пешеходной зоной, связывающей несколько остановок общественного транспорта и автомагистралей. Руководство МУП пошло навстречу пожеланиям людей и городской администрации. На выручке арендаторов, работающих в самом здании рынка, нововведение отразилось положительно — посещаемость предприятия естественным образом выросла. Планы по благоустройству новой пешеходной зоны обсуждаются, но о сроках их реализации пока говорить рано.

«Что же касается арендаторов, то для большинства нашлись места внутри рынка. Торговля текстилем, например, переместилась на третий этаж здания. Сейчас мы начинаем работу по информированию потенциальных покупателей. А для торговли свежими овощами и фруктами были высвобождены два ряда на первом этаже. При этом цены сохранились на прежнем уровне. Можете убедиться в этом сами», — заверяет Иван Бигма.

Как ремонт квартиры, только в разы сложнее

Внутри рынка за этот год накопилось не меньше изменений. О них обстоятельно рассказал директор предприятия Владислав Свердлов, проведя корреспондента «АН» буквально по каждому ряду. Начал он с простых и понятных сравнений: «Как часто люди делают серьезный ремонт в квартире? Примерно раз в десять-пятнадцать лет. Что включает в себя ремонт? Новый дизайн, перестановка, работы по замене инженерных систем. Примерно то же самое сейчас происходит и на Центральном рынке. Перемены объективно назрели, последний раз рынок обновлялся еще 23 года назад — именно с тех пор его облик внутри и снаружи практически не менялся. Как происходит большой ремонт в квартире? Чаще всего жильцы переезжают к родственникам, нанимают бригаду специалистов. Иногда семья «закрывает» для ремонта одну комнату, живет в другой части квартиры, а потом наоборот. С рынком ни тот, ни другой сценарий нереализуем в принципе. Это стратегическое предприятие, которое невозможно закрыть на время полностью или частично».

Именно поэтому, по словам Владислава Свердлова, визуальные изменения на рынке происходят не так быстро, как хотелось бы. Много работы ведется по ночам. Особенно это касается замены и ремонта инженерных систем. «В этом году мы поменяли противопожарные системы, практически полностью все «электрохозяйство», смонтирована новая система хладоснабжения мясных прилавков. А ведь параллельно с нас никто не снимает ежедневную серьезную работу по обслуживанию водопроводных, канализационных систем, санитарной уборке, — перечисляет он. — Иркутяне и гости города даже не догадываются об этой составляющей нашей работы, так как она попросту скрыта от их глаз».

Зато внешние изменения весьма заметны. Начиная с этой весны внутри рынка начали появляться новые павильоны — отделанные деревянными панелями, более высокие и просторные. Они резко выделяются на фоне уже примелькавшихся светло-серых пластиковых «закутков».

«Новые павильоны созданы из безопасного для пожаров материала, соответствуют всем санитарным нормам. Это воплощение нашего видения планомерного развития рынка. Визуальное воплощение придумывали самостоятельно, вдохновлялись опытом лучших рынков Москвы. Идея с деревянной отделкой призвана отображать сибирский дух нашего города, создавать пространство для комфортных покупок, отдыха, — рассказывает Владислав Свердлов. — В конце концов Центральный рынок должен быть обустроен в едином стиле».

Точные сроки завершения преобразований руководитель предприятия старается не называть. Это зависит от нескольких факторов. Рынок состоит из двух зданий. В первом традиционно ведется торговля бакалейной продукцией, овощами, фруктами, хлебобулочными изделиями. Здесь полная замена павильонов состоится уже в следующем году. Во втором здании сосредоточена торговля мясом, полуфабрикатами, колбасами и сырами, копченой и соленой рыбой — всем тем, что требует холодильного оборудования. Преобразования тут закончатся не раньше, чем это оборудование будет полностью обновлено. Дорогостоящий вопрос решается целиком за счет бюджета предприятия. «Хотелось бы, чтобы этот процесс не растянулся во времени и не ударил по финансовым показателям. Рассматриваем различные варианты», — признается директор МУП.

Весомым до этой осени фактором было желание самих арендаторов идти навстречу изменениям. На рынке отмечают: предприниматели какое-то время «раскачивались», оценивали опыт тех, кто решился переоборудовать свой павильон по предложенному дизайн-проекту. Опыт понравился, постепенно начал распространяться. Настоящий поток заявок на переобустройство в администрацию рынка начал поступать после того, как закрылась уличная торговля и резко выросло количество покупателей.

На расспросы арендаторы реагируют охотно. «Буквально несколько часов назад переехали в новый павильон. Нравится — светло, просторно, воздуха больше. Да и места для выкладки много — товар на витрине можно расположить удобнее для покупателя», — рассказывают женщины из кондитерского ряда. К разговору присоединяется предприниматель, представившийся Сергеем: «У меня фермерские продукты. Такой дизайн хорошо подходит для такого товара, он лучше продается. Да и в целом надо было давно менять внешний вид павильонов. Покупатель становится разборчивее, ему хочется более комфортных, современных условий».

Неподалеку на прилавке «старого образца» за горами орехов разных сортов стоит женщина: «Сюда переехала с улицы. Работала там около 20 лет, привыкла, конечно. Хотя внутри рынка работать лучше — тепло, птицы не донимают воровством. Обвыкнусь, конечно, буду переезжать в новый павильон».

Владислав Свердлов обещает — ровными рядами новеньких павильонов изменения на рынке не ограничатся: «Уже внедрили и продолжим внедрять ряд «фишек», за которые обязательно зацепится глаз посетителя».

О чем идет речь? Если внимательно осмотреться, то видно многое. Вот бывшие ранее малоприметными кафешки с нехитрым меню для быстрых перекусов изменились до неузнаваемости. Более просторные, светлые, с угловыми диванами, импровизированными маркизами вместо крыш и байкальскими пейзажами в виде принтов на всю заднюю стену. Вот точечная торговля свежей зеленью в людных проходах — прилавок продавца изготовлен в виде огромной деревянной бочки. Вроде бы просто, а смотрится здорово. А вот и та самая синяя железная лодка, на тему которой комментаторы в соцсетях выдвинули десятки версий. «Все гораздо проще. Один из арендаторов попросил обустроить для себя вот такой необычный прилавок. Обычная железная «Казанка», выкрашенная в ярко-синий, закрытая деревянным настилом. Сверху настила будут стеклянные витрины с сувенирами. Место — проходное, рядом — ряды с копченой рыбой. От гостей города и иностранцев отбою нет. Идея хорошая, мы ее поддержали», — объясняет Владислав Свердлов.

Сюрпризы для посетителей на этом не заканчиваются. Все в тех же рыбных рядах теперь можно найти полуторатонный стеклянный аквариум с живой молодью осетра. Причем рыбы выставлены не на продажу, они здесь просто для красоты, антуража.

«А ведь мы еще не говорили о третьем этаже рынка. У нас есть проект и рассчитана смета на обустройство там фуд-корта на 12 различных ресторанчиков. Разумеется, ресторанное пространство не будет копией того, что все мы привыкли видеть в торгово-развлекательных комплексах. Его концепция близка к гастромаркетам, ставшим сегодня популярными на самых популярных рынках Москвы и мира. Перемены на Центральном рынке Иркутска, начавшиеся в этом году, находятся в самом разгаре. Не забывайте следить за дальнейшими изменениями, сюрпризы на этом не заканчиваются», — обещает Владислав Свердлов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram