Если верить новостям, которые нам показывают по ТВ, то может показаться, что сейчас в Сирии нет больших операций и боёв. Сплошное «миротворчество». Причём чаще всего именно в кавычках – в реальности до мира там ещё далеко. Где-то действительно наблюдается затишье, но это затишье перед бурей, а где-то его нет вообще.Бронеавтомобили военной полиции РФ на северо-востоке Сирии
Военно-политическая обстановка
Действительно, на большей части территории страны, которая находится под контролем правительства, обстановка мирная. Однако в пустынных районах провинций Дейр-эз-Зор и Хомс (в районе Пальмиры) действуют недобитые мелкие банды «чёрных», то есть боевиков запрещённого в РФ ИГИЛа. Они нападают на небольшие войсковые колонны, посты сирийской армии и лояльных сил и милиций, устраивают диверсии, убийства.
Пустыню стараются «чистить». Этим, в частности, занимаются палестинцы из хорошо подготовленной нашими инструкторами бригады «Аль-Кудс». Но пустыня большая, а «чёрные» умеют хорошо прятаться, в том числе и от наших беспилотников, так что это там надолго. Возможно, боевикам помогают «партнёры» из США в их самостийной зоне контроля вокруг Ат-Танфа. Так же подобная диверсионная деятельность наблюдается на юге страны, где «чёрные» никогда особенных позиций не имели. Но, видимо, сейчас имеют некоторую поддержку с сопредельной израильской стороны.
Вокруг Идлиба пока нет признаков скорого наступления, хотя слухи об очередной операции уже ходят. Недавно резко активизировались наши ВКС и сирийские ВВС – по целям в этой зоне были нанесены удары. Это уже намекает на вероятные действия. Также на границе с Идлибом находятся главная полевая ударная сила сирийцев и любимый инструмент штаба группировки войск ВС РФ в САР 25‑я контртеррористическая дивизия спецназначения «Силы Тигра» генерала Сухейля аль-Хассана. Это тоже намекает на то, что некие наступательные события на этом фронте всё же будут. Вопрос – когда.
Границу укрепляют
Военная операция турецкой армии против курдов, а также бегство американцев и российско-турецкие договорённости дали возможность сирийской армии выйти в некоторых местах к границе с Турцией. Курды отводят свои формирования от границы и якобы сдают тяжёлое оружие. Возможно, всё сведётся к тому, что они просто сменят форму и перейдут в подчинение армии. Также границу патрулируют совместные группы российской военной полиции (или армейских или иных подразделений) и турецкой армии.
Сами сирийцы очень серьёзно взялись за укрепление границы и линии контроля с зоной, где пока находятся турки и протурки. Туда стянуты и стягиваются силы 5 танковых и механизированных дивизий, причём с большим количеством бронетехники и артиллерии. А также минимум 2 бригады Республиканской гвардии и части бригад 5-го добровольческого штурмового корпуса, созданного, вооружённого, обученного и возглавляемого нашими военными.
Вообще после освобождения большей части территории страны наше и сирийское военное руководство серьёзно взялось за переформатирование армии. Увольняются самые старые призывы, несущие службу с начала войны, офицеры-резервисты тоже частично уволены в запас. Численность частей стараются постепенно подвести к правильным штатам, а то было не пойми что – где-то дивизия численностью в полк, а где-то бригада с дивизию. И это ещё хорошо, а вот оснащение техникой вообще ни в какие ворота не лезло.
Патрулирование и его обеспечение
Для патрулирования такой большой границы силами российской военной полиции нужны немалые силы. Минимум 2–3 батальона с техникой, да ещё пара рот БПЛА. В Сирии любая колонна прикрывается беспилотниками, выполняющими роль глаз и ушей. В воздухе обычно находится порядка 15–20 только российских БПЛА, а есть и сирийские, и иранские, и прочие. А ведь есть ещё разные квадрокоптеры у подразделений и прочая самодеятельность.
Теперь беспилотников в воздухе нужно ещё больше, причём крупных. Также эти патрулирующие подразделения нужно прикрывать артиллерией, и авиация должна либо дежурить, либо находиться в готовности к вылету, равно как и боевые вертолёты, – всякое может случиться. Поэтому в регионе для снабжения и боевого обеспечения нужна авиабаза.
Лучше всего для этого подходит авиабаза Камышлы, где уже замечены наши вертолёты и самолёты. Сирийцы утверждают, что туда уже доставлены и системы ПВО. Также может быть использована и недавно перешедшая под контроль Дамаска авиабаза Табка. Да и бывшие американские временные вертолётные площадки и грунтовые полосы вполне можно использовать при острой нужде.
В общем, для того чтобы просто патрулировать эту зону, нашему штабу пришлось решать кучу проблем – из России потребовалось перебросить дополнительные силы.
Стихийно-коммерческий протест с камнями
Колонны на патрулировании обычно составляются так: впереди на нескольких БТР-82А/АМ и бронемашинах «Тигр-М» или MRAP «Тайфун-К» едут наши, а затем турки на MRAP «Кирпи». Замыкают колонну снова наши. Как только начались подобные совместные рейды, сразу выяснилось, что местные курды очень недовольны присутствием ненавистных им турок. У населённых пунктов на дорогах стали «стихийно» собираться группы курдских мальчишек, молодёжи, да и взрослых людей, в том числе стариков и женщин, с кучками заготовленных «подарков». Сначала кидались только тухлыми помидорами и яйцами, затем перешли на бутылки и камни.
Надо сразу заметить, что стихийности в этих акциях не было – слишком всё выглядит организованно. Почти всегда в этих местах присутствуют пресса, и «активисты» из курдов, фиксирующие происходящее и пиарящие это потом в Сети. Похоже, кто-то хорошо оплачивает такие акции, да и не склонны курды к бесплатному протесту. В общем, как говаривал герой к/ф «Убить дракона», «лучшие люди города со вчерашнего дня стихийно собрались, ждут».
И если сначала курды закидывали камнями только турок, то потом начали забрасывать и наших. При этом «стихийные» протестанты держали заранее нарисованные плакаты на английском и русском: «Россия и Турция – оккупанты», «Россия и США – оккупанты». Дальше – больше. Постепенно обнаглевшие протестующие предприняли попытку запрыгнуть на технику и сломать её.
Один демонстрант даже попытался оторвать на крыше «Тигра-М» «рога» системы подавления командных радиолиний фугасов. Это, однако, ему сделать не удалось. Другой пытался открыть броневую дверь турецкой «Кирпи» и упал под колёса бронемашины с понятными фатальными последствиями. По большому счёту такие акции нужно сразу строго пресекать. Камушки, конечно, брони не пробивают, но верхний слой бронестеклоблоков – портят, да и зеркала побить могут. Вот БТРу, конечно, всё равно. У него все бронестёкла прикрыты бронёй. Турки, правда, оперативно поставили на «Кирпи» мелкоячеистые сетки, наши подсуетились чуть позже, да ещё и «колючкой» обвили машины, чтобы не залезали. Выглядит этаким «Безумным Максом».
Но российские солдаты явно не хотят быть первыми, кто нач- нёт стрелять в ответ на камни. Лучше пусть это будут турки, так политически правильнее. Причём нападения на наших выглядят совсем нелогичными – ведь для того, чтобы отыграться, русским достаточно просто отойти в сторону, прекратить патрулирования и не мешать туркам. Так что кусать руку спасителя – это уже за рамками. Скорее всего, данная медиакартинка нужна бывшим курдским хозяевам – США.
Ответные меры
Наши военные отреагировали на подобные действия комплексно. Во-первых, к наземным патрулям добавились вертолётные, а также воздушные поисково-штурмовые группы из ударных и транспортно-десантных вертолётов со спецназом на борту на случай различных эксцессов. Во-вторых, офицеры Центра примирения враждующих сторон провели работу с местными старейшинами и племенными вождями курдов, объяснив, что если «стихийные» протестанты продолжат закидывать российских военных, то они просто дадут туркам карт-бланш на вразумление и отойдут в сторонку. Подождут, пока в головы курдов вернётся ум.
Во всяком случае, судя по видео из районов патрулирования, картинка изменилась – теперь «протестанты» встречают наших радостными воплями. Причём это те же самые люди, которые кидались ещё вчера.