> Их нашли, спустя 70 лет - Аргументы Недели

//Общество 13+

Их нашли, спустя 70 лет

Псковские охотники взяли на себя роль поисковиков и нашли родственников погибших в 1941 году лётчиков

11 ноября 2019, 11:27 [«Аргументы Недели», Александр ОРЛОВ ]

Чем больше времени проходит с момента окончания Великой Отечественной войны, тем события тех лет воспринимаются в какой-то далёкой дымке. Да и ветеранов – непосредственных участников событий – к сожалению, с каждым днём становится всё меньше и меньше… Но эту войну мы никогда не забудем и будем помнить о подвиге наших отцов, дедов и прадедов, которые ценою своих жизней защитили страну и, собственно, позволили нам жить на этом свете.

ПСКОВЩИНА – одна из тех территорий, где каждый клочок земли пропитан кровью и потом наших солдат и офицеров, приближавших миг Победы. Свидетельством тому – многочисленные воинские захоронения, раскинутые по всей области. Но эхо войны ещё даёт о себе знать. И регулярно мы становимся свидетелями находок тех времён.

Говорят, что война не окончена, пока не похоронен её последний солдат. Для любого неравнодушного человека это не просто слова. Это, если хотите, призыв к действию – сделать всё от тебя зависящее, чтобы останки воинов нашли своё успокоение. Обычно этим занимаются специальные поисковые отряды. Но так получилось, что роль поисковиков пришлось примерить на себя псковским охотникам.

Смертельная схватка над медвежьим углом

До бывшей деревни Ступино Островского района Псковской области просто так не добраться. Расположена она в такой глуши, что даже окрестные жители называют те места «медвежьим углом». Однако именно здесь, в далёком 1941-м упал советский дальний бомбардировщик ДБ-3. Об этом своим коллегам рассказал старейший охотник Островского района Геннадий Зайцев, который является уникальным знатоком-краеведом.

В областном обществе охотников и рыболовов посчитали делом чести добраться до места падения самолёта и найти останки погибших лётчиков. Для этого специально пилили через дремучий лес просеку длинной более километра, наняли тяжёлую экскаваторную технику. И всё это делали на собственные средства.
Усилия добровольцев увенчались успехом. На месте падения, на глубине 6-ти (!) метров были обнаружены двигатель, лопасти, фрагменты фюзеляжа, различные авиационные приборы и аксессуары, кислородные баллоны и самое главное – останки трёх членов экипажа. По номерам на частях двигателя установили самолёт, фамилии лётчиков, откуда они призывались.

По информации из архива, случилось это 7 июля 1941 года, всего лишь пару недель после начала войны. Выполняя задание, лётчики 203-го дальнего бомбардировочного авиаполка с высоты 3000 метров отбомбили колонны мотомехвойск противника на шоссе Тележники – Остров и возвращались на свой аэродром Эзель, что на Балтике. Внезапно, звено из трёх наших ДБ-3 было атаковано пятёркой немецких «мессершмиттов» Ме-109. В результате воздушного боя три вражеских истребителя было сбито, однако и наши понесли потери – два самолёта загорелись, и было принято решение выброситься на парашютах.

Из экипажа младшего лейтенанта Степана Васильева благополучно приземлиться удалось только командиру. Штурман, старший лейтенант Михаил Виноградов разбился и погиб. Стрелки-радисты, младшие сержанты Василий Говорун и Григорий Кузнецов (оба – 1919 года рождения) из-за ранения не смогли выбраться из падающего, горящего самолёта…

Геройская машина

На самом деле бомбардировщик ДБ-3 был для своего времени уникальным летательным аппаратом. Достаточно взглянуть на его параметры.

Самолёт ДБ-3. Страна: СССР. Тип: Дальний бомбардировщик. Год выпуска: 1936-й. Экипаж: 3 человека. Двигатель: 2 х М-87А по 950 л. с. Максимальная скорость: 439 км/ч Практический потолок: 9600 м. Дальность полёта: 3800 км. Максимальная взлётная масса: 9450 кг (при норме в 7445 кг). Размах крыльев: 21,44 м. Длина: 14,22 м. Вооружение: три 7,62-мм пулемёта ШКАС, бомбовая нагрузка – до 2500 кг (при норме в 1000 кг).

 

Именно бомбардировщики ДБ-3 стали шоком для немецкой армии и ПВО, когда в ночь с 7 на 8 августа 1941 года столица Германии Берлин подверглась бомбардировке. Советские лётчики опровергли слова главнокомандующего люфтваффе Германа Геринга, самоуверенно заявлявшего о том, что «ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха». Вплоть до 4 сентября было совершено 86 вылетов. С 33-х самолётов на Берлин обрушилось 36 тонн фугасных и зажигательных бомб. Это, если не считать снарядов, начинённых агитационными листовками, и 37 самолётов, отбомбивших другие города Германии. Потери составили 18 самолётов и 7 экипажей.

Возможно, экипаж сбитого над Псковской областью ДБ-3 также принял бы участие в секретной берлинской операции. Но лётчикам пришлось отдать жизнь за Родину раньше своих товарищей.

«Берём поиск на себя!»

По словам заместителя председателя правления общества охотников и рыболовов Псковской области Юрия Тихонова, который координировал работы по подъёму самолёта и останков экипажа, поиском родственников погибших пришлось заниматься самим добровольцам. «Удивительное дело, но ни военкоматы, ни органы власти не проявили никакого интереса, – рассказывает Юрий Робертович. – Вы только представьте, останки экипажа более года хранились в подвале у одного из наших охотников Сергея Афанасьева!».

Более 140 советских и немецких самолетов, потерпевших крушение или сбитых над территорией Псковской области во время войны 1941 – 1945 годов, до сих пор не найдено…

Более того, как только был направлен запрос в Министерство обороны РФ по поводу поднятия самолёта (вся военная техника по закону – собственность данного ведомства), об этом прознали «чёрные копатели». Они бросились на поиски цветного металла – дюралевых фрагментов самолёта. «Почему государство позволяет скупать подобные вещи, непонятно», – возмущается Тихонов.

«Чёрным копателям» дали, конечно, отпор, благо, охотники народ крепкий, и принялись за самостоятельные поиски родственников. Для этого были задействованы общества охотников в других регионах. С их помощью удалось найти родственников двух членов экипажа в Липецке и Крыму. Ещё один лётчик был призван из Костромы. Его родственников найти пока не удалось. «Но работа в этом направлении продолжается, и мы их обязательно найдём», – заверил Юрий Робертович.

Чтобы помнили

Согласование места захоронения останков экипажа ДБ-3 тоже проходило непросто. Но к процессу подключилась администрация Островского района Псковской области, и все проблемы, наконец, были решены. Торжественные мероприятия по захоронению останков советских лётчиков прошли в городе Остров. В них приняли участие военнослужащие, дислоцированные под Островом, представители православной церкви, школьники, жители города. Удалось приехать племянникам и правнукам Григория Мироновича Кузнецова из Липецка. Правнучка Василия Александровича Говоруна из Крыма тоже собиралась приехать, но большой срок беременности не позволил это сделать. Девушка собирается посетить Остров в ближайшем будущем.

Юрий Тихонов и его единомышленники-охотники не считают, что совершили нечто геройское. «Вот эти лётчики – это были настоящие герои. И предать их останки земле наша и традиция, и обязанность. Ведь если бы их не было, не было бы и нас, – говорит Тихонов. – Надеюсь, что, помня о таких подвигах, мы будем помнить, кто мы есть. И главное, чтобы об этом помнила молодёжь».

Александр ОРЛОВ

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте