10 ноября, когда весь мир отмечает всемирный день науки, России остается только скорбеть. Прикладная наука была уничтожена в 90-ые годы вместе с промышленностью. Академическую - добивают на наших глазах. Мы чужие на этом празднике жизни.
10 ноября, весь мир отмечает день науки, России остается только скорбеть. Прикладная наука была уничтожена в 90-ые годы вместе с промышленностью. Академическую - добивают на наших глазах.
10 ноября – это не только привычный день советской милиции, но и загадочный всемирный день науки. Во всем мире уважаемый профессора поздравляют друг друга, дарят скромные подарки, выслушивают заслуженные похвалы. В России же нынешней о дне науки можно буквально говорить как о дне, снизу которого иногда стучат.
Вообще-то, строго говоря, говорить о науке в единственном числе неправильно. Наук так много на земле:
- наука прикладная /отраслевая/ - инженерные решения, основанные на фундаментальных принципах;
- наука фундаментальная – познание мира и новых законов природы или удовлетворение любопытства за государственный счет;
- наука фундаментальная делится на:
- поисковую;
- экспериментальную;
- грантовую;
- бюджетную и так далее.
Траур ко дню науки
Ежегодно в мире на научные исследования траться сотни миллиардов долларов. Первые, естественно, США с полутриллионом. Почти догнал Китай. Япония, Франция, Германия, Индия, даже Бразилия впереди России всей.
К всемирному дню науки в РАН рассказали о марафонском отставании нашей страны от грандов финансирования науки. Если оценивать строго государственное финансирование на научные исследования, то мы отстаем от «империи зла» более, чем в тридцать раз. От Китая более чем в двадцать раз. Даже от Южной Кореи почти в пять раз!
Еще в 2012 году Владимир Путин приказал правительству увеличить расходы на исследования и разработки должны составлять 1,77% от ВВП. Это хотя бы позволило немного приблизится к лидерам. Но правительство Дмитрия Медведева отчего-то решило, что каким-то там наукам жирно будет. Мол, и эти высоколобым и 1,11 % от ВВП хватит.
Накануне всемирного дня науки не хочется говорить о грустном. Но приходится. Российские науки (и фундаментальная, и остатки прикладной) переживают сегодня, пожалуй, самые подлые времена за последние столетия. От науки требуют не решения больших задач, а какого-то симулякра в виде цитируемости. От науки требуют ворваться в пятерку ведущих научных держав, но по каким международным критериям собираются это оценивать –молчат. От науки требуют стать передовой в Европе, но финансируют как в Африке.
Технаук не смолкнет слава
Советский союз мог с гордостью в любые международные дни. Хоть наук, хоть образования. Тогда науки были в почете. В 80-ые года на исследования и образование выделялось около 25 процентов ВВП. И ВВП этот был не чета нынешнему.
Научные достижения тогда считались в выданных патентах и реальном экономическом эффекте. Как, к слову, считает весь мир. А не в мифических публикациях в западных журналах. Во всемирное научное наследие советские ученые внесли свой огромный вклад.
К всемирному дню науки наше государственное телевидение наверняка подготовит бравурные сюжеты как хорошо себя чувствуют российские ученые, как растет рейтинг нашей науки, как всемирная научная общественность ценит усилия нашего правительства, как фундаментальные науки космополитичны, а потому работайте товарищи ученые, доценты с кандидатами на папу Сэма и есть не просите.
Так что всемирный день науки – это, конечно, праздник для всемирного научного сообщества. Всемирный день науки – это, конечно, повод поздравить ученых. Можно пересмотреть замечательный фильм «Девять дней одного года» или посчитать дни до новогодних праздников. Все можно. Вот только российские науки с таким отношение к ним власти будут все сильнее скатываться к наукам африканским. И никакой тут «день», «дня», «дню» ничего не изменит. Сколько ни ори халва – лимон все равно кислый.
Александр Григорьев