Она прославилась в нулевые годы благодаря песням «Буду самкой дельфина», «Холодным мужчинам – холодные женщины», «220 вольт». Сексуальный рок – такое определение применимо к ним, тем более что Мара сопроводила своё творчество откровенными (и при том небезвкусными) фотосессиями, а ещё внезапным обнажением груди на концерте. Однако с 2015 года мы видим и слышим совсем другую Мару – не столько остросексуальную, сколько остросоциальную и даже, с позволения сказать, историософскую. «Время поднимать камни, время собирать свои земли», – вот её сегодняшний посыл.
Кровь и почва
- Марина, вы…
- Я не Марина, я Мара (смеётся).
- Значит, вы всегда в образе, супер. Итак, Мара, вы стали известной прежде всего за счёт любовной, радиоформатной лирики. А на последних двух альбомах мы услышали иную музыку.
- Мир изменился. Водоразделом стал 2014 год. Началась война: локальная (на Украине), а также глобальная, негласная. Любой чувствующий, думающий, переживающий за свою страну человек должен быть вместе с ней, со страной. Русский музыкант должен давать импульс русским людям, чтобы не спали, понимали, кто они, откуда и зачем. Понимали, какова их роль в мире. А вслед за содержанием наших песен утяжелился и гитарный звук – хочется вибрировать в большей степени с мужской аудиторией. Лирика первых альбомов, с её личностными переживаниями, осталась где-то там, в прошлой жизни.
- Вы поёте: «В интересах чужой крови – твоё: порабощение твоё, кровосмешение твоё, заткнутый рот…»
- Да, я апеллирую к русской крови – к нашему единому мощному стержню. Кровь – это энергетика. Русская кровь – кровь хранителей мира на планете. Без русских на Земле не было бы равновесия, уже давно царили бы хаос и тьма. Русская кровь – это свет. Задача врагов русской крови – всячески размывать её: мы видим и неконтролируемую миграцию, и усыпление духа через ложные ценности, через алкоголь, наркотики, лживое телевидение, чужие соцсети. Через навязывание потребительского мышления – когда человек не созидает, а только потребляет. Задача нашего последнего альбома «Русская Звезда»в том, чтобы «включить» русских людей, пробудить силу духа, помочь осознать себя и наше единство. «Поднимайся, храбрый! Никогда ты не один», – одна из ключевых строчек альбома.
- Для нашей культуры гораздо более свойственно культивировать почву, нежели кровь.
- Здесь прямая взаимосвязь: сколько русской крови пролито на нашей земле! Каждый раз, когда русская кровь соединяется с ней, наша связь с родной землёй укрепляется. Поэтому много веков ни один внешний враг не может подчинить нас.
- А наша собственная власть – может. Даже консерваторы XIX века признавали, что народ в своё время существенно пожертвовал гражданскими правами ради сильного государства, способного обеспечить единство и суверенитет. Но, если вам это не интересно, идём дальше. В песне «Завтра» вы обещаете национальный триумф. Мне вспомнились строчки группы «25/17»: «Ваш позитив натужный – это понос кровавый. Смешон, как фотосессия в контос на аву».
- Наша песня «Завтра» – чистая, честная, яркая, наполненная весенним солнцем. Стремительный рок. Призыв: действуй! Своими руками, своими шагами, только своими уверенными действиями ты сделаешь ЗАВТРА на нашей земле прекрасным.
Протестуют не так
- Одёргивают ли вас, когда вы педалируете русскую тему?
- Мы наблюдаем желание уйти, избежать этой темы, не касаться её. И вообще не касаться того, что поднимает настоящие патриотические чувства. Россказни, что в стране патриотическая пропаганда и так далее, – это всё чушь. Как раз наоборот: там, где видят сильные, способные пробудить дух людей вещи, – стараются это замолчать, приглушить. Большинство СМИ предпочитают, чтобы русский дух не пробуждался.
- Когда люди выходят на протестные митинги, это не пробуждение?
- На такие митинги, как были летом (2019 года. – Прим. «АН») в Москве? Нет. В такую либеральную активность вовлечён крошечный процент населения, причём лишь в нескольких городах: Москва, Питер, Екатеринбург. Эта активность происходит из американской соцсети – такова схема, задействованная во всём мире. Спривлечением молодняка: студентов, подростков. Посмотрите, что было в Гонконге только что: массовые антикитайские выступления, – один молодняк там задействован, как и в Москве. Им хочется движухи, тусни. Понятно, что у таких митингов есть заказчик, и они направлены на разрушение.
- Если человек никакой не либерал, не хочет отдавать Украине Крым и Донбасс, не жаждет гомосексуалистских «браков» в своей стране, а имеет претензии к социальной политике, к отсутствию прогрессивной шкалы налогообложения, которая применяется даже на самом-самом капиталистическом Западе, – где этому человеку выразить свой запрос властям, если не на митинге?
- Может и на митинге, конечно. Но всегда видно, кто и что за этими митингами стоит. Чья здесь «креатура» и чьи интересы. И кто кого использует.
Красный геноцид
- В песне «Адмиралъ» о дореволюционной России вы используете яркий образ – «небо великой империи». Чем небо Российской Федерации хуже?
- Песня – о нашем сегодня, вчера и завтра. О нашем ВСЕГДА. Об адмирале Колчаке и о капитанах с «Лошарика». О русских людях, готовых к самопожертвованию, к подвигу. Во имя Родины. А небо великой империи – оно всегда над нами. Каждый русский человек живет под ним и с ним связан.
Российская империя была полна сильных граждан, двигавших её вперёд: интеллигенция, промышленники, инициативное крестьянство. Их-то впоследствии и выкашивали. Октябрьская революция – ключевое событие той планомерной войны против русских, о которой мы говорим. Не обошлось без дьявольских сил – из людей повытаскивали наружу самое глубинно-тёмное.
- Трудно поспорить. Но уверены ли вы, что стоит ломать копья на тему прошлого, вместо того чтобы вместе созидать будущее?
- Без знания своей истории сложно понять, кто ты. Без чёткого понимания прошлого нельзя двигаться в будущее. Что-то надо срочно исправлять, прямо сейчас. Вот, захоронение Ленина. В самом центре страны, в главном нашем месте силы стоит майяно-ацтекская пирамида (мавзолей именно так и задумывался-проектировался), внутри которой – ниже уровня земли – лежит мумия.
- Намекаете на мистику?
- Есть версия, что пирамида-мавзолей – это своего рода антенна, через которую происходит определенное энергетическое воздействие. Но мистики можно и не касаться, мумия на Красной площади – это попросту ненормально, вот и всё.
- На заре своего президентства Путин сказал, что если захоронить Ленина при жизни старших поколений, то они воспримут это как надругательство над её смыслом.
- Смыслом жизни старших поколений является труп на площади? Не думаю. Возможно, есть какие-то фанатики, но их количество ничтожно.
Женский вопрос
- В интервью вы отмечали: для музыканта, с коммерческой точки зрения, высказывать позицию – значит дробить аудиторию. Лишились части публики?
- Да, кто-то из любителей лирики откололся. Но в гораздо большем количестве пришли новые слушатели – в основном мужская аудитория. В Контакте у нас, в нашей группе, 82% активности приходится на мужчин. Десять лет назад, наверное, было ровно наоборот. Думай, чувствуй, действуй – такие прямые посылы женщинам обычно не интересны, хотя, конечно, есть исключения. Концерты стали гораздо драйвовее: раньше, допустим, я не могла прыгать со сцены в толпу – теперь могу.
- К вопросу о гендерах. В песне «Головокружения» 2012 года вы сказали: «Народные волнения достигли апогея. Я голосую за мэра-гея, за президента-женщину, религию на всех одну! Я выбираю тех, кто никогда не выберет войну!» Сарказм?
- Да, там был сарказм. В каких-то строчках.
- Стало быть, вы против того, чтобы Россию возглавила женщина?
- Нет, я не против – вспомним великую императрицу Екатерину Вторую (нерусскую, кстати, по крови, но абсолютно русскую по духу, – сколько всего она сделала для державы!). Главное, чтобы лидер страны был сильным и думал только о её процветании. А мужчина или женщина – не важно.
- Как относитесь к разговорам об измельчании мужского пола?
- Всё у нас в порядке. И с женщинами, и с мужчинами. Множество прекрасных парней, мужчин, которые активно занимаются собой, своим физическим и духовным развитием, не курят, не пьют – не пребывают в алко-нарко-угарах, как молодёжь 20-летней давности. Мы ездим по стране, видим наших людей.
- Почему среди рок-музыкантов мало женщин?
- Рок – музыка сильная, по большому счёту мужская. Здесь нужно не о ерунде петь, нужно нести людям идеи. А идеи, идеология вообще – это ближе мужчинам. Не все женщины на это способны. Часто в рок-группах, где женщина-вокалистка, вовсе не она является автором слов, а мужчина (гитарист, басист и так далее).
В Донбасс – готова
- Вы много говорите о диверсиях против нашей крови, но главная «горячая» война для русских сегодня – это война с единокровными братьями.
- После революции русский народ вообще столкнули с самим собой, брат пошел на брата. В этом и был план.
- Последний раз вы были на Донбассе незадолго до начала войны, верно?
- Да, в феврале 2014 года, за две недели до крымского референдума мы выступали в Донецке. Тогда там всё уже начиналось, собирались десятитысячные толпы. Шла прямая трансляция нашего концерта в Интернете, и владельцы клуба, очевидно приверженцы украинских взглядов, отключали её между песнями, не пускали в эфир то, что я говорила со сцены.
- С тех пор не возникало желания съездить в Донецк с концертом?
- Желание есть, но либо предложения сомнительные, либо не срастается.
- Но вы готовы? Не страшно?
- Конечно, готовы. Там особенная аудитория. Люди Русской Звезды.
- «Может ли огонь сжечь огонь?» – поёте вы о войне. Не диссонирует ли такой пацифизм с вашей позицией?
- А с чего вы взяли, что здесь пацифизм? Здесь прямо противоположный смысл. Огонь, который приходит извне, не в состоянии сжечь твой внутренний огонь, вот о чём речь.
- Великий русский язык… Хочется ли вам, чтобы ваши песни приводили людей в Донбасс, в ополчение?
- Этот выбор – личное дело людей.
- Вам бы этого хотелось?
- Не могу думать в такой плоскости.
- Хорошо, слово «хочется» убираю. Вам приятно было бы узнать, что человек, послушав ваши песни, рванул на Донбасс?
- Мы таких людей знаем. Они поехали не потому, что песни послушали, а потому, что сочли это своим долгом.
- Ваши песни могут быть последней каплей, так?
- Наши песни призывают к тому, чтобы люди пробуждались, осознавали русскую силу и бесстрашно шли вперёд.
- В том числе с оружием в руках?
- Если надо, то да. Если они защищают русскую землю, то берут оружие. Когда враг идёт на тебя с оружием, что нужно делать? Крестиком вышивать? Подносить хлеб-соль?
- Рэпер Влади из группы «Каста» так описывает военно-полевой быт в треке «Погибнуть как герой»: «И не было в борьбе ни жертвенной патетики, ни праведных побед – шли дни темно и серенько. В обосранных окопах по поносу хлюпанье, тупость долбо…ов и хавка рядом с трупами». Вы сознаёте, что ваш слушатель увидит совсем не ту романтичную войну, которая поманила его словами ваших песен?
- Мы пишем песни не для дураков. А для людей, которые всё понимают. И делают свой выбор. Один человек, поехавший туда добровольцем, рассказывал мне, как вышел из «замеса», из «котла», и, сидя в одиночестве на остановке, с комком в горле раздумывал: ничто не мешает сесть в автобус до Ростова и больше никогда сюда не возвращаться – никто не будет тебя разыскивать и наказывать за дезертирство. Но как ты сам будешь после этого жить, кем сам себя будешь считать? И он вернулся в окопы. Это всё выше, чем, как вы говорите, романтика.
- Мара, не устаёте ли вы от патетики? Не возникает самоиронии, желания пошутить?
- Не вижу особой патетики в том, что мы делаем.
- Позвольте спросить вас про ту юную Мару, которая оголила грудь перед многотысячной публикой.
- Как я сейчас к этому отношусь? Было – и было.
- Могут ли фанаты рассчитывать на повторение этого щедрого жеста?
- Нет, такие исторические события случаются только однажды (смеётся).