Европейский союз отмечает «день рождения»
1 ноября 2019, 11:20 [«Аргументы Недели», Андрей СУРОВЦЕВ ]
Европейский Союз 1 ноября отмечает своё 26-летие. Какие особенности и проблемы наблюдаются в области политики, экономики и общества стран-членов Евросоюза.
Первого ноября Европейский Союз отмечает свой день рождения. Этому крупному политическому объединению стран исполняется 26 лет. Что сейчас происходит внутри европейских государств, что творится с политической обстановкой на международной арене и какие проблемы преследуют «европейскую стабильность»? Евросоюз: создание, отношения с Россией, страны, придерживающиеся европейского скептицизма и многое другое.
Евросоюз и Россия
Владимир Путин и Ангела Меркель, globallookpress.com, © Kay Nietfeld
Европейский союз для России сегодня – это если не идеологический, то политический, экономический и даже социальный оппонент. В этом можно бесконечно обвинять США, сетовать на то, что Россия испокон веков оказывала поддержку странам запада, но не получила должной благодарности в ответ. Однако такое положение дел остаётся удручающим фактом, изменить который в ближайшее время вряд ли получится. Уж больно глубокая неформальная пропасть лежит между нашей страной и странами ЕС. Об этом свидетельствуют многие факторы: экономические санкции, номинальное вооруженное давление (размещение военных баз и ракетных установок вдоль границы с Россией), проблемы в дипломатии, создание фейковых скандалов. Даже то, что те страны, с которыми «ссорится» Россия, стараются на официальном уровне примкнуть к Европейскому Союзу говорит о многом, говорит о том, что союз и Россия прямо противопоставляются в масштабах мировой политики.
Если искать причины такого положения дел, погружаясь в исторический дискурс, можно сделать предположение: основная проблема таких взаимоотношений сегодня – это длительный и многогранный культурный раскол. Ведь, как известно, у России свой собственный путь, неповторимый и неподвластный критическому анализу. Европейская культура, быт, история, европейские ценности – все это пусть и пересекается с нами, но ни в коем случае не является центром образования нашей собственной культуры. Да, было множество моментов в истории России, когда Европа оказывала огромное влияние на развитие нашей страны: самым ярким, пожалуй, можно назвать петровские реформы. Однако огромный срез общества (чуть ли не основной) не принимал, не принимает и не будет принимать тот политический, социальный и экономический образ жизни, который нам навязывался либо насильно, либо в смягченной форме западом.
Кому-то такое отношение может показаться глупым, ведь многие считают путь развития европейского общества прогрессивным и «миролюбивым», в то время как наш путь – жестким, консервативным и удовлетворяющим потребности «избранных». Особенно сильно на это любит давить Политическая оппозиция в моменты глубоко кризиса Российской власти: «Посмотрите, вон, европейские чиновники на метро до работы ездят! А наши олигархи разворовывают бюджет страны, пока пенсионеры умирают в нищете!». Или так: «Посмотрите, вон, европейское общество вместе с Америкой поголовно свободное, носит джинсы и ест фастфуд! А у нас политические репрессии за неугодные политические взгляды, стагнация экономики и идеологический кризис!». Или даже так: «У наших рабочих и крестьян нет практически никаких социальных гарантий, а зачастую и возможности выживать! А, вот, европейская культура нам подарила замечательные научные труды Маркса, нам нужно ими воспользоваться!».
Однако каждый раз, когда российское общество попадается в ловушку «европейской сказки», и в стране что-то меняется, спустя десять, пятнадцать, двадцать, даже сто лет новый европеизированный уклад постепенно принимает черты российской культуры. Этот синтез трансформирует общество и политику внутри России, наступает очередной кризис. И выбраться из этого кризиса нам каждый раз обещают нашим собственным национальным образом, но нас все равно клонит в сторону Европы, а сейчас Европейского союза. Частью которого мы вряд ли когда-нибудь станем. Который 1 ноября отмечает свой день рождения.
Праздник для Европы
Флаг Европейского Союза, globallookpress.com, © Han Yan
Начало Европейскому Союзу было положено ещё задолго до 1992 года, но именно в этом году странами, которые позже и образовали ЕС был подписан Маастрихтский договор. Договор вступил в силу 1 ноября 1993 года и стал документом, породившим это крупное объединение государств. Среди стран, которые первыми вступили в союз, основанный на базе Европейского экономического сообщества, были:
- Бельгия
- Греция
- Великобритания
- Испания
- Ирландия
- Италия
- Дания
- Нидерланды
- Португалия
- Люксембург
- Франция
- Германия
Сейчас в ЕС входят двадцать восемь стран (пока Великобритания не осуществила брекзит). У Маастрихтского договора были свои критерии, которым страны, желающие вступить в Европейский валютный союз, должны были удовлетворять. Первый критерий – государственный бюджетный дефицит должен быть менее трёх процентов ВВП. Второй – внешний госдолг не должен превышать шестидесяти процентов ВВП. Также, новое государство обязывалось два года участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в том диапазоне, который будет задан. Инфляция не должна превышать полтора процента от среднего значения трёх стран ЕС со стабильной экономикой и ценами. Последнее – долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны быть больше среднего значения таких ставок в странах ЕС с низкой инфляцией, более чем на два процента.
Отталкиваясь от этих критериев, можно с уверенностью заявить о том, что на первоначальных этапах совместная деятельность стран, подписывающих договор, держалась в большей степени на экономическом, чем политическом сотрудничестве. Однако оба понятия тесно переплетены: там где политика, там и экономика, и наоборот. Желая создать устойчивое в экономическом плане объединение, государства по сути создали большой и стратегически сильный военно-политический союз, который, тем не менее, успешно управляется США.
Первое ноября, день когда договор вступил в силу, и стал днём рождения Европейского союза. Его создание, пожалуй, это одно из самых значительных событий мировой политики девяностых годов. Европейские страны, объединившись, образовали мощный надгосударственный институт, даже сверх государство, хотя официально ЕС таковым не является. Но, тем не менее, многие признаки как раз указывают на это.
Во-первых, с точки зрения экономики, Евросоюз имеет общий рынок, который гарантирует свободное передвижение по всей территории ЕС капитала, людей, товара и услуг. Так, например, была организована Шенгенская зона, то есть зона безвизового въезда между гражданами стран-членов ЕС и други европейских государств. Во-вторых, на территории ЕС существуют, так называемая, еврозона, то есть, европейский экономический союз из девятнадцати стран, которые ввели общую валюту. Это означает, что эти страны ведут фактически общую экономическую стратегию на поддержание евро в условиях мирового рынка.
В-третьих, Европейский союз является субъектом международного права, поэтому ЕС имеет полное право принимать участие в дипломатических и политических миссиях, в международных отношениях с отдельными странами, может заключать международные договора. На этом базируется также и разработка общей политики безопасности и общей внешней политики, то есть, стратегия поведения на международной арене разрабатывается совместно всеми странами-членами Евросоюза и ведётся от его лица.
В-четвёртых, как надгосударственная структура, ЕС имеет многие институты власти, такие как Европейский совет, Еврокомиссию, Суд Евросоюза, счетную палату, Совет ЕС, Европейский центральный банк и Европарламент. Все эти институты опять же формируют общую внутреннюю политику в области законодательства, раскрытия внутренних дел, регулирования общего сельского хозяйства и регионального развития.
Таким образом, можно сказать, что хотя официально Евросоюз и не является «сверх государством», по сути, он таковым является, так как существуют общие институты власти, общая экономика и общая внешняя политика. Это представляется большой проблемой для России, так как намного проще было бы противостоять не одному мощному государству, а целому ряду небольших государств. Так было бы проще договориться. Но это не представляется возможным.
Россия и Австрия
Владимир Путин и Себастьян Курц, globallookpress.com, © Kremlin Pool
У России, например, довольно неплохие дипломатические отношения с Австрией и Италией. Эти страны неоднократно выступали за снятие санкций в отношении экономики России, выражали своего рода поддержку. Между странами, особенно между РФ и Австрией, только усиливаются положительные контакты, наращивается сотрудничество в области совместного развития образования, туризма и культуры.
«Убежден, массу возможностей открывает наш культурный обмен. Мы благодарны Богу за то, что австрийцы — культурная нация с богатыми традициями и историей, если говорить о музыке и искусстве в целом», – так Себастьян Курц, федеральный канцлер Австрии, прокомментировал наше культурное сотрудничество.
По сути, все это могло бы привести к возникновению чего-то потенциально полезного как для России, так и для Австрии, например, мы могли бы наладить совместный экспорт и импорт «национальной» продукции. Это принесло бы большие деньги в экономику стран, подняло бы производство на новый уровень, так как появились бы новые рынки сбыта.
Да, что уж говорить, отношения между нашими странами настолько доверительные и всепрощающие, что даже на шпионский скандал с участием России Курц отреагировал так:
«У нас хорошие отношения с Россией, и в будущем ничего не изменится».
Однако, к сожалению, Австрия является членом Евросоюза, а значит и принимать решения по отношению к России в отрыве от остальных государств-членов она не может. Все это происходит потому, что, как известно, у ЕС общая внешняя политика, которая на данный момент относится к России резко негативно. Поэтому, как бы австрийское правительство не хотело построить с Россией настоящую крепкую дружбу, пока мы, как Ромео и Джульетта, находимся по разные враждующие стороны, и не в силах хоть что-то изменить. Австрии только и остаётся, что выносить очередные предложения по отмене экономических санкций, которые каждый раз рассматриваются европейскими государствами со скепсисом.
Россия и Прибалтика
Примером явного антагонизма для России могут послужить страны Прибалтики, которые «настрадались» от СССР, и теперь во всех отношениях стараются отгородиться от возможного давления со стороны РФ. В Литве, Латвии и Эстонии в большей или меньшей степени проявляются националистические движения, которые нацелены на противостояние с культурой и историей России, а также и политикой российских властных структур. Все то, что происходит сейчас там, можно расценить, как банальную месть за насильственную оккупацию в годы существования Советского Союза. Однако, как показывает практика, вне союза эти страны существовать не могут: после распада СССР, они в скором времени примкнули к Европейскому союзу.
Националистические и неонацистские объединения особенно хорошо выживают в Литве. Сегодня эту страну захватила волна смены исторического курса: Фашистская Германия более не представляется злостным и антигуманным захватчиком. Те преступления, которые совершались литовцами в «сотрудничестве» с германскими нацистами, сегодня расцениваются как национально-освободительные подвиги, нацеленные на свержение внутри страны господства СССР. Еврейские погромы, геноцид, террористические акты, которые совершались «лесными братьями», вооруженными группировками литовских партизан, примкнувших к нацистам в годы Великой Отечественной Войны, сегодня рассматриваются исключительно в ключе необходимых мер для освобождения от Советского Союза.
Преступники, такие как Йонас Норейку или Йонас Жвинис, бывшие предводителями нацистских литовских объединений, сегодня посмертно награждаются орденами воинской славы за заслуги перед отечеством. Их именами называются улицы крупных городов, культурные центры, даже школы. На их совести и совести подобных им людей лежит кровь ни в чем не повинных соотечественников, которые погибли из-за того, что эти преступники испытывали радикальные взгляды.
Сегодня литовскому правительству это очень выгодно. Страна уже вошла в Евросоюз, но вот признания на этой стезе пока не заслужила. Литве нужна европейская культура, европейские ценности и европейская политика. Добиться этого сегодня Литва может только идеологически доказывая свою приверженность ЕС путём проявления негатива к России. Экономика у Литвы, как и во всей Прибалтике в целом, не то чтобы привлекательная. Поэтому литовское правительство использует сложившиеся исторические обстоятельства так, как им это выгодно.
Националисты Литвы ненавидят СССР. Россия ассоциируется с Советским Союзом, так как она, как минимум, является правопреемницей государства. Разницы между СССР и Россией литовские радикалы не видят: им кажется, что советская оккупация может повториться в любой момент. Любой дипломатический шаг РФ в сторону Прибалтики ими расценивается, как действие, которое может привести к возрождению этой оккупации. Литовское общество и законодательство уже сделало все, чтобы противостоять этому: была запрещена советская государственная символика, переписана история. Но необходимо нанести еще несколько точечных ударов по ценностям России, оправдывая это тем, что Россия представляет реальную угрозу.
Прибалтийским странам нужен повод для того, чтобы добиться европейской идентичности. Создание такого рода националистических движений, которые оправдываются страхом перед «российской угрозой», может послужить сближающим фактором с Европой. Да, европейские ценности сейчас крутятся вокруг толерантности и уважении ко всем, кого только можно представить, однако, когда речь заходит о «российской угрозе», про толерантность как-то все забывают. Это своего рода приемлемые двойные стандарты.
Литва пытается заслужить европейское уважение и поддержку. Поэтому ей приходится избирать тот политический курс, который был совместно избран Европой – экономическое, социальное и политическое противоборство с Россией. Пытаясь «выслужиться» литовское правительство поступает весьма радикально: вместо экономической блокады транслируется ненависть ко всему русскому народу. Зато европейская политика фактически соблюдена, и это выступает объединяющим фактором. Мол, «одно дело делаем». Насколько это нужно Европейскому Союзу понять сложно, но там не предпринимается никаких попыток остановить такое «безобразие». Значит, зачем-то нужно.
Брексит
Борис Джонсон,globallookpress.com © MFA Russia Press Service
Одним из самых значимый событий для Европейского союза последних лет является затянувшаяся попытка Великобритании выйти из его состава. По результатам референдума, который был проведён в 2016 году, чуть более половины проголосовавших (51%) отказались от дальнейшего пребывания в составе ЕС.
Однако процесс выхода оказался намного сложнее: изначально он планировался на 23:00 по Гринвичу 29 марта 2019 года. Однако создание такое инициативы, как Брексит, повлекло жесткие разногласия внутри парламента Великобритании, а затем и между некоторыми правительственными структурами. Новая дата выхода планировалась на 31 октября, однако и сейчас инициатива не была доведена до конца и снова перенеслась.
Разногласия были вызваны партийными взглядами на саму ситуацию. Так, консервативная партия настаивала на том, что Великобритания не будет выплачивать финансовые обязательства перед европейскими государствами в рамках выхода из их состава. Более того, члены партии считали неприемлемым создания нового таможенного регламента на границе между Северной Ирландией и Ирландией, которая останется в составе Европейского Союза. В то же время Лейбористская партия говорила о необходимости сохранения таможенного союза с ЕС.
Многие другие партии, которые представляли меньшинство в парламенте, например, Шотландская Национальная и Либеральная Демократическая партии, настаивали на том, чтобы референдум за выход из состава Евросоюза был проведен заново, так как по их мнению сохранение Великобритании в составе европейских государств принесёт больше пользы и выгоды.
«Это - моя партия! Я - член этой партии 45 лет! Я намерен защищать мою партию от тех, кто недавно в нее внедрился и пытается из широкого объединения людей с разными взглядами превратить ее в узкую фракцию. Люди, которые сейчас заправляют делами в этом правительстве, которые, вероятно, даже не являются членами Консервативной партии, которым нет дела до будущего Консервативной партии - я намерен защищать мою партию от них!», – так о давлении со стороны правительства и расколе в парламенте высказывается Филип Хэммонд.
В результате этих споров Тереза Мэй, назначенная премьер-министром страны в рамках выхода из состава ЕС, покинула свой пост в связи с тем, что не смогла выполнить поставленных обещаний. Так она прокомментировала свой уход:
«Я сделала все возможное, чтобы убедить парламентариев поддержать это соглашение. К сожалению, я не смогла этого сделать. Я пыталась трижды. Я полагаю, что было правильно проявлять упорство даже тогда, когда вероятность неуспеха была высокой. Однако теперь мне стало ясно, что наилучшим интересам страны будет отвечать, если этими усилиями займется новый премьер-министр… Я испытываю и буду испытывать чувство глубокого сожаления, что мне не удалось осуществить Брексит. Найти способ проявить уважение к результатам референдума придется моему преемнику. Чтобы преуспеть, ему или ей придется достичь консенсуса в парламенте, чего я не смогла сделать. Этого консенсуса можно будет достичь только в том случае, если все стороны будут готовы пойти на компромисс»
Новым премьер-министром Великобритании стал Борис Джонсон, который первое время был радикально настроен относительно этой инициативы. По его мнению, Великобритания обязана выйти из состава ЕС, а создание этой инициативы – единственно верное решение. Он пообещал сделать все возможное для осуществления этого процесса. Однако у него так и не вышло добиться необходимых уступок со стороны Европейского Союза, а новый регламент, принятый парламентом ещё сильнее осложнил ситуацию. В итоге, ему потребовалось ещё раз просить об отсрочке Брексит.
Желание Джонсона провести «жесткий брексит» не увенчалось успехом и повлекло ещё больше проблем внутри страны, чем это предполагалось в самом начале. Война между правительством и парламентом, судебные разбирательства, социальная, политическая и даже экономическая нестабильность – вот последствия европейского скептицизма. Нежелание делить экономику своей страны с европейской экономикой привело к тому, что Великобритания может погрязнуть в долгах и из сильного государства превратиться в страну с ярко выраженной стагнацией.
«Борис Джонсон может стать последним премьер-министром Великобритании», – так о последствиях Брексита без договора с Евросоюзом говорит Гордон Браун, бывший премьер-министр Великобритании.
Дело в том, что одной из причин создания инициативы выхода из числа европейских стран, является английский национализм. Это явление появилось в XX веке из-за распада Британской Империи и ослаблении экономики и влияния Великобритании в послевоенное время. Присоединение Великобритании к составу союза европейских государств расценивалось националистами, как следствие этого упадка. Особенно сильно националистов удручало вынужденное сотрудничество с недавним врагом Соединённого Королевства – Германией.
Однако у Шотландии, которая имеет давнюю историю попыток выйти из состава Великобритании, совершенно другое отношение к союзу. Для граждан Шотландии вхождение в число европейских государств стало отличной альтернативой пребывания в составе Соединённого Королевства. В том случае, если Брексит все же произойдёт, это увеличит шансы выхода Шотландии из состава Великобритании и возможного присоединения страны к Евросоюзу. Таким образом, Великобритания может оказаться в ситуации распада страны. А это – самая большая проблема, которую только может себе представить и правительство, и парламент, и даже Борис Джонсон.
Евроскептицизм
Купюра Евро, globallookpress.com, © Tatiana Morozova
Великобритания – самое сильное и влиятельное, но не единственное государство, которое в той или иной степени жаждет выхода из состава Евросоюза. Европейский скептицизм – одна из радикальных оппозиционных идеологий, которая направлена на критику Евросоюза, его решений или нахождения страны в его составе. Многие евроскептики указывают на то, что находясь в составе ЕС, страна сознательно размывает границы своей культурной и национальной идентичности в пользу европейской. Создание в стране движения европейского скептицизма всегда характеризуется глубоким кризисом во взаимоотношениях с ЕС. Однако причины, почему конкретная страна хочет выйти из европейского объединения стран, всегда разные.
У Великобритании это проявилось в националистических взглядах, кризисе политических экономических взглядов, который наличествуют, пока страна в составе ЕС. Однако её выход может обернуться ещё более глубоким кризисом.
В странах Скандинавии, особенно в Дании, евроскептицизм вызван отнюдь не взглядами на культурные особенности стран. Интеграция культуры Дании, например, в европейскую культуру вполне устраивает граждан и не вызывает возражений. Однако там евроскептики выступают за возвращение национальной валюты и отказываются от передачи Брюсселю многих юридических полномочий. По мнению датчан, также, пребывание в Евросоюзе вредит национальной экономике и её активному развитию.
В отношении Каталонии дела обстоят иначе. Желание отделиться от Испании и создать собственное независимое государство скорее всего приведёт к автоматическому выходу Каталонии из состава ЕС. Однако сейчас каталонцев это не волнует, потому что в регионе проходят жесточайшие массовые беспорядки, которые сопровождаются столкновениями с полицией и тюремными заключениями для фигурантов протеста. Испания старается всеми силами подавить протестные акции, которые охватили регион, однако пока это не представляется возможным.
Каталония
Протесты в Каталонии, globallookpress.com, © Juan Carlos Rojas
Все началось в 2017 году. Именно тогда в Каталонии был проведён референдум, по результатам которого большинство проголосовало за выход из состава Испании. Спустя месяц каталонским парламентом было принято решение создания резолюции о независимости. Однако те результаты, которые официально были проведены каталонским местным правительством не были признаны испанскими властями. Через два года, в 2019, начались политические репрессии в отношении тех политиков, которые отстаивали каталонскую независимость. Самый большой тюремный срок, был вынесен испанским судом в отношении фигуранта Ореоля Жункераса, который был осуждён на 13 лет.
По заявлению испанских властей, референдум и попытка отстоять независимость – не что иное как мятеж. Это вызвало новые волны массового протеста и беспорядков, которые охватили Каталонию.
Проблема в Каталонии ещё не решена, и не ясно, будет ли она решена в ближайшее время. Испанские власти не хотят отпускать выгодный с точки зрения экономики регион, а каталонцы требуют полной независимости, так как пребывание в составе Испании в свою очередь наносит ущерб их собственной экономике. Однако совершенно точно можно сказать, что подобные политические репрессии и насильственное ограничение свободы целого региона не должно соответствовать европейским ценностям. Создание инициативы и проведение референдума должно полностью соответствовать европейскому законодательству. Однако в ситуации с Каталонией наблюдается примерно такое же отношение, какое мы можем наблюдать в отношении крымского конфликта и «донбасского сепаратизма». Просто в случае с Каталонией ситуация образовалась внутри ЕС.
Что будет дальше?
Европарламент, www.globallookpress.com
Европейское сообщество сейчас стоит на пороге переломного момента в истории Евросоюза. Великобритания пытается выйти из состава ЕС, местами усиливается влияние США, страны Прибалтики охвачены националистскими движениями. Один из самых сильных лидеров ЕС, канцлер Германии Ангела Меркель не будет переизбираться на новый срок.
Все эти события ведут Евросоюз к кардинальным изменениям. Если странам удастся сплотиться в условиях серьёзных перемен, это станет лишь очередным этапом в жизни европейцев. В противном случае, все это приведёт к глубокому кризису, выйти из которого будет очень непросто.
Андрей СУРОВЦЕВ