Депутаты столичного парламента приняли в первом чтении проект закона Москвы «О бюджете города Москвы на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг.». Соответствующее решение принято в ходе заседания Мосгордумы.
Обсуждение депутатами Мосгордумы проекта бюджета Москвы на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг. длилось почти пять часов. Каждый пункт документа рассматривался очень внимательно и подробно.
«Бюджет формировался на основе прогноза социально-экономического развития Москвы, предусматривающий в предстоящие три года устойчивые темпы роста экономики и низкие темпы инфляции. Соответственно в 2020, 2021 и 2022 гг. планируется стабильное увеличение дохода бюджета на уровне 8% и выше ежегодно», - сказала руководитель департамента финансов Москвы Елена Зяббарова.
Руководитель столичного департамента финансов добавила, что в 2021 году доходы столицы превысят 3 трлн рублей, что является заметным рубежом. Доля налоговых доходов в 2020 году составит порядка 90%, при этом структура доходов московского бюджета в целом стабильна, наиболее значимыми доходовыми источниками в столице являются налог на прибыль и налоги на доходы физических лиц (порядка 40%).
По словам Зяббаровой, бюджет на 94% обеспечен поступлениями несырьевого сектора экономики. Малый и средний бизнес обеспечивает 23% поступлений в доход бюджета столицы, субъекты предпринимательства перечисляют в бюджет в 3,6 раза больше, чем организации нефтегазового сектора, и в 1,6 раза больше, чем все крупнейшие налогоплательщики Москвы.
Согласно документу, прогнозируемые доходы бюджета столицы в 2020 г. составят 2 трлн 798 млрд 726,5 млн руб., в 2021 г. - 3 трлн 64 млрд 152 млн руб., в 2022 г. - 3 трлн 356 млрд 190,9 млн руб.
Как сообщил журналистам председатель столичного парламента Алексей Шапошников, бюджет Москвы - самый крупный в России и один из крупнейших среди мировых мегаполисов.
"Бюджет Москвы - самый крупный по всем статьям в России и один из крупнейших среди мировых мегаполисов. При этом будет ошибкой считать, что это обеспечивается "московской пропиской" крупнейших российских компаний и зарубежных представительств: городская экономика глубоко диверсифицирована, и в городе нет "бюджетообразующих" отраслей <…> Доля города Москвы в общероссийском валовом региональном продукте и фонде оплаты труда составляет свыше 20%", - подчеркнул глава Мосгордумы.
Как сказал Алексей Шапошников, власти Москвы намерены ежегодно тратить порядка 1,7 трлн рублей, или 53,3% расходов, на цели социального характера: здравоохранение, образование, культуру, спорт, социальную поддержку, жилье.
"с учетом оплаты медицинской помощи из фонда обязательного медицинского страхования финансирование социальных расходов в 2020 году составит свыше 2 трлн рублей. Порядка 90% расходов предусмотрено на реализацию городских программ развития и выполнение социальных обязательств перед москвичами", - сказал он.
По сравнению с 2019 годом расходы на соцподдержку москвичей, то есть доплаты к пенсиям, выплаты семьям с детьми, льготы на проезд в общественном транспорте, оплату ЖКУ, лекарственное обеспечение, в следующем году увеличатся на 18,4% и составят 495,3 млрд рублей.
Глава Мосгордумы добавил, что расходы по программе "Развитие здравоохранения" по сравнению с текущим годом в 2020 году вырастут на 30,4% - до 400 млрд рублей. На обеспечение льготников лекарствами, изделиями медицинского назначения и специализированным лечебным питанием в следующем году заложено 45 млрд рублей, что почти в два раза больше в сравнении с предыдущим годом. На финансирование высокотехнологичной медицинской помощи в бюджете предусмотрено 10,9 млрд рублей, что почти на 30% больше расходов 2019 года.
На госпрограмму "Развитие образования" в 2020 году в проекте бюджета предусмотрено 415,5 млрд рублей, что на 25,8% выше расходов 2019 года. Расходы на государственную программу развития спорта по сравнению с текущим годом в 2020 году вырастут на 63,7%. Увеличение расходов в 2020 году не предусмотрено только по двум госпрограммам: "Развитие городской среды" и "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города".
Согласно документу, на развитие транспортной системы за три года будет выделено 2,2 трлн рублей, коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережения - 342 млрд, цифровой среды и инноваций - 327 млрд, городской среды - 342 млрд, на градостроительную политику - 78 млрд, на экономическое развитие и инвестиционную привлекательность - 202 млрд и на развитие программы "Безопасный город" - 133 млрд.
Финансирование адресной инвестиционной программе Москвы (АИП) на 2020-2022 годы составит порядка 2,029 трлн рублей. В ближайшие три года планируется построить и ввести в эксплуатацию порядка 800 городских объектов, в том числе 3,4 млн кв. м жилья, включая строительство по программе реновации.
Напомним, ранее комиссии Мосгордумы рекомендовали столичному парламенту принять в первом чтении проект закона Москвы «О бюджете города Москвы на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг.». Документ был внесен на рассмотрение столичным парламентом мэром Москвы Сергеем Собяниным 15 августа 2019 года.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Объем налоговых доходов бюджета Москвы на 2020 г. прогнозируется в сумме 2 трлн 541 млрд 42,4 млн руб., в 2021 г. - 2 трлн 808 млрд 356,8 млн руб., в 2022 г. - 3 трлн 101 млрд 398 млн руб.
Из доходов бюджета федеральные налоги в 2020 г. составят 2 трлн 188 млрд 63,6 млн руб., в 2021 г. - 2 трлн 422 млрд 537,1 млн руб., в 2022 г. - 2 трлн 677 млрд 744,1 млн руб.
Региональные и местные налоги в 2020 г. в структуре доходов составят 210 млрд 265,8 млн руб., в 2021 г. - 219 млрд 333,2 млн руб., в 2022 г. - 228 млрд 431,5 млн руб.
Расходы бюджета составят: в 2020 г. - 3 трлн 150 млрд 11,1 млн руб., в 2021 г. - 3 трлн 278 млрд 306,6 млн руб., в 2022 г. - 3 трлн 379 млрд 27,7 млн руб.
Дефицит бюджета в 2020 г. составит 351 млрд 284,6 млн руб., в 2021 г. - 214 млрд 154,7 млн руб., в 2022 г. - 22 млрд 836,8 млн руб.
***
Проект бюджета сформирован в условиях устойчивого роста экономики на 2-3% в год и низких темпов инфляции на уровне 3,7% ежегодно.
Ожидается, что в 2020 г. доходы городского бюджета увеличатся на 8,0% к предшествующему году, в 2021-2022 годах прогнозируется рост доходов на 9,5% в год.
Увеличение доходов будет обусловлено расширением налогооблагаемой базы вследствие роста экономики Москвы, повышения предпринимательской активности и оплаты труда в частном и государственном секторах.
Опережающими темпами будут расти поступления налогов, напрямую зависящие от результатов экономической деятельности физических и юридических лиц – налога на прибыль, НДФЛ, специальных налоговых режимов.
Стабильность доходной базы городского бюджета будет обеспечена глубокой отраслевой диверсификацией городской экономики. В Москве нет бюджетообразующих отраслей, поступления равномерно распределены по широкому спектру видов деятельности. При этом ежегодно увеличивается вклад отраслей, развитие которых обеспечивается эффектом агломерации и качеством человеческого капитала: финансово-кредитная деятельность, информационные технологии и связь, научные исследования, торговля, транспорт и другие.
Вклад малого и среднего бизнеса в формирование доходной части бюджета стабильно растет. Ожидается, что поступления этого сектора составят порядка 25% доходов бюджета, что в 1,6 раза превысит поступления от организаций – крупнейших налогоплательщиков.
Для сравнения – в 2011 году вклад субъектов МСП составлял около 10% доходов бюджета Москвы.
С точки зрения расходов проект бюджета Москвы на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг. сохраняет преемственность с бюджетами прошлых лет и является программным, социальным и инвестиционным.
2. Социальный бюджет
Проект бюджета на 2020-2022 гг. обеспечивает безусловное выполнение всех социальных обязательств перед москвичами.
Расходы социального характера (социальная поддержка, здравоохранение, образование, культура, спорт, а также отдельные мероприятия других госпрограмм) составляют более половины расходов городского бюджета – 53,3% или порядка 1,7 трлн. рублей в год.
С учетом оплаты медицинской помощи из Фонда ОМС финансирование социальных расходов в 2020 г. составит свыше 2,0 трлн. рублей.
Расходы на государственные программы развития образования (+25,8%), здравоохранения (+30,4%), спорта (+63,7%), социальной поддержки жителей (+18,4%) в 2020 г. увеличиваются темпами, значительно превышающими ожидаемые темпы инфляции (3,7%).
Программы социальной поддержки москвичей
Непосредственно на оказание мер социальной поддержки жителей Москвы в денежной и натуральной форме (доплаты к пенсиям, льготы по проезду в общественном транспорте, по оплате жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение и многие другие) в бюджете предусмотрено 495,3 млрд. рублей, по сравнению с текущим годом эти расходы увеличиваются на 19%.
В бюджете учтены ассигнования в объеме 157,4 млрд. рублей на доплаты пенсионерам исходя из размера минимальной пенсии в Москве 19 500 рублей в месяц. Такие доплаты получают 2,1 млн. жителей города.
В 2020 г. планируется индексация на 5,6% размеров пособий и компенсационных выплат гражданам старшего поколения. На эти выплаты в проекте бюджета предусмотрено 22,4 млрд. рублей.
На финансирование льгот по оплате услуг ЖКХ отдельных категорий граждан в 2020 г. планируется направить 25,5 млрд. рублей. Расходы на выплаты жилищных субсидий семьям с низким уровнем дохода на 2020 г. запланированы в объеме 21,9 млрд. рублей. Льготами по оплате услуг ЖКХ и жилищными субсидиями пользуются более 4 млн. москвичей.
На финансирование бесплатного либо льготного проезда в общественном транспорте пенсионеров и других льготных категорий граждан в 2020 г. запланировано более 125 млрд. рублей. Льготы будут действовать и при пользовании Московскими центральными диаметрами. Кроме того, пассажирам будет предоставлена возможность бесплатной пересадки между станциями МЦД, МЦК и Московского метрополитена.
Программа "Московское долголетие" – бесплатные кружки и секции для пенсионеров – будет профинансирована в объеме 5 млрд. рублей в 2020 г.
На обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в 2020 г. выделяется 2,4 млрд. рублей из бюджета города Москвы и 2,2 млрд. рублей из федерального бюджета.
Приобретение бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения для льготных категорий граждан в 2020 г. будет профинансировано в объеме 7,7 млрд. рублей, в т.ч. на 85% из городского бюджета (6,7 млрд.) и на 15% из федерального бюджета (1,0 млрд.).
На оказание адресной социальной помощи находящимся в трудной жизненной ситуации москвичам старшего поколения, ветеранам, инвалидам и семьям с детьми в 2020 г. выделяется 6,5 млрд. рублей.
Повышение доступности и качества медицинской помощи
С учетом средств ОМС расходы на здравоохранение в 2020 г. составят свыше 700 млрд. рублей. При этом прямые бюджетные расходы по программе "Развитие здравоохранения" вырастут с 306,8 млрд. рублей в 2019 г. до 400 млрд. рублей в 2020 г. или на 30,4%.
Расходы на обеспечение льготников бесплатными либо льготными лекарствами, изделиями медицинского назначения и специализированным лечебным питанием в 2020 г. возрастут до 45 млрд. рублей.
В проект бюджета включены ассигнования в объеме 1,3 млрд. рублей на реализацию новой программы обеспечения современными бесплатными лекарствами граждан, страдающих хронической ишемической болезнью сердца, либо перенесших острый инфаркт миокарда.
Предусматриваются средства на продолжение реализации проекта бесплатной общедоступной диспансеризации населения в летних павильонах "Здоровая Москва".
Продолжится увеличение охвата населения профилактикой инфекционных заболеваний. На приобретение качественных и безопасных вакцин в проекте бюджета на 2020 г. выделяется 2,7 млрд. рублей. По сравнению с 2019 г., будут значительно увеличены закупки вакцины против: вируса папилломы человека, менингококковых инфекций и коклюша.
Высокотехнологичная медицинская помощь в 2020 г. за счет бюджета города будет профинансирована в объеме 10,9 млрд. рублей с увеличением на 2,5 млрд. рублей или на 29,8% по сравнению с 2019 г.
Повышение качества и комфорта оказания услуг в учреждениях социальной сферы
Начиная с 2020 г., в проекте городского бюджета планируется выделение значительных средств на проведение ремонтов и переоснащение современным оборудованием образовательных, медицинских и других социальных учреждений.
Это позволит заменить устаревшее оборудование, значительная часть которого была установлена 8-10 и более лет назад и выработала свой ресурс. В учреждениях будут внедрены новые повышенные стандарты качества предоставления услуг и комфорта обслуживания граждан.
Общий объем расходов на эти цели в 2020 г. составит 162,6 млрд. рублей:
· на ремонт и переоснащение современным оборудованием городских больниц и поликлиник планируется направить 84,5 млрд. рублей;
· на развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения запланировано 15 млрд. рублей;
· на ремонт и переоснащение детских садов и школ – 46,9 млрд. рублей, в том числе:
· оснащение инновационным учебным оборудованием – 14,2 млрд. рублей,
· приобретение современного оборудования для оснащения мастерских в московских колледжах – 3,1 млрд. рублей,
· модернизацию учебных корпусов в рамках проекта "Школа старшеклассников" – 9 млрд. рублей;
· на повышение качества работы и комфорта учреждений культуры выделяется 8,7 млрд. рублей;
· на повышение качества работы и комфорта учреждений спорта – 7,5 млрд. рублей.
В 2020 г. планируется завершить реализацию масштабного проекта по обновлению материально-технической базы московских школ искусств "Искусство – детям". На указанные цели будет направлено 3,3 млрд. рублей.
В 2020 г. будет продолжен проект "Московские библиоцентры", целью которого является модернизация и обновление внутреннего пространства библиотек. В бюджете предусмотрено 500 млн. рублей.
Повышение оплаты труда работников бюджетной сферы
Проект бюджета предусматривает ежегодное увеличение фондов оплаты труда учреждений бюджетной сферы, что позволит повышать заработную плату педагогических, медицинских, социальных работников, персонала учреждений культуры, научных сотрудников и иных категорий работников бюджетной сферы выше уровня инфляции.
Будет продолжено осуществление ежемесячных выплат врачам, получившим статус "Московский врач"; а также отдельным категориям медицинских работников (врачам общей практики, врачам и медсестрам, участвующим в реализации программ ведения пациентов старших возрастных групп с множественными хроническими заболеваниями и др.). В 2020 г. на эти цели в бюджете предусмотрено 11,6 млрд. рублей.
Также будет продолжена выплата специальной надбавки к заработной плате учителей за работу в Московской электронной школе в размере 10 тыс. рублей ежемесячно и вознаграждений за классное руководство. На указанные цели в 2020 г. направляется 18 млрд. рублей.
Нормативы финансирования дошкольного, общего и среднего профессионального образования в 2020 г. будут увеличены в среднем на 10-15 тыс. рублей на каждого обучающегося/воспитанника в год.
3. Инвестиционный бюджет (бюджет развития)
Расходы на мероприятия развития в 2020 г. составят 1 278,9 млрд. рублей или 40,6% расходной части бюджета.
В бюджет развития включены:
· Адресная инвестиционная программа города Москвы – 663,9 млрд. рублей;
· мероприятия развития (капитальный ремонт, приобретение оборудования, подвижного состава, мероприятия по комплексному развитию районов, взнос в Фонд реновации) – 615 млрд. рублей.
По-прежнему основным приоритетом бюджета развития являются расходы на решение транспортных проблем Москвы. На строительство метро, дорог и прочих транспортных объектов планируется направить в 2020 г. 435,8 млрд. рублей, на закупку подвижного состава – 74,1 млрд. рублей. Всего – 509,9 млрд. рублей.
На финансирование Программы реновации в 2020 г. планируется направить 103,3 млрд. рублей.
В проекте бюджета предусмотрены средства на продолжение реализации программы "Мой район" – создание комфортной городской среды в каждом районе Москвы.
4. Дефицит бюджета на 2020 г. планируется в объеме 351,3 млрд. рублей или 12,6% к общему объему доходов
В плановом периоде будет обеспечено снижение объема дефицита бюджета (в 2021 г. – 214,1 млрд. рублей, в 2022 г. – 22,8 млрд. рублей).
Правительство Москвы своевременно и в полном объеме исполняет обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга. В настоящее время госдолг города составляет 30 млрд. рублей – один выпуск облигаций, который будет погашен по окончание срока обращения в 2022 г.
Напомним, что в 2010 г. государственный долг достигал 300 млрд. рублей.
В целом, реализация программ, финансирование которых предусмотрено проектом бюджета Москвы на 2020 г. и плановый период 2021-2022 гг., обеспечит:
· повышение уровня социальной защиты москвичей, рост доходов пенсионеров и работников бюджетной сферы;
· повышение качества и комфорта предоставления услуг в образовании, культуре, здравоохранении и сфере досуга;
· повышение комфорта и безопасности городской среды, прежде всего в жилых районах;
· улучшение работы общественного транспорта, снижение времени и повышение комфорта поездок по городу;
· рост деловой активности и инвестиционной привлекательности Москвы.