16-летняя шведская школьница и экологический активист Грета Тунберг уже претендует на Нобелевскую премию мира и фигурирует в списке «самых влиятельных женщин мира». И каждый тинейджер, мечтающий хотя бы о сотне подписчиков для своего блога, закусывает губу от зависти. Дескать, как же Грете это удалось, ведь ничего принципиально нового: ну изменение климата, ну «надо беречь природу», и бла-бла-бла. Почему же в её исполнении избитые призывы, что называется, «зашли», а сотни экологических партий с той же риторикой держат фигу в кармане? Как в анекдоте про крысу и хомяка: «Да, оба мы грызуны, но просто у тебя пиар хреновый».
Устами младенца
Свой путь в Большую Политику (а Грета сегодня влиятельный политик без всяких шуток) она начала в 12 лет, перестав есть мясо и выиграв приз шведской газеты Svenska Dagbladet резким эссе об изменении климата. В 15 лет одна-одинёшенька встала возле риксдага с плакатом «Школьная забастовка за климат», призывая к незамедлительным действиям по борьбе с изменением климата в соответствии с Парижским соглашением. Не каждый школьник додумался бы косить от уроков столь ярко, и не во всякой стране это был бы эффективный ход. В великой России её бы в две минуты свинтили, оштрафовали и оставили на второй год. А в Швеции она сделала школьные забастовки общенациональным развлечением, пропуская занятия каждую пятницу. С ноября 2018 г. к её акции начали массово присоединяться школьники по всему миру, а в начале 2019-го 224 учёных подписали письмо в её поддержку. И пошло-поехало.
Бывший президент США Барак Обама написал в «Твиттере» о Грете Тунберг: «Она один из величайших защитников нашей планеты. Признавая, что её поколение будет нести на себе всю тяжесть последствий изменения климата, она не боится добиваться реальных действий». С ней встретился папа римский Франциск – и ещё большой вопрос, кто больше пропиарился на этой аудиенции. «Храни тебя Господь. Продолжай делать то, что делаешь. Иди вперёд!» – напутствовал девочку понтифик.
Прогульщица уроков убедила семью стать веганами и отказаться от полётов на самолётах, чтобы уменьшить «углеродный след». Родители дочке охотно подыграли: её мама – оперная певица, папа и дедушка – актёры, но все они, вместе взятые, не достигли в шоу-бизнесе десятой доли её успехов. Близкие любят рассказывать в интервью, как в 8 лет Грета впервые услышала об изменении климата и впала в депрессию, не понимая, почему люди не пытаются каждодневно решать эту первейшую глобальную проблему. Ей даже поставили диагнозы: синдром Аспергера (значит, видит мир чёрно-белым), обсессивно-компульсивное расстройство и селективный мутизм.
В январе 2019 г. сама Грета поехала на Давосский форум на поезде. В мае она встретилась с генсеком ООН Антониу Гутерришем, который одобрил прогулы школы: «Моё поколение не смогло справиться с драматическими изменениями климата. Молодёжь чувствует это. Неудивительно, что они разозлены». В июле в присутствии ветеранов высадки в Нормандии Грета получила французскую «Премию Свободы» и посмотрела на мир с обложки журнала Time. «Я как будто умираю внутри, если не протестую», – призналась Грета.
В сентябре она пришла к пику своей карьеры на данный момент – выступление с речью на Генеральной Ассамблее ООН. Атлантический океан она пересекала 14 дней на экологически безвредной парусной яхте, любезно предоставленной князем Монако, а весь мир следил, чуть ли не в прямом эфире, как к Нью-Йорку приближается маленькое цунами с косичками. Подобной драматургии удалось добиться разве что писателю Александру Солженицыну, который в 1994 г. возвращался в Москву на поезде из Владивостока через всю страну: изрекая, проповедуя и осеняя. А в Кремле судорожно прикидывали: он хочет стать всего лишь новым Достоевским или таки претендует на влияние Распутина?
Экоактивистке Тунберг, может, и не хватает опыта, но есть и преимущество – возраст. Ведь как вынужден выражаться взрослый лидер? Ну, например, так: «Мы подчас не понимаем наших европейских коллег, которые уделяют недостаточное внимание изменениям климата». А Грета, выступая на Генассамблее ООН, может просто назвать всех мировых лидеров «предателями»: «Я не должна быть здесь, мне следовало бы вернуться в школу. Своими пустыми речами вы украли мои мечты и моё детство. Начинается массовое вымирание, но всё, о чём вы можете говорить, – это деньги и сказки о бесконечном экономическом росте. Как вы смеете!»
Что будет, если такое бахнет российский премьер Дмитрий Медведев? «Ты на себя посмотри! У кого тут, говоришь, денег нету?» – прокричат телевизору миллионы людей не только в России. Потому что Медведевым пройден в политике длинный тернистый путь, на котором он далеко не всегда выполнял данные обещания и был последователен. А Грета Тунберг не объявляла в России модернизацию с десятью сверхзадачами, не решив в итоге ни одной. У неё честные глаза-блюдца, и ей верят. Сегодня в движении Fridays For Future, которое выросло из забастовок Греты, активно участвует более двух миллионов человек.
Большая перемена
Благодаря Грете Тунберг в политике складывается ситуация, которую театралы называют комедией положений. Грета требует нового мирового порядка, на который даже у самых богатых держав никогда не будет денег. И ребёнок априори не обязан взвешивать такие последствия, как остановка экономического роста и даже голод в беднейших странах, если человечество в самом деле начнёт охоту на предприятия, выделяющие парниковые газы. 16-летней девочке трудно объяснить, что какие бы государства ни подписались под Киотским протоколом, они особо не стараются его выполнять. Как с этим бороться? Объявлять санкции или устраивать новую «Бурю в пустыне»? Что будет тогда с мировым сотрудничеством и глобальной торговлей? Не угробит ли такой подход нашу планету быстрее парниковых газов?
Если ребёнок видит мир чёрно-белым, он вряд ли согласится принять во внимание альтернативные взгляды на проблему изменения климата. Например, что никакого глобального потепления нет, а есть 40–60-летние циклы потепления-похолодания, и в одном из них мы сейчас пребываем. Подростковый максимализм часто не позволяет нарисовать стоящую на столе чашку, какой её видит человек из кресла напротив. А что вы хотите от девчонки, которая вошла в самый раж протеста, не лезет за словом в карман, привыкла к роскошным подаркам и потихоньку обрастает консультантами, нашедшими в ней драйвера многообещающего политического проекта?
Комедия положений в том, что видный политик и просто популярный человек вряд ли рискнёт нынче сказать что-то поперёк Грете Тунберг. А вдруг она и его назовёт «предателем» или как-то покруче? Помните, был такой выдающийся актёр Кевин Спейси? Однажды немолодой мужчина обвинил его в сексуальном домогательстве, случившемся по пьянке 21 год назад. Спейси ответил, что такого не помнит, но подшофе правда бывает дурным, – и принёс извинения. Но его жизнь уже полетела в тартарары: двукратный обладатель «Оскара» не то что не снимается – из фильмов вырезают сцены с его участием. «Жертвы Спейси» стали появляться десятками, зарабатывая на интервью и участии в ток-шоу, – и никто не требует у них доказательств. А Грета Тунберг – пушка совсем другого калибра.
Кто знает, где был бы сегодня Арнольд Шварценеггер, если бы не презентовал Грете электромобиль и не пообещал помощь в любых начинаниях, а назвал бы двоечницей, малолетней дурой и одарил кольцами дыма от сигары? Может, и завидовал бы сейчас коллеге Спейси, а то и своему киношному Терминатору, которого славно размазало кузнечным прессом.
Нет, взрослые люди на то и взрослые, чтобы мыслить рационально. То есть беречь тылы. Поэтому правительство Германии решило потратить на борьбу с потеплением 54 млрд евро при доходной части казны в 354 миллиарда. Не факт, что это исключительно благодаря Грете. Но с таким духовным лидером, как она, проще дать «зелёным» 15% бюджета, чем объяснить, почему нет. Ради этого за каждую тонну углекислого газа, выброшенного в атмосферу, строители и транспортники будут платить в 2021 г. 10 евро, в 2025‑м – 35, а после 2026 г. «зелёные» хотели бы поднять планку до 60. Никто же не думает, что экологи с дельты Амазонки, загоняющие в деревья метровые куски арматуры, чтобы повредить дровосекам пилы, всерьёз заботятся о природе. Но у них свои цели, финансирование, отчётность и кураторы. Хотите их обличить? Велкам! Но приготовьтесь к отдаче.
Логично предположить, что со временем смелая и искренняя Грета научится шире смотреть на мир. И поймёт, что у проблемы глобального потепления много разных граней и аспектов, потому что мир, такой-разэтакий, устроен сложно. Но рассудительной и корректной она никому не нужна, как, вероятно, и взрослой. Людям нужен образ.
Верят же они, что, к примеру, монах-схимник, живущий в пещере со вшами в бороде, является носителем мудрости. Хотя у него два класса образования, он никогда не видел унитаза и не смог ужиться даже в монастыре, ему целуют руки и спрашивают совета о геополитическом устройстве. Хотя разумнее спрашивать профессора экономики, написавшего 11 книг и побывавшего в 89 странах. Но профессоров – как собак нерезаных, а схимники – товар штучный и труднодоступный. Грета Тунберг тоже пока эксклюзив. Но явно ненадолго: за один только 2019 г. число детских книг, посвящённых климатическому кризису, удвоилось.