Аргументы Недели → Общество 13+

Спор за «Фосагро» перешел в лондонские суды

, 10:00

В лондонских судах разыгрывается очередная захватывающая битва российских предпринимателей. Бывший председатель совета директоров одного из ведущих мировых производителей фосфорных удобрений - российской «Фосагро» - Александр Горбачев через суды Лондона доказывает, что 24,75% компании на самом деле принадлежит ему, а основной акционер «Фосагро» Владимир Гурьев не соблюдает условий устной договоренности, заключенной между партнерами еще в 90-х годах при создании компании, и не признает за Горбачевым право собственности на четверть «Фосагро», которая сегодня стоит 1 миллиард фунтов стерлингов. Как стало известно «Аргументам недели», судья манчестерского суда Пирс вынес решение о возможности рассмотрения дела в судах Лондона. Точная дата судебного разбирательства будет определена судьей позднее. 

 

Как создавали и делили «Фосагро»

Предприниматели Александр Горбачев и Владимир Гурьев в 90-х были хорошими друзьями и партнерами, вместе купили предшественника «Фосагро» - ОАО «Апатит» у владельца - банка «Менатеп» Михаила Ходорковского – и создали на его базе крупнейшего в Европе производителя удобрений. 

Источники журнала Forbes описывают Горбачева и Гурьева как хороших партнеров, по своим деловым качествам дополнявших друг друга – «видный и представительный, хороший оратор и душа компании, Горбачев компенсировал замкнутость, неразговорчивость и недоверчивость Гурьева».  

В «Фосагро» Горбачев отвечал за связи с государственными органами, за сбыт и за переговоры с иностранными партнерами – то есть за ключевые для любого добывающего производства направления. Ведь без получения от властей необходимых разрешений, особенно в таком сложном производстве, как химическое, далеко не уедешь, равно как и без выстроенных отношений с зарубежными партнерами. Помимо российского рынка «Фосагро» поставляет свой товар в Северную Америку более 1 млн. тонн по данным компании на 2018 г , Европу (более 2 млн. тонн), Латинскую Америку (более 2 млн. тонн), Африку (300 тыс. тонн), Азию и Индию (совокупно более 500 тыс. тонн). Для сравнения – в Россию и СНГ компания поставляет 2,7 млн.тонн, то есть основной потребитель для компании находится на зарубежных рынках и выстраивание отношений с иностранными партнерами для «Фосагро» всегда было основным приоритетом.  

Рабочие и личные отношения Гурьева и Горбачева в те времена были более, чем хорошие и доверительные. Дружбу двух бизнесменов источник Forbes описывает так - «у Гурьева и Горбачева и кабинеты были рядом, и секретарь общий, и даже дома они построили в одном поселке». Источники другого авторитетного делового издания - «Ведомостей» - рассказывали, что Гурьев действительно утверждал, что Горбачев является его партнером по «Фосагро». 

Как утверждают источники «Ведомостей», Горбачев был тогда вынужден мигрировать из России из-за дела ЮКОСА. Что не вызывает вопросов - дело ЮКОСа как раз началось с ареста партнера Ходорковского Платона Лебедева по обвинению в уходе от налогов и незаконном присвоении госпакета акций того самого «Апатита», из которого «выросла» «Фосагро». Возникает другой вопрос – почему именно Горбачеву пришлось уезжать из страны, когда они с Гурьевым были равнововлеченными в создание и работу «Апатита», а потом «Фосагро» партнерами? Но, видимо, это риторический вопрос, ответом на который может быть только описание того бардака, который творился в деле ЮКОСа. Во время отъезда Горбачева из России Гурьев пообещал сохранить его акции.

Горбачев всю дорогу (вплоть до 2011 года) верил обещанию Гурьева. Как не верить? Гурьев платил Горбачеву солидные денежные вознаграждения как председателю совета директоров «Фосагро» (включая $5млн в 2007 году), переводил деньги семье Горбачева в России, оплачивал ему самому элитное жилье, шоферов и прочие нужды в Лондоне и, что самое важное, никогда не отрицал заключенных ранее устных договоренностей на предмет принадлежности Горбачеву четверти компании. 

Однако, когда в 2011 «Фосагро» провела IPO на Лондонской фондовой бирже, Горбачев с удивлением не обнаружил себя в списке акционеров. Причины расстройства Горбачева вполне объяснимы - компанию тогда оценили в $5,2 млрд. 

С этого момента Горбачев пытается доказать свое право на законное владение четвертью акций компании. В 2015 году он подал иск в суд Лимасола, Как говорилось в жалобе, «акции (принадлежащие Горбачеву, - прим.ред.) были зарегистрированы на кипрские компании ответчиков (Гурьева и членов его семьи - прим.ред.), которые распоряжались ими в качестве доверенных лиц истца, а теперь они торгуются на Лондонской бирже».  

История Горбачева-Гурьева, в основе которой – нарушение устных договоренностей - не нова. Подобных эпизодов в истории российских корпоративных войн много – когда в 90-х бизнесмены больше доверяли понятийным договоренностям, нежели подписанным документам и судебной системе, которая эти подписанные документы может развернуть и так, и эдак. Понятийные договоренности, однако, тоже всегда имели для олигархов побочные эффекты - ведь, когда партнеры расходятся во взглядах на жизнь и на бизнес, более сильный здесь забывает устные договоренности и «кидает» более слабого. Таких примеров масса. Вспомним как в 2007-2008 годах делили «Норникель» Михаил Прохоров и Владимир Потанин, нарушая массу «устных договоренностей» каждый. Или разборки между кинувшим Бориса Березовского Романом Абрамовичем в лондонском суде. 

Так и в случае с Горбачевым-Гурьевым. Кинувший партнера Гурьев прекратил с бывшим товарищем всякую коммуникацию, окружил себя кордоном охранников, продраться через который и вручить Гурьеву иск адвокатам Горбачева стоило немалых усилий.  

Исковое заявление Горбачева было вручено Гурьеву на лондонской Беркли-стрит 19 октября 2018 года. Гурьева сопровождали его помощники Ионов и Громовой, его зять Мотлохов и водитель Молтохова Солиман. Все пятеро вмешались, чтобы физически воспрепятствовать передаче документов представителями Горбачева Гурьеву.  

Однако, адвокаты Горбачева предложили суду посмотреть аудио- и видеозапись вручения судебных документов Гурьеву. Судья Пирс отметил, что в некоторых важных моментах видеозапись противоречит описанию событий со слов Гурьева и его спутников во время дачи первых свидетельских показаний – до того, как они узнали, что инцидент на Беркли-стрит был зафиксирован на видео. 

Нужно отметить, что судебные документы были вручены Гурьеву на улице Лондона в районе Мейфэр в октябре 2018 года. В июле 2019 года в суде адвокаты Гурьева утверждали, что судебные документы были вручены не надлежащим образом и, соответственно, судебные действия на территории Великобритании должны быть остановлены. Но, оценив видеодоказатльства, судья Пирс постановил, что процессуальные документы были вручены надлежащим образом и что можно продолжать разбирательство по делу. 

 

Туманные перспективы

Захватывающая история разборок очередных российских олигархов в Лондоне наталкивает на два вопроса - а кто и что делит? 

Кто делит, вроде бы понятно - Гурьев и Горбачев. Но в СМИ ходят слухи, о том, что Горбачев действует не сам по себе, а представляет чьи-то интересы. Действительно, все, что известно про Горбачева - что он хороший менеджер, эффективный управленец. Дает ли это достаточные основания полагать, что он сам по себе вдруг пошел против человека калибра Гурьева? Возможно, за Горбачевым стоят некие силы, нацеленные вытеснить таким образом господина Гурьева из перспективного бизнеса. 

Здесь вспоминается печально известная история «Уралкалия» времен Сулеймана Керимова, в 2013 году обрушившего весь мировой рынок калийных удобрений и испортившего отношения между Россией и Беларусью на какое-то время. В конце истории власть жестко поставила Сулеймана на место, он продал свои акции «Уралкалия» за меньшую цену, чем покупал, лояльному власти Михаилу Прохорову. Плюс вспоминаются истории того же ЮКОСа или Башнефти, владельцы и руководство которых свято уверовали в свою вседозволенность и занимались, например, неуплатой налогов в таких масштабах, что разозлили руководство страны. Прибавить к этому отдельные попытки высоких государственных персон вроде помощника президента Андрея Белоусова изъять у «металлургических» и «химических» олигархов полтриллиона рублей сверхдоходов – и получится полная картина, описывающая настроения власти по отношению к зарвавшимся олигархам, не учитывающим ничьи интересы, кроме своих собственных. 

Почему именно эти истории приходят на ум в деле Горбачева-Гурьева? Потому что последний как раз очень точно подходит под определение олигарха, руководствующегося только личной выгодой. И неуплатой налогов в космических масштабах Гурьев отличился – в 2005 году ОАО «Апатит», входящий в «Фосагро», обвинялся в неуплате 5,1 млрд рублей налогов, и акционеров не радует – с момента IPO в 2011 капитализация компании и цена акций практически не изменились и рассчитывавшие на рост вложений инвесторы остались с неоправданными ожиданиями, и, самое главное, наносит вред здоровью тысяч простых людей в окрестностях своих предприятий. 

Понятно, что экология - бич любого крупного промпредприятия. Но у «Фосагро» с этим дела обстоят хуже, чем у любого другого крупного российского промышленного холдинга. Экологические иски сыпятся один за другим во всех городах присутствия компании - Кировск (Мурманская область), Череповец (Вологодская область), Балаково (Саратовская область), Волхов (Ленинградская область). В Волхове не так давно местные жители пожаловались властям на желтый цвет воды в реке, который, как выяснилось, появился от того, что завод «Фосагро» вывел свои сточные воды в ливневую канализацию города. Ранее, в 2014 году, Балаковский филиал «Фосагро» на протяжении четырех месяцев сбрасывал отходы без разрешения правительства Саратовской области, за что был оштрафован на 30 миллионов рублей. В отвалах балаковского филиала ООО «Апатит» (входит в «Фосагро») нашли более 54 миллионов тонн фосфогипса — это 90 % от общей массы промышленных отходов города Балаково и 70 % — областных отходов. Но компания не собиралась платить этот штраф, ничем это не объясняя. 

На фоне этих проблем в компании ее глава - Андрей Гурьев, чье состояние оценивается в 4 млрд фунтов, приобрел особняк Уитанхерст, крупнейший в Лондоне после Букингемского дворца, а также одну из самых больших в мире яхт. 

Что дает господину Гурьеву право свято верить в собственную безнаказанность? Он, конечно, не лыком шит и имеет весьма влиятельных друзей вроде ректора Горного университета Владимира Литвиненко, у которого кроме самого Гурьева и его сына защищал диссертацию не кто-нибудь, а действующий российский президент и поэтому господин Литвиненко в узких кругах считается очень влиятельной фигурой. Но, с другой стороны, количество недовольных господином Гурьевым - от простых жителей Мурманской области до международных акционеров «Фосагро» и верхушки российской власти – дает все основания полагать, что в ближайшее время разгуливающего по своему особняку в 90 комнат с бальным залом с позолоченным потолком (именно так описывает Уитанхерст Daily Mail ) у Гурьева появится повод задуматься о том, что своим поведением он нажил себе слишком много недоброжелателей и последствия такого поведения он увидит уже очень скоро. 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram