Добро пожаловать, или кому свободный ТОР воспрещён
17 октября 2019, 14:12 [ «Аргументы Недели. Хабаровск» ]
Почему резиденты территорий опережающего развития (ТОР) в Хабаровске, где созданы особые условия для бизнеса, сначала заявляют о своих намерениях вкладывать деньги в производство, но позже – удаляются с поля зрения, так и не приступив к работе. В итоге, красиво оформленные перспективы так и остаются на бумаге.
Во время недавнего посещения своей подконтрольной территории, вице-премьер – полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев остался недовольным развитием хабаровских ТОР и реализацией инвестиционных проектов на территории Хабаровского края.
– Некоторые цифры по экономическому развитию вызывают озабоченность. Индекс промышленного производства по итогу 2018 года по отношению к 2017 году в целом на Дальнем Востоке составляет 104,4%, а в Хабаровском крае 99,5%. Отмечается резкое снижение инвестиционного рейтинга: с 18 места в 2018 году, до 39. По привлечению инвестиций на душу населения Хабаровский край находится на Дальнем Востоке в самых нижних строчках. Однако у Хабаровского края мощный потенциал. Это индустриально развитый регион. Я уверен, что он должен развиваться динамичнее, - подчеркнул в своей речи во время совещания Юрий Трутнев.
Ходят слухи, что резиденты территорий опережающего развития в Хабаровском крае покидают отведённые им площадки и переселяются в Приморье, где создано три ТОР, да под крыло свободного порта Владивосток. Мол, там под новые предприятия строится инфраструктура: дороги, тепло- и электро- обеспечение. А что у нас?..
Не додумали
Ситуацию прокомментировал губернатор Хабаровского края Сергей Фургал.
– Новые высокотехнологичные предприятия, которые предполагали производить те или иные товары и услуги, в погоне за цифрами в 2016 году направили заявки для участия в
ТОР, но, став резидентами, столкнулись с проблемами, в том числе, с отсутствием инфраструктуры: газа нет, электричества, по земле – проблемы, – отметил во время встречи с журналистами глава региона. – А самое главное, чтобы любое предприятие заработало, оно должно иметь финансовый ресурс. Люди пришли в банки, а там им сказали: ребята, вы можете находиться, где угодно, но банки выдают кредиты только по определённым правилам. Соответственно, все эти резиденты ТОР, отсидев положенное время, были вынуждены оттуда уйти. Потому что этот статус даётся на три года. Если ты в течение трёх лет не построил предприятие, тебя исключают из списка.
Отсюда вывод: чтобы ТОР развивался, необходимы условия. Возможно, они созданы, но не для всех достаточны. Японцам, к примеру, которые построили теплицы в индустриальном парке «Авангард» в Хабаровске и выращивают овощи – ситуация устраивает, «Базалиту», который расширился за счёт ТОР «Ракитное» – тоже. Но, Сергей Фургал недоумевает, каким образом мог заявиться сюда стекольный завод из Орехово-Зуево Московской области?
– Как мог быть реализован этот проект, если он завязан на огромное потребление газа, а трубы к данному ТОР нет? Я могу перечислить все предприятия, которые там закрылись. Первое – это стекольный завод. Второе – металлургический завод. Третье – предполагался завод по производству керамического кирпича, но сегодня на рынке переизбыток этого материала. Это объективно, поскольку стали немножко по-другому строить, кирпич применяют мало. По ТОРам нужно смотреть очень внимательно. Если мы берём ТОР «Николаевск», - как мы хотим сохранить в нём резидента! Там сегодня требования ДГК, а это федеральная структура, увеличить тарифы на электричество в два раза, но как может работать ТОР в таких условиях? Если мы берем ТОР «Комсомольск», то там предполагалось локализовать производство авиазапчастей и какой-то военный завод должен был строится. Ну, естественно, ничего этого не построено. Конечно, ушли оттуда резиденты, – уточнил глава региона.
Утопией называет Сергей Фургал и инвестиции, на которые, по его убеждению, делаются слишком большие ставки.
– Я всегда говорил и говорю, к сожалению, у нас очень много разговоров об инвестициях как о манне небесной. Откуда-то придут, мол, инвестиции, кто-то их принесёт, и мы все станем жить хорошо. Это, с моей точки зрения, утопия. Почему? Инвестиции являются таковыми, когда они идут в производство. Все инвестиции, которые у нас сегодня идут, - направляются в добычу полезных ископаемых. Да, это инвестиции, но вопрос качества этих инвестиций вызывает у меня серьёзную озабоченность, - сказал он.
Малый бизнес – по зелёной
Краевое правительство, по словам губернатора, намерено поддерживать инвесторов, с которыми есть чётко прописанные планы: как будут строить, развиваться, как будут появляться новые рабочие места, новое жильё и так далее.
– Раньше в нашем крае приоритетный статус давали почему-то только крупному бизнесу, который строил торговые объекты, к примеру «Леруа Мерлен», «Невада». Почему-то только они получали приоритет. Мной уже принято решение: приоритетными проектами должны быть больницы, школы, детские сады, жильё, в том числе для социальных слоёв, для молодежи. Вот, те проекты, которые к нам сегодня заходят, а их скопилось достаточно большое количество, начиная от строительства новой 11-й горбольницы в Хабаровске, будут получать приоритеты на инвестиционной комиссии, - заявил Фургал.
И добавил, что Хабаровскому краю нужно внутреннее развитие. Сегодня любой малый или средний бизнес, если заявится с желанием развиваться, получит заветную поддержку.
– До этого они просто не могли даже попасть на комиссию. Я не знаю, как это делали, но происходило это загадочным образом. Все крупные проекты, связанные с добычей золота, угля, леса «кругляка», и торговые центры, - получали зелёный свет и льготы. Они и сейчас будут иметь зелёный свет, но будем подходить более взвешенно. Потому что слишком долго у нас шёл перекос в одном направлении. В том числе, будем включать в приоритетные проекты реконструкцию, строительство и ремонт дорог. И мы уже сегодня такие планы строим. Любой малый и средний бизнес должен знать, что может подать документы, и если всё будет соответствовать, то он гарантированно получит приоритет, – резюмировал губернатор.
Михаил СВТЕЛОВ