Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Иркутск → Общество № 40(684) от 15.10.19 13+

«Уровень подготовки специалистов в регионах отстает от требований

, 14:23

Сегодня, в преддверии профессионального праздника, Дня работников дорожного хозяйства, мы откровенно говорим о достижениях и проблемах, подводим итоги строительного сезона с первым заместителем генерального директора, главным инженером АО «Труд» Юрием Кибиревым.

— Юрий Владимирович, как вы оцениваете нынешний строительный сезон?

— Естественно, подводить итоги строительного сезона еще рановато, но с уверенностью можно сказать, что мы на 98% сформировали план на этот год. После ремонта, реконструкции, строительства вводим 209 километров дорог в регионах присутствия. Сегодня у предприятия два больших объекта в Иркутской области. Реконструкция участка дороги Р258 «Байкал» 47-55 км вошла в Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в части агломераций, завершаем объект в 2020 году. Начали строительство 42,7 километров нового участка трассы Р-255 «Сибирь» (1797-1842 км), проект «Обхода Тельмы и Усолья-Сибирского» вошел в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в части автомобильных дорог транспортного коридора «Европа — Западный Китай». По проекту дорога «1В» категории будет четырехполосной, включает в себя десять путепроводов и мостов. В этом году мы сдаем участок 230-254 км на региональной дороге «Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан — Новый Уоян» в Бурятии. Дорога с капитальным покрытием — современная трасса третьей технической категории, отвечающая всем современным нормативным требованиям. Продолжаем реконструкцию этой же дороги на участке 271-291 км. Протяженность объекта составляет 20,5 км. Работы начаты в конце 2018 года. Сдача объекта планируется в октябре 2022 года. Еще одна наша зона ответственности — это Сахалин. Охинский и Южно-Курильские филиалы уже почти тридцать лет несут свою вахту на острове. Главный наш объект — это строительство дороги «Южно-Сахалинск — Оха», фактически единственная транспортная артерия, которая связывает юг Сахалина с севером. Из более 700 км осталось в гравийном исполнении еще 350 километров, поэтому работа есть. В сентябре пришла хорошая новость: с 2020 года дорога перейдет в ведение ФДА «Росавтодор», станет федеральной, а значит многие проблемы будут решаться быстрее. Вышли в Охе и на реконструкцию регионального аэропорта. Занимаемся также содержанием и ремонтом дороги «Чита — Хабаровск». В Амурской области в нашей зоне ответственности 650 км, здесь стоят Култукский и Амурский филиалы. Могочинский и Урюмский филиалы содержат в Забайкальском крае 380-680 км и заняты на ремонте 4 участков дороги общей протяженностью 60 км. В следующем году мы завершаем реконструкцию участка автодороги А-360 «Лена» (63-93 км). Объект сложный, дорога проходит по горному перевалу и в основании имеет вечномерзлые грунты. Но идем по графику и в результате уверены. При этом в большей степени программа будущего года сформирована, планируем оставаться на тех же объемах, что в этом году. Для дорожно-строительных организаций возможность перспективного планирования — большой плюс. В этом заслуга Минтранса и ФДА «Росавтодор», которые перешли на проектное управление. Многие вопросы с заказчиками в регионах снимаются в рабочем режиме, от финансирования до конструктивных изменений по проекту.

— АО «Труд» работает в непростом регионе — Сибирь и Дальний Восток имеют свою специфику. Значительные расстояния, ограниченность трудовых ресурсов, резкие перепады температур и короткий строительный сезон, плюс сложный рельеф. С какими сложностями сталкиваются дорожники в процессе реализации контрактов? Что-то изменилось за последнее время?

— Вы фактически все нюансы работы в нашем регионе перечислили. Экономика дорожно-строительных предприятий сегодня находится на уровне выживания. Средняя рентабельность по отрасли 2-3%. К примеру, в Иркутской области мы столкнулись с тем, что контракты, которые разыгрываются на муниципальном уровне, не интересны подрядчикам в силу банкротств дорожных организаций, проблем с ценообразованием и, как следствие, снижением конкурентной среды в строительстве. Большие замечания есть к проектным решениям. Их уровень падает. Применяются неэффективные материалы, технологии и устаревшие расценки. Еще один риск — материалы для ремонта и строительства дорог (дорожный битум, инертные материалы, ограждение) выросли в цене в среднем по России на 20-40% к началу проведения работ по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Сегодня уровень подготовки специалистов в регионах значительно отстает профессионально от требований рынка. Ощущается дефицит кадров. Ситуация не остается не замеченной. Поэтому все дорожное сообщество с особым интересом отнеслось к итогам Госсовета РФ по теме «Транспорт и дорожное строительство». Мы сегодня в ожидании конкретных шагов, которые были озвучены на этом совещании. Хотя понимаем, что для этого понадобится время, года 2-3, на мой взгляд.

— Последние три года мы все чаще слышим от дорожно-строительных компаний, что субподряды уходят в прошлое. Одна из причин — низкая квалификация организаций.

— Мы не исключение. Практически отказались от субподрядов. 90% работ выполняем собственными силами. Три года назад приняли решение создать свой мостостроительный филиал. Главная причина — нас не устраивает уровень выполнения работ. Сегодня только на трех филиалах — Соловьевском, Усть-Баргузинском, Иркутском — у нас есть субподрядчики. И это проверенные коллективы, которые прошли хорошую школу дорожного строительства.

— Вы затронули кадровую проблему, она не нова и какие-то попытки возродить престиж рабочих профессий делаются. Проходят конкурсы внутри отрасли, Россия вошла в международное движение WorldSkills. Его основная миссия — создавать условия для людей, которые хотят профессиональной самореализации.

— Катастрофически падает профессиональный уровень отрасли. Растет текучка кадров, при этом сегодня две основные причины: нарушение трудовой дисциплины, либо такая формулировка — «не хочу работать». Такого раньше не было. Рынок есть, потребность в специалистах большая, поэтому люди перестали держаться за место. У нас не хватает бульдозеристов, экскаваторщиков, грейдеристов — приходят самоучки, в лучшем случае механизаторы. Поэтому создали свой учебно-производственный центр на базе АО «Труд», на протяжении 20 лет сотрудничаем с Байкальским студенческим строительным отрядом, привлекаем на стажировку выпускников и молодых специалистов, проводим курсы повышения квалификации. Нет социального заказа, не осталось профтехучилищ, а достойной замены подготовки рабочих кадров не нашли. Сейчас лучшее, что мы выпускаем — это дорожные мастера. У нас потерян престиж рабочих специальностей. WorldSkills — это хорошо, но это как «товар лицом», а нужна система, кропотливая работа. Нам надо переосмыслить сам подход, саму потребность рынка. К примеру, в Америке, Канаде запрос на людей с высшим образованием не более 10%, 90 — это специалисты, которые чувствуют себя экономически состоятельными в социальном плане.

— Сегодня, согласитесь, в России основная расходная часть майских указов президента — это модернизация и создание новой инфраструктуры. Мы постепенно разворачиваемся в сторону регионов, есть решение неиспользованный резерв федерального дорожного фонда также направить на развитие региональной сети. Процесс идет?

— При этом, отвечая на ваш вопрос, я бы отметил, что отрасль сегодня — это как две стороны одной медали. С одной — профессионализация, проектное управление, внедрение инновационных технологий, пересмотр нормативов, требовательное отношение к культуре производства работ, строгого соблюдения технологий и четкого выполнения проектных решений на уровне федеральной сети, и в меньшей степени в границах агломераций. С другой стороны — проблемы на уровне регионов и муниципалитетов. Думаю, что сегодня надо настойчивее применять и внедрять лучшие практики на уровне субъектов, с большим вниманием относиться к системе дорожно-строительных организацией, спрашивать за результат с исполнительной власти на местах, возвращать престиж рабочих специальностей и больше рассказывать о непростой, но благородной работе тех, кто на линии.

— Юрий Владимирович, что помогает вашему предприятию оставаться на плаву и наращивать объемы, есть секрет?

— На самом деле секрет простой. И он очень хорошо, на мой взгляд, прописан в нашей миссии. Уважение к человеку, совершенствование и здравый смысл. Сегодня, чтобы выжить, многие экономят на инвестиционных программах, на инновациях, но мы считаем — это путь в никуда. Поэтому серьезно занимаемся внедрением на всех уровнях бережливого производства, экономим на затратах не в ущерб качеству. Продолжаем вкладывать средства в инновации, сопровождаем свои наработки до практического применения. Наша крайняя разработка — теплые асфальтобетоны — прошла испытания, экспертизу, мы получили патент. Метод показал отличные характеристики по экономике, технология хороша и с точки зрения экологии. Вредные выбросы сокращаются практически на 30%. Однако внедрение пока идет трудно на стадии проектирования. Уверен, что лет через 5 теплые асфальтобетоны будут применяться повсеместно. Не снижаем темпов по инвестиционным программам. В этом году обновили технику на миллиард рублей. Полностью, с разными добавками (на вспененном битуме, цементе, эмульсиях) отработали на объектах технологию ресайклирования. Для нас сегодня это уже пройденный этап, хотя для многих в России до сих пор — инновация. В планах до 2021 года — полностью изучить для практического применения технологию по цементобетонам. Закупаем оборудование, набираем и обучаем специалистов. Планируем в следующем году открыть еще три новых подразделения. Мы осознанно в регионах присутствия регистрируем свои филиалы, платим местные налоги, стараемся брать на работу местных специалистов. В тех территориях, где работает наше предприятие, зачастую «Труд» единственные крупное производство, поэтому, естественно, берем на себя не только ответственность перед своим коллективом, но и несем определенную социальную нагрузку. Помогаем, поддерживаем добрососедские отношения.

— Поздравляем вас и ваш коллектив с профессиональным праздником.

— Благодарю, со своей стороны всех причастных поздравляю с Днем работников дорожного хозяйства. Желаю интересных контрактов, уверенности в завтрашнем дне, благополучия семьям, здоровья и мирного неба над головой.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram