В отношении Владимира Гусинского сразу две страны начали расследование. Британское национальное агентство по борьбе с преступностью (NCA) и Американское управление по контролю за иностранными активами (OFAC) заинтересовались целой плеядой его гражданских судебных дел. NCA подозревают Гусинского в отмывании денег, а OFAC видит в опальном олигархе угрозу национальной безопасности США. Казалось бы, при чём здесь Кремль?
НАПОМНИМ, что ещё в прошлом году OFAC внесло несколько физических и юридических лиц в «Список лиц особых категорий и запрещённых лиц». Одной из таких компаний стала «Газпром-медиа», с которой Гусинский в своё время заключил ряд крупных сделок. При этом сам олигарх бахвалился, мол, что благодаря этим сделкам у него теперь есть «нерушимые» договорённости с Кремлём. Впрочем, не это стало первопричиной расследования.
Выяснилось, что в 2017 г. Гусинский подал целый ворох исков в американские суды, против компаний, зарегистрированных в США. В качестве истца выступал «отзывной доверительный фонд Владимира Гусинского» (Vladimir Gusinsky Revocable Trust). «Фонд» зарегистрирован по адресу Capital Resources Group Inc. в Чикаго, а главным в ней числится тоже некий Владимир Гусинский. Тот ли это Гусинский или нет – не совсем понятно. У них разные даты рождения, да и жён зовут схоже, но всё же не одинаково – Елена и Еллина.
Дальше интереснее. Эта компания оформляет иски к разным организациям с претензией в том, что те не выполняли условия договоров. В частности, один из таких исков был составлен в отношении Exar Corporation. Однако спустя буквально пару недель «Фонд» отзывал свои претензии, и дело прекращалось по взаимному соглашению сторон. При этом никакие подробности о причинах или же на каких условиях стороны пришли к «примирению», нигде не афишировалось.
Аналогичная история была и с иском «Фонда» против KLX Inc et al в 2018 году. Якобы групповой иск от имени «публичных акционеров» был быстро отозван стороной истца на конфиденциальных условиях.
Можно ли заподозрить отмыв денег во всём этом?
Творческие люди
Ещё один эпизод – «Дело Гусинского» было направлено в одну из крупнейших финансовых консалтинговых фирм FTI Consulting на Каймановых островах. Она занималась расследованием внезапного закрытия компании New Media Distribution Company, принадлежащей Гусинскому. Напомним, что NMDC внезапно прекратила существование после того, как на её счёт поступила сумма в 5 млн долларов. Тогда Гусинский обещал в Лондонском международном арбитражном суде в октябре 2018 г., что использует эти деньги для погашения кредита в люксембургском банке East-West United Bank.
Однако вместо этого все деньги ушли неким неизвестным сотрудникам в NMDC, как оплата их «творческих способностей». Формулировка максимально странная. Поэтому бухгалтеры-криминалисты FTI Consulting в настоящее время пытаются установить, каким всё же людям отправились эти 5 миллионов со счёта NMDC и всё-таки за что конкретно? Также остаётся вопрос – кто же был фактическим владельцем NMDC на момент закрытия компании. Гусинский под присягой уверял, что он. Но если это не так, то мы, конечно же, увидим первый случай в мировой истории лжи под присягой.
Кроме того, до сих пор нет объяснений, почему NMDC не погасил кредит в East-West United Bank.
К «Делу Гусинского» также подключился и Том Тугендхат, член парламента и председатель Специального комитета по иностранным делам, который заинтересовался делами граждан России в Соединённом Королевстве. Напомним, что у бывшего медиамагната в Лондоне два дома – в районе Челси и Кенсингтоне. Предполагается, что эта недвижимость могла быть куплена на отмытые деньги.
На Туманном Альбионе не слишком рады репутации Лондона как столицы отмывания денег – поэтому в прошлом году Комитет взывал к правительству Великобритании с требованием действовать жёстче в отношении денег, полученных коррупционным путём. В итоге Специальный комитет по иностранным делам даже выпустил отчёт под названием «Золото Москвы». И по результатам своих проверок потребовал ужесточения санкций против российских коррупционеров.
Как заявил сам Тугендхат, «правительство должно намного серьёзнее воспринимать угрозу коррупции, исходящую из РФ. Это уже не финансовое преступление, а вопрос национальной безопасности.
Комитет сообщил, что Россия может – через организации и отдельных лиц – совершать «акты агрессии» против Британии.
В сообщении также говорится: «Несмотря на жёсткие заявления, президент Путин и его союзники продолжают «вести дела, как обычно», скрывая и отмывая свои коррупционные активы в Лондоне.
Опала как прикрытие
Получается, что Гусинского стали воспринимать как агента Кремля, который отмывает за счёт исков и их отзывов наворованные деньги, а также участвует в финансировании. Но как это возможно, если он вроде как находится в опале у российской власти?Напомним, олигарх покинул страну в 2000 г., когда его обвинили в незаконной приватизации. Изначально бывший медиамагнат оказался в Бутырской тюрьме, но смог выйти оттуда под подписку о невыезде. По одной из версий, считается, что Гусинский смог это сделать благодаря соглашению с тогдашним министром печати Михаилом Лесиным. Мол, тот помогает закрыть дело, а взамен Гусинский продаёт «Газпрому» свою компанию «Медиа-Мост».
Затем Гусинский бежит из России, получает испанское гражданство, а все попытки российских правоохранителей вернуть его на родину терпят фиаско.
В 2002 г., когда «Газпром-Медиа» выкупала последнюю долю в его бизнесе, Гусинский достиг очередной договорённости с Кремлём, якобы гарантии под этот пакт давал сам Путин. Суть этого «нерушимого соглашения» – гарантия комиссионных за поставку телесериалов для российского ТВ.
Почему же Кремль пошёл на эту сделку? Дело в том, что ЕСПЧ признал за Гусинским право на возможность претендовать на зарубежные активы «Газпрома». В итоге Гусинский использовал это решение, чтобы устроить очередной размен. Он не претендует на активы «Газпрома», а взамен его NMDC создаёт контент для российского ТВ. Так он захватил порядка 13% от всего медиапродукта на ТВ, а многие сериалы оказались среди любимых у россиян: «Агент национальной безопасности», «Ментовские войны» и «Тайны следствия».
При этом, как выяснили журналисты, российские телеканалы закупали сериалы по цене в два раза выше себестоимости их производства. Это, конечно, основа российского бизнеса – получить прибыль в два конца – однако за рубежом в этом видят канал финансирования деятельности Гусинского в качестве агента Кремля. Более того, некоторые предлагают его зарегистрировать в Америке в соответствии с Законом о регистрации иностранных агентов (FARA).
FARA был создан в 40-е годы для того, чтобы ограничить распространение нацистcкой пропаганды в США. Теперь же Штаты используют этот инструмент для ограничения российских СМИ. Например, Russia Today был внесён туда принудительно. Регистрация в соответствии с FARA обязывает раскрывать информацию о своих финансах и членах правления, а также представить доказательства редакционной независимости.
Также на прямую связь Гусинского с Кремлём, по мнению западных журналистов, намекает и история из книги экс-министра финансов Михаила Касьянова «Без Путина. Политические диалоги с Евгением Киселёвым». Там он пишет о ситуации, когда олигарх должен был выплатить первый транш из общей суммы в 150 млн долларов, выделенной государством на открытие канала НТВ. Медиамагнат решительно отказался что-либо платить, хотя все суммы и сроки были чётко прописаны в договоре. На требование о выплатах ответил очень просто, мол, группа «Мост» на выборах 1996 года поддерживала власть, и в счёт этого ей списывают все долги. Когда Касьянов всё равно настаивал на выполнении обязательств, Гусинский тут же позвонил премьер-министру Сергею Степашину. А спустя несколько секунд Степашин по правительственной линии уже перезвонил Касьянову и сказал: «Уладьте вопрос, придумайте что-нибудь, нам не нужны скандалы».
Касьянов ничего «улаживать» не захотел. На что Гусинский в ответ обещал ему, что просто так этого не оставит. Буквально через несколько дней после этого вышла анонимная статья в газете «Сегодня», в которой утверждалось, что Касьянов берёт откаты.
Возможно, у Гусинского до сих пор остались крепкие связи в Москве на самых верхах? Об этом говорит и его бывший деловой партнёр Константин Кагаловский: «Все считают, что Гусь – так его называют – это запуганный человек в бегах, пытающийся укрыться от Кремля. Это максимально далеко от истины. У него с Кремлём сделка, как он мне хвастался, она ему позволит разбогатеть за счёт многолетних поставок ТВ-программ на российские каналы. Он мог бесконечно говорить об этой особой сделке с Кремлём. О том, кто её подписал и что из-за неё он должен не лезть в политику на Родине. Он называл её «сделка с московской стороной» и говорил, что участниками её были Российская Федерация, «Газпром» и «Газпром-Медиа». Он настаивал на своих особых отношениях с Москвой, но я в этом не уверен. Думаю, они взяли его на крючок и вертели им, как хотели».