//Общество 13+

112 — три цифры для всех экстренных случаев

№ 38(682) от 02.10.19 [ «Аргументы Недели Иркутск» ]

112 — три цифры для всех экстренных случаев

Социальная реклама уже давно приучила нас к целому списку телефонов, по которым нужно звонить в случае пожаров, правонарушений или чрезвычайных ситуаций. Однако мы привыкли и к тому, что в случае какого-то происшествия нужно перебирать телефоны разных служб, дозваниваться, объяснять разным людям что произошло, теряя время и нервы. Теперь все изменилось — в Иркутской области запущена общефедеральная система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112. Квалифицированные специалисты за короткое время не только смогут разобраться в том, что случилось, и какая помощь требуется, но и сами отправят необходимые службы на место происшествия, а потом проконтролируют качество их работы, также будет оказана психологическая помощь пострадавшему.

Инфраструктура заработала

Единый номер 112 для вызова оперативных служб уже действует в 13 муниципалитетах Иркутской области. Это города Иркутск, Братск, Усть-Илимск, Усолье-Сибирское, районы Эхирит-Булагатский, Ольхонский, Нижнеудинский, Усть-Кутский, Иркутский Чунский, Братский, Усть-Илимский, Усольский. В ближайшее время после необходимых проверок, проводимых Минкомсвязи Российской Федерации, номер 112 должен заработать в Балаганском, Жигаловском, Катангском, Нукутском, Нижнеилимском, Осинском, Усть-Удинском, Черемховском районах. Ну, а до конца года единая система начнет действовать на всей территории Иркутской области.

Наш регион — один из немногих в стране, где внедрение общефедеральной системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» продвигается наиболее успешно. Несмотря на то, что обязанность по созданию системы «112» была возложена на региональные и местные власти, телекоммуникационные компании также приняли в этом процессе активное участие.

«Мы были ответственны за создание очень важного компонента системы — резервного центра обработки вызовов (ЦОВ) — рассказывает о деталях сотрудничества директор Иркутского филиала ПАО «Ростелеком» Юрий Тиман.  — Наши специалисты создали такой центр, он уже функционирует. Его задача — переключение вызовов в случае сбоя в работе основного ЦОВ или большой его загруженности».

Как это действует

Представьте, что вы пошли компанией в лес за грибами, заблудились, а кому-то из группы стало плохо. Телефоны у всех почти разряжены: кому звонить, какую службу вызывать, сколько уйдет времени, чтобы объяснить нужному специалисту, что случилось до того, как телефоны посадят батарею окончательно? Подобных вопросов в этой и похожих ситуациях всегда возникает масса. Теперь ответ прост — необходимо набирать 112. Оператор мгновенно увидит и номер, и ваше примерное местоположение, и у него уйдет совсем немного времени, чтобы разобраться в ситуации и выслать на помощь необходимые службы. Причем отправлены будут специалисты, находящиеся наиболее близко к вам.

Как объясняет Юрий Тиман, система настроена таким образом, что операторы сами перезвонят пострадавшим, если звонок прервется, сотрудники, прошедшие специальное обучение, также могут оказать психологическую поддержку пострадавшим. Кроме того, операторы ведут контроль исполнения по каждому вызову. Так можно избежать ошибок в работе, когда речь идет о жизни и здоровье человека.

«Позвонить по номеру 112 получится с таксофона, со стационарного или мобильного телефона, причем даже при отрицательном балансе. Общефедеральная система обеспечения вызова экстренных оперативных служб интегрируется с другими системами, обеспечивающими безопасность в городах и районах, в частности с системой «Безопасный город»,  — поясняет директор по работе с корпоративным и государственным сегментами Иркутского филиала ПАО «Ростелеком» Александр Бощенко.  — Операторы системы могут получать дополнительную информацию с датчиков задымления, устанавливаемых в районах, где часто происходят лесные пожары, или датчиков химического загрязнения воздуха в промышленных районах. Это позволит более оперативно реагировать на природные или техногенные чрезвычайные ситуации».

В чем преимущества?

Внедрение единой системы «112» имеет ряд несомненных преимуществ — как для населения, так и для органов административной власти. Выделим некоторые из них.

Номер легко запомнить, а главное вспомнить в момент возникновения чрезвычайной ситуации. Пострадавшему совершенно не надо задумываться, в какую экстренную службу и по какому номеру стоит звонить. С внедрением единого номера доступ для населения к экстренным службам значительно упрощается, так как выбор и оповещение ответственных за реагирование служб ложится на операторов, которые способны грамотно классифицировать вызов и передать задачу профильным службам.

Любое обращение фиксируется в системе и не даёт возможности оставить его без внимания. Граждане могут быть уверены, что ни одна заявка не останется без реакции со стороны ответственных служб и все действия по разрешению ситуации будут обязательно записаны. Это мера повышает уверенность людей в собственной безопасности и снижает уровень стресса в нештатной ситуации.

К разговору оператора с абонентом есть возможность подключить соответствующих специалистов, что позволяет снизить психологическое давление на человека в критической ситуации, добиться более детальной и чёткой картины происшествия и разумных действий со стороны позвонившего.

При использовании системы «112» у оператора, принимающего вызов, происходит автоматическое формирование и частичное заполнение специальной ситуационной карточки. Определяется номер телефона, с которого осуществляется вызов и информация по этому номеру (владелец номера, его паспортные и иные данные). Согласно статистике, до 70% вызовов, поступающих в экстренные службы, являются ложными или просто справочными. Операторы системы «112» принимают эту нагрузку на себя, что позволяет снизить количество диспетчеров экстренных служб и минимизирует «бесполезный» трафик на профильные дежурно-диспетчерские службы.

Система «112» должна аккумулировать в себе все потоки информации, идущие от населения к спецслужбам, между операторами и дежурно-диспетчерскими службами (ДДС), а также между различными ДДС. Вызовы по всем происшествиям ко всем спецслужбам попадают в единое пространство хранения, что существенно упрощает и ускоряет обработку информации по инцидентам. Формирование отчётов по происшествиям сводится к выбору критериев фильтрации или просто к использованию необходимых шаблонов, а не многочисленным и долгим межведомственным запросам.

Немаловажным преимуществом внедрения системы становится возможность оценки общей ситуации по безопасности в регионе. На основании различных отчётов по работе системы и их грамотного анализа можно выявить слабые места в региональной системе безопасности и в работе спецслужб, и, соответственно, принять меры по их устранению.

Благодаря наличию единого коммуникационного и координационного центра, которым становится система «112», улучшается взаимодействие различных спецслужб и налаживается конструктивный обмен информацией с целью организации максимально эффективного реагирования. Полноценный коммуникационный процесс невозможно наладить без обратной связи. Поэтому система «112» способна не только принимать информацию о происшествиях, но и при необходимости информировать население о ЧС в определённом районе, например, с помощью телефонного обзвона или рассылки SMS-оповещений.

АХ