Финиш на старте
№ () от 1 октября 2019 [«Аргументы Недели », Юрий АНТОНОВ ]
Российских спортсменов могут отстранить от участия в Олимпиаде 2020 года в Токио – и опять из-за допинга. Якобы со злополучными пробами россиян, сделанными перед Олимпиадой в Сочи, производились некие манипуляции и после 2017 г., когда скандал уже затих. Мировая закулиса продолжает войну против российских атлетов? Скорее международный спорт породил собственного могильщика, предоставив чиновникам, в том числе борцам с допингом, непомерные полномочия. А Россия для них – самая удобная мишень.
Гол в свои ворота
Строго говоря, Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) никогда не заявляло, что с России сняты все подозрения. В сентябре 2017 г. «АН» рассказывали, как ВАДА прекратило расследование в отношении 95 из 96 российских спортсменов, которые подозревались в применении допинга. Ещё зимой отстали от 22 биатлонистов, в июне подозрения сняли почти с трёх десятков фехтовальщиков. Со стороны могло показаться, что агентство признаёт несостоятельность доклада своего эксперта Ричарда Макларена, который в 2016-м обвинил в нарушении антидопингового законодательства более 1000 российских атлетов.
В 2017-м многие наблюдатели недоумевали, почему спортсмены, которым основательно поломали карьеру, ничего не доказав, не пустят ВАДА и Макларена по миру многомиллионными исками. Почему молчит наш политический бомонд, государственные СМИ и их речистые спикеры, так легко впадающие в истерику по «украинской теме»? Боятся накаркать? Но осенью 2018-го РУСАДА вновь обрело статус соответствия кодексу ВАДА. Председатель комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России Сергей Алексеев заявил, что с тех пор было проведено два аудита со стороны комиссии ВАДА, которые признали РУСАДА на сегодня одним из лучших национальных антидопинговых агентств в мире по качеству работы. Минспорт выполнил десятки условий для возвращения полноценного статуса Олимпийскому комитету и другим спортивным организациям. Но оказалось, это всё – лишь милостивые авансы до выполнения Россией ещё двух условий.
Экспертов ВАДА должны были допустить до электронной базы (LIMS) Московской антидопинговой лаборатории, где содержались данные по образцам допинг-проб из «досочинского» периода. Плюс требовался доступ к физическим образцам проб из лаборатории, уже вызвавшим у контролёров подозрение после изучения электронных данных. Оба пункта Россия выполнила. И получила 43 новых дела и ещё 298 подозрительных случаев – только по итогам проверки базы данных.
Казалось бы, всё это стародавние времена, за которые Россия уже понесла наказание. Но инсайдеры европейских журналистов утверждают, что пробы изменялись после 2017 года. В глазах публики рушится версия, будто некие проходимцы от спорта кормили олимпийцев допингом, подставив тем самым государство, первые лица которого знать не знали о махинациях. Кто же тогда с ними химичил, когда в дело вмешались спецслужбы, а физические допинг-пробы изучались и охранялись Следственным комитетом?
Глава Института национальных антидопинговых агентств (iNADO) Михаэль Аск подтвердил, что ВАДА инициировало процесс нового отстранения РУСАДА, нашей стороне дано время на объяснения. Аск заявил, что необходимо «наказать всю страну, а не только антидопинговое агентство. Да, понятно, что пострадают чистые атлеты, но они тоже виноваты, что в их стране действует государственная допинговая система». Боссы ВАДА пока помалкивают, но к ноябрю ожидается официальный доклад агентства по ситуации – тогда недостатка в комментариях не будет. В любом случае от Олимпиады сразу не отстранят: будут суды и апелляции. И вряд ли отстранение коснётся конкретных атлетов, которым и в 2018-м разрешили выступать в нейтральном статусе без флага (российские хоккеисты даже выиграли тогда золото).
Секрет фирмы
Зачем всё это делается? Проправительственные СМИ стараются выдать претензии ВАДА за часть международной кампании по подрыву престижа российского руководства. Коварный план якобы в том, чтобы раздосадованные россияне восприняли очередной допинговый скандал как подставу со стороны неумёх-чиновников и устроили «оранжевую революцию». Но закулиса не может не понимать, что недопуск спортсменов в Токио скорее сплотит население вокруг Кремля в общей обиде на весь мир. А Кремлю того и надо.
Простым гражданам вряд ли удастся что-то понять в этой истории. Мало кто знает в подробностях, как берутся допинг-пробы, как хранятся и изучаются, а потому любая версия будет немедленно торпедироваться тоннами опровержений из области химии, биологии и корпоративных регламентов, в которых чёрт ногу сломит.
Пресловутый доклад канадского профессора юриспруденции Ричарда Макларена, на основании которого уже наказана Россия, строился, по сути, на показаниях единственного свидетеля – бывшего главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. Имена других информаторов Макларен скрывал, ссылаясь на гарантированную им конфиденциальность. Разумеется, возникали вопросы: «А был ли источник?» На них следовали такие же мутные ответы: дескать, стала бы такая величина, как Макларен, рисковать своей репутацией, подделывая свидетельские показания.
На самом деле «величина» – посредственный выпускник Университета Западного Онтарио: начал карьеру юриста в 30 лет, работал не слишком успешным адвокатом и университетским чиновником. Членом спецподразделения международного спортивного арбитражного суда Макларен впервые стал на Олимпиаде в Нагано 1998 г. в возрасте 53 лет. Сейчас ему 74. Глава независимой комиссии по России – высшая точка его карьеры. По большому счёту, что ему терять?
В 2017 г. на сессии МОК в Лиме с промежуточными докладами выступили независимые комиссии Дениса Освальда и Самуэля Шмида: первая перелопачивала допинг-пробы Сочи-2014, вторая проверяла Минспорт на причастность к допинговой «оргпреступности». Шмид вообще в Лиму не приехал, а его ассистент зачитала по бумажке доклад: допросили свидетелей, но кого и о чём – не скажем, факты получили, но что там внутри – тайна. Освальд был не более конкретен: найден метод, позволяющий определять факт вскрытия легендарных пробирок с мочой. А что за метод – секрет.
Гендиректор ВАДА Оливье Ниггли посетовал: «К сожалению, допинговая система в России была очень хорошо организована, поэтому доказательств найти не получилось». В обычном суде все эти расследователи проиграли бы без вариантов. Но статус ВАДА таков, что они могут пулять в любого спортсмена, как охранник на вышке.
Они никогда не извиняются
Ещё в середине XX века никаких антидопинговых проверок просто не существовало.
На древнегреческих Олимпиадах стимулирующим средством считался чеснок, а во времена барона де Кубертена спортсмены применяли крысиный яд стрихнин в сочетании с кокаином и кофеином, чтобы взбодрить непослушные мышцы. На III Олимпиаде 1904 г. в Сент-Луисе марафонец Том Хикс прямо на дистанции запил двойную дозу стрихнина стаканом виски и выиграл золотую медаль.
Первые антидопинговые меры спровоцировал датский велогонщик Кнуд Йенсен на римских Играх 1960-го. И вовсе не тем, что перед стартом запил кофе 15 таблеток амфетамина на глазах восхищённой публики, а своим падением на трассе от обморока, обернувшегося черепно-мозговой травмой и смертью.
До 1970-х годов атлеты набирали форму при помощи первитина, ныне считающегося тяжёлым наркотиком «винта». Остался ли СССР в стороне от этих процессов? С чего бы это, если первитин, равно как и эфедрин, тогда продавался в аптеках без рецепта, а международные соревнования стали частью противостояния с Западом? Просто была государственная система «медицинского сопровождения», как сегодня у Китая и США. А не каждая федерация орудовала на свой страх и риск.
Сегодня у каждого нового «усилителя вкуса» 2–3 года жизни до попадания в список запрещённых ВАДА веществ. Лучнику нельзя выпить рюмку водки, поскольку алкоголь помогает снять дрожь в руках и успокоить сердцебиение. А шахматный гроссмейстер не может накапать себе валерьянки. Беременным нельзя бегать и прыгать, поскольку гормональные изменения на первых месяцах приводят к увеличению силы и выносливости. Никто и оглянуться не успел, как ВАДА превратилось из обслуживающего персонала в чуть ли не главного персонажа Олимпиад. Анализ мочи обрёл способность изменить любые результаты, превратить в пыль любую славу. Чего стоит пример американского велогонщика Лэнса Армстронга, 7-кратного победителя «Тур де Франс», в 2012 г. дисквалифицированного за допинг и лишённого всех титулов, завоёванных за 14 лет!
Только в сентябре 2019 г. на допинге попалась бразильская дзюдоистка, олимпийская чемпионка Рио-2016 Рафаэла Силва. В её пробе запрещённое ВАДА вещество фенотерол, которое входит в состав легальных противоастматических средств. Южноафриканская бегунья Карина Хорн временно отстранена от соревнований, будучи уличённой в применении ибутаморена и лигандрола. Загуглите «ибутаморен» – его спокойно можно купить в российских магазинах спортивных добавок – улучшает аппетит и помогает согнать вес.
Спортсмены из Австрии велогонщик Штефан Денифль и лыжник Макс Хауке и вовсе могут сесть в тюрьму на 4 года за использование «кровяного допинга». Это когда спортсмену загоняют его же собственную кровь для повышения уровня эритроцитов. Австрийская прокуратура считает весь доход, полученный спортсменами за время предполагаемого применения собственной крови, мошенническим.
Чиновники вмешиваются не только в медицинскую составляющую спорта, но и в финансовую. Как будто клуб и футболист – малые дети, не способные договориться о зарплате, им ставят потолки – верхний и нижний. Кто-то придумал, что до 21 года теннисист имеет ограничения по доходам – иначе посредники обдерут юношу как липку. Инвестор не может вложить в команду свои же средства, не нарушив «финансового фейр-плей».
Не исключено, что борьба с допингом когда-то дойдёт до полного абсурда. Если говяжий стейк помогает стать сильнее, ВАДА запретит есть мясо. Потом будет нельзя спать дольше 8 часов и заниматься сексом, поскольку это тоже успокаивает нервы. А дальше вполне возможно, спортсмены захотят сбросить это иго. Раз забег 8 атлетов на 100 метров воспринимается как соперничество великих держав, пусть соперничают и их диетологи.