Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Яндекс Дзен

Яндекс Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Сахалин → Общество № 36(680) от 18.09.19

К старшему поколению необходимо относиться с уважением и вниманием

, 08:23

К старшему поколению необходимо относиться с уважением и вниманием

Современное общество всерьёз занято защитой, опекой, помощью и поддержкой детства. Это оправданно и понятно. Но не слишком ли поспешно мы отворачиваемся от нужд старшего поколения, уже отдавшего стране большую часть своих сил, использовавшего ей во благо свой опыт и немного растерявшегося в условиях стремительно развивающегося мира?

О работе с такими клиентами мы поговорили с одним из частнопрактикующих специалистов области, педагогом­-психологом первой категории Олесей Исаевой

Важно внимание

­ Часто ли у окружающих возникают вопросы о причинах и смыслах образовательных и иных мероприятий с людьми преклонного возраста?

­ Зачастую в зрелом возрасте, когда уже окончена профессиональная деятельность, дети живут отдельно и бывает так, что далеко, внуки выращены и отправлены на вольные хлеба, старики остро чувствуют свою ненужность. Особенно сейчас, когда многие процессы автоматизированы, существуют службы, способные удовлетворить потребности человека, ­ бабушку на помощь зовут всё реже. А нехватка в общении растёт, потому что общение – значимый компонент данного возраста, природой утвердилась необходимость передавать информацию от старшего поколения к младшему.

Ни одна машина не заменяет человеческого тепла и возможности разговора по душам. «Человеку нужен человек!» ­ знакомая многим фраза из фильма «Солярис» и одноименного романа Станислава Лема. В наше время эти слова не только не теряют своей актуальности, а, наоборот, должны стать смыслом взаимодействия среди людей. Многих проблем можно избежать, если быть внимательными к другим людям, пытаться понять их сущность, то, чем они наполнены или, наоборот, лишены.

Зачем прислушиваться к проблемам других, осознавать причины, стремиться лучше понять? Что-бы быть терпимее друг к другу и не создавать ненужных конфликтов. Восстановить утраченные связи поколений, объединиться. Сделать более устойчивой свою психику, развить способность переносить тяготы и сложные жизненные ситуации. И помогать тем, кто в своё время многое отдал на благо семьи, будущих поколений или даже страны.

­ Интересно ли работать со старшим поколением, с уже всем известным прошлым?

­ Истории жизни людей очень интересны! Это как читать книгу, с тиражом в один экземпляр. Уникальную книгу, у которой нет копии! Настоящий фолиант, который может иметь объём бесконечности, ведь в жизни множество событий, которые становятся воспоминаниями наших дневников памяти.

­ Как, с чего началась ваша работа с «бабушками»?

­ Около четырёх лет назад коллега предложила мне провести курс занятий по психологии для студентов... но студентов необычных, возраст их варьировался от 60 до 80 лет с хвостиком. Я согласилась, ведь это новое для меня и, соответственно, интересное. Но немного позже я, честно говоря, испугалась. Чего? Возраста, вернее разницы, ведь своим студентам я приходилась внучкой. Чему я их могу научить?!

Кроме того, попросту нельзя заумными постулатами психологии нарушать привычный устой мысли людей с огромным жизненным опытом, чтобы случайно не «сбить настройки» и не лишить прожитую жизнь смысла. Зная это, мне важно было подобрать нужный материал для занятий. Когда я шла на первую встречу, у меня тряслись ноги, дрожал голос, да ещё и в животе урчало от волнения. И хоть я себя не видела со стороны, но, скорее всего, мои глаза – взгляд, выдавали внутреннее беспокойство. Эта встреча для меня была очень серьёзной и ответственной. И, как оказалось позже, ещё и очень значимой как для специалиста, так и для человека.

Дневники памяти

­ В чём заключалась терапия? Чем вы занимаетесь на занятиях?

­ В нынешнее время современных технологий и сверхзвуковых скоростей, безудержного зарабатывания денег, с желанием и возможностью везде успеть, с обесцениванием семьи и брака, утратой связи поколений, переходящих в полное безразличие к старшим, очень важны, а порой крайне необходимы тонкие душевные связи, которые не заменит ни один компьютер, ни один современный канал передачи информации.

Я предлагаю своим студентам попробовать приоткрыть свои дневники памяти... И вот мы уже в добрых воспоминаниях о наших бабушках и дедушках. К кому­то воспоминания придут в виде аромата свежих булочек или пирожков, тающих во рту и доставляющих радость от одного к ним прикосновения. К кому­-то – вкусом корочки хлеба, политой растительным маслом и посыпанной солью. А может, это теплые беседы и сказки, которые читала бабушка перед сном. Или воспоминание-­образ бабушки, отряхивающей снег с валенок, непременно веником, и стягивающей с рук обледенелые рукавицы, когда вы приходили с прогулки. Она надевала вам теплые вязаные носочки и поила чаем с малиновым вареньем, чтобы уберечь от простуды, при этом приговаривая что-­нибудь своё, нравоучительное. Каждое воспоминание –  это тонкая ниточка, связывающая нас с тем временем, когда мы были детьми, когда рядом была бабушка, незаменимый помощник, а порой и заменитель мамы.

Обычно набор студентов в группу проходит два раза в год: осенью и весной. На занятиях мы встречались один раз в неделю, в течение полутора-­двух месяцев. После курса –  каникулы. Но иногда каникул не было, так как хотелось продолжать встречи. Мы стали встречаться чаще (на тот момент у меня был достаточно просторный кабинет) и находить новые темы для обсуждений, изучения, обмена информацией. А информации было много! Воспоминания о молодости, интересных моментах жизни, об истории семьи с особенностями взаимодействия всех её членов, о сложностях и радостях, о трагедиях и гордости за достижения. О разнице поколений и трудности в понимании своих детей, а тем более внуков. О том, что было важно рассказать, доверить, поделиться. Были и трагичные истории о потери близких, о непростых состояниях, которые очень остро переживаются в любом возрасте. А как интересны рассказы об отношениях мужчины и женщины! О том, как знакомились, встречались, удивляли друг друга, женились, рожали детей, при этом преодолевая вместе все тяготы жизни. Ведь не секрет, что нынешние браки совсем недолговечны. И мне стало любопытно, что же было такого тогда, что соединяло людей на многие десятилетия, и чего нет сейчас, в наш век технологий, когда всего достаточно и легко можно организовать быт, найти подходящую для себя работу, съездить в отпуск, купить в магазине что пожелаешь. Несмотря на то что об этом много пишут, рассуждают, вещают с экранов телевизоров, проводят исследования, мне было любопытно самой разобраться в тонкостях происходящего, получить личный опыт. Эту тему я взяла для собственного исследования.

Тайны поколений

­ Хотите сказать, что тоже значительно обогатились от этого общения?

­ Наш образовательный процесс носил двусторонний характер. Я давала те знания, которыми владею, научала способам нормализации своих состояний, обучала взаимодействию с детьми и внуками, рассказывала о техниках, помогающих расслабиться, поддержать работу памяти и других процессов. Мы много рисовали, хотя цели научить этому не стояло. Вы не представляете, какое это удовольствие наблюдать за людьми, которые кисточку держали в руках разве что учась в школе! И видеть восторг в глазах от того результата, который появлялся. Это была радость творчества, радость от новых умений, к которым казалось нет способностей, раскрытие своих талантов. Были занятия рукоделием, на которых мы плели, вязали, клеили, лепили – в общем, творили и вытворяли.

И, как полагается, по традиции накрывались столы с вкусными пирогами, чаем. Вообще, к слову сказать, совместный стол с приятными разговорами, обсуждениями, очень сближает, создает правильную эмоциональную атмосферу в любой семье. В свою очередь мои любимые бабушки наградили меня огромным опытом в понимании желаний и потребностей данного поколения, научили взаимодействию с ними. Тайны поколений, о которых я знала в теории, из учебников, теперь открылись для меня в виде реального жизненного опыта. Так, со временем, наши встречи стали чем-­то большим, чем просто отношения студентов и преподавателя. Теперь у меня не одна бабушка, а как минимум пятнадцать. Мы часто обмениваемся сообщениями, с радостью встречаемся вне занятий, отмечаем юбилеи и дни рождения. С некоторыми созваниваемся, обсуждая какие­-то вопросы и проблемы. С кем­-то, встречаясь на улице, подолгу не можем расстаться, обмениваясь новостями и эмоциями. У нас образовалась своеобразная семья, с эмоциональными связями, которые поддерживают в сложных ситуациях, да и просто порой хочется с кем-­то поговорить.

И каждый раз я вспоминаю своих родных бабушек, которым уже далеко за 80 и с которыми, к сожалению, редко видимся, так как живём в разных местах, но поддерживаем связь. Вспоминаю и мысленно передаю им всё свое тепло, всю благодарность за счастливое детство, за вкусные булочки и волшебные сказки, за тёплые вязаные носочки и шарфики, спасающие от холода и ангины, за добрый и ласковый взгляд, любовь и заботу, которую они давали маленькой девочке. Я счастлива тем, что могу вернуть свою благодарность не только своим родным бабушкам, а ещё и вновь появившимся. Люди – это истинная ценность нашей жизни.

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Яндекс Новости | Яндекс Дзен | Telegram